Слайд 1Павел Петрович Бажов
Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №24
г. Дзержинска Нижегородской области.
Слайд 2О Бажове и его творчестве
«В волшебный мир старых уральских сказов Бажов
помещал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». Бажова называли «добытчиком устного речевого золота и искателем самородных сказаний».
Слайд 3Pодился 15 (27) января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В
детстве жил в Сысерти и Полевском[5][6]. В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем — Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор.
Слайд 4Интересные факты
Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь являетсявнуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар.
Говорят, советский писатель Демьян Бедный, прочитав сказы Бажова, не воспринял их как оригинальноепроизведение. Решив, что Бажов просто записал фольклор, Бедный решил переложить эти сказы стихами. Узнав, что он ошибся и он перекладывает чужой труд, поэт расстроился и уничтожил свою трёхмесячнуюработу[источник не указан 477 дней].
Американская писательница-фантаст Мерседес Лэки включила Хозяйку (Королеву) Медной Горы в своюкнигу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка — могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколькобезрассудным характером.
Прототип главного героя бажовских сказов, Данила-мастер, согласно книге «Режевские сокровища», родилсяи вырос на уральской реке Реж, в небольшой деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев.
Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказкиВадима Соколовского «Книга Мастеров».
Слайд 8Сказы
Создание сказов (т. н. «тайные сказы» — «старинные устные предания» уральских горнорабочих) происходило
в сложных условиях краеведческого движения 1920-х — начала 1930-х годовПри написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. П. П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа». Примеры таких трактовок:
Ерофей Марков — житель уральского села Шарташ (сказ «Золотые дайки»);
Ермак — выходец с Урала (сказ «Ермаковы лебеди»);
Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка (сказ «Шелковая горка»).
Алмазная спичка
Аметистовое дело
Богатырева рукавица
Васина гора
Веселухин ложок
Голубая змейка
Горный мастер
Далевое глядельце
Две ящерки
Демидовские кафтаны
Дорогое имячко
Дорогой земли виток
Ермаковы лебеди
Жабреев ходок
Железковы покрышки
Живинка в деле
Живой огонек
Змеиный след
Слайд 9
Малахитовая шкатулка
Сборник сказов Павла Бажова, пример литературно обработанного «рабочего фольклора» Урала.
В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание собирать «колхозно-пролетарский» фольклор. Однако историк В. П. Бирюков на Урале не нашел рабочего фольклора для сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Тогда П. П. Бажов, ставший редактором этого сборника, написал для него три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве от «дедушки Слышко». Впоследствии оказалось, что сказы придуманы самим Бажовым.
Слайд 11
Сказ о сироте, которого в подмастерья к себе малахитовых дел мастер
взял. Дар у сироты был, быстро управлялся с заданиями. Да как-то услышал легенду о Хозяйке медной горы, у которой цветок каменный есть.
Сказ впервые опубликован в «Литературной газете» от 10 мая 1938 г. и в «Уральском современнике» в том же году. К этому сказу примыкают два других: «Горный мастер», повествующий о невесте Данилы — Катерине, и «Хрупкая веточка» — о сыне Катерины и Данилы-мастера.
Сказ «Каменный цветок» был экранизирован в 1946 г. Сценарий написан в соавторстве с И.Келлером. В основу сценария положены сюжеты сказов «Каменный цветок» и «Горный мастер».
По сказам Бажова свердловским композитором А.Фридлендером написан балет «Каменный цветок». Премьера балета состоялась 5 августа 1944 г. на сцене Свердловского театра оперы и балета им. А.Луначарского.
Композитор Сергей Прокофьев работал над балетом «Сказ о каменном цветке» до конца жизни. Премьера балета состоялась в 1954 г.
Слайд 12И вот однажды, когда парень, внимательно изучив очередной камень, разочарованно отошел
в сторону, услышал он голос, советующий искать в другом месте – у Змеиной горки. Дважды был повторен мастеру этот совет. А когда оглянулся Данила назад, то увидел прозрачные, едва заметные, мимолетные очертания женщины какой-то
Слайд 13Пошел на следующий день туда мастер и увидел «малахитину вывороченную». Идеально
подходил для чаши камень этот - и темнее цвет его книзу, и прожилки в нужных местах. Сразу и принялся истово за работу. Чудесно у него получилось отделать низ чаши. Получился на вид – природный куст дурмана. А вот когда чашку цветка точил, потеряла красоту чаша. Данилушко тут совсем сна лишился. «Как исправить?» - думает. Да взглянул на слезы Катюши и решил – жениться
Слайд 14Уж наметили и свадьбу – в конце сентября, под праздник Воздвижения
Креста Господня. В тот день змеи собираются на зимовку… Только решился Данилко пойти к Змеиной горке, чтоб увидеть Хозяйку Медной Горы. Только она могла помочь дурман-чашу осилить. Встреча произошла…
Потом пошел Данила к своей невесте на вечеринку, да не развеселился. Проводив Катю домой, он вернулся к Прокопьичу. А ночью, когда наставник спал, парень разбил свою дурман-чашу, плюнул в чашу господскую, да и ушел. Куда – неведомо. Одни говорили, что с ума сошел, другие – что пошел к Хозяйке Медной горы горным мастером работать.
Слайд 15Серебряное копытце" - один из знаменитых уральских сказов, в которых П.П.
Бажов использовал поверья и легенды народов Урала. В нем козлик Серебряное копытце дает девочке Дарёнке и старику Коковане богатство, потому что они заслужили его неустанным трудом и старание
Слайд 17На одном золотом прииске вокруг костра сидели четверо взрослых и парнишка
Федюнька. И вдруг они увидели, как из огня вынырнула рыжая девчонка в голубом сарафане. Она стала плясать, описывая круги, становясь все больше ростом. Около большой сосны она остановилась, топнула ножкой, указывая тайное место, но пропала, когда заухал филин. Дедко Ефим рассказал всем о старинной примете: где Поскакушка покажется -- там и золото искать. Наутро начали «дудку бить», но ничего не нашли. Над неудачными поисками люди стали смеяться.
Через некоторое время отец мальчика попал в больницу, мачеха выгнал Федюньку из дому, и пошел он на прииск к деду Ефиму. Ему повезло: на зимней тропке вышла к нему Поскакушка и показала место, где искать золото. Мальчик рассказал об этом деду Ефиму, и они нашли золото, которого хватило на пять лет безбедной жизни (до исполнения Федюньке14 лет). Потом на прииск, названный Поскакушкинский, «народ со всех сторон кинулся», и золото пропало.
Слайд 19 Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит народных преданий. На
страницах рассказов распускаются неувядаемые каменные цветы, оживают добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики. Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов.
Слайд 20Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в
Свердловске на Ивановском кладбище.
В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.
Слайд 21Памятная монета Банка России, посвящённая 115-летию со днярождения П. П. Бажова В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан музей Бажова.
В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю[2].
В честь П. П. Бажова названы посёлок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане и других городах России, Украины и Казахстана (улицаПавла Бажова в Усть-Каменогорске).
Образы из сказов П. П. Бажова —Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованнойящерицы) — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
К 120-летию писателя, в 1999 году учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая вЕкатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинскойобласти.
В честь Павла Петровича Бажова назван пермский теплоход (компания «ВолгаWolga»).
В августе 2011 года в Екатеринбурге основано Бажовское общество.
Увековечивание памяти Бажова
Слайд 22Памятник Бажову на Ивановском кладбище
Гранитный памятник установлен 14 сентября 1961 года.
Авторы памятника - скульптор А. Ф. Степанова и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображен в полный рост сидящим на камне в спокойной, непринужденной позе, руки лежат на коленях, в правой руке - курительная трубка. Высота памятника 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись: «Бажов Павел Петрович. 1879-1950».
Слайд 24Сказы Павла Бажова исследователи его творчества называют настоящей энциклопедией уральской культуры.
Если
бы не Бажов, то мы сейчас практически ничего не знали бы об особом укладе жизни, который сложился в XVIII–XIX веках на горных заводах Урала. Без него погибли бы старинные предания горнорабочих, их фантастические образы, народная мудрость, говор уральцев. Все это было бы колоссальной утратой для историков и филологов, для патриотов уральской земли. Мы должны читать сказы Бажова. Ведь этот писатель сумел передать особое отношение к труду, понимание его роли в жизни.
В сказах Бажова труд — это намного больше, чем ежедневная рутинная обязанность. Истинный мастер относится к работе с самоцветами как к способу увидеть суть вещей, приобщиться к природе, узнать ее потаенные секреты. Мастерство для него перерастает в творчество, он стремится раскрыть красоту камня, превратив живое в еще более живое. Работа для уральца — ценностный центр жизни, его неотъемлемое личное достояние. И себя, и других он оценивает по уровню владения мастерством.
Читая бажовские сказы с ранних лет, дети научатся и характерному некогда для уральцев уважению к человеку труда