Слайд 1КГБОУ «Алейская общеобразовательная школа-интернат»
Открытый урок по теме:
«Имя прилагательное.
Обобщающий урок»
(9 класс)
Учитель русского языка и литературы
Дьячук Зинаида Михайловна
г. Алейск, 2016
Слайд 2Цели урока.
1. Образовательная:
Обеспечить условия для развития умений выделять имя прилагательное в
речи.
Систематизации знаний об имени прилагательном.
Развития умений проверять окончания имён прилагательных по вопросам и определять род, число, падеж прилагательных.
Слайд 32. Коррекционная:
Обеспечить условия для развития навыков словообразования.
Активизация словарного запаса учащихся.
Развития
умений сравнивать, анализировать, выделять главное.
Развития умений концентрировать внимание.
Развития наглядно-образного мышления.
3. Воспитательная:
Развитие умений видеть красоту природы.
Воспитание экологической культуры.
Слайд 4Оборудование
Использование мультимедийной техники.
Иллюстрации «Осенний лес», «Зимний лес».
Таблички по теме урока, опорные
сигналы.
Раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы, ребус, загадки.
Слайд 5Приветствие
Придумано кем-то, просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро»
«Доброе
утро» - солнцу и птицам,
«Доброе утро» - улыбчивым лицам.
Слайд 6Определите тему сегодняшнего урока
Какую часть речи изучаем?
Что называется именем прилагательным?
Как согласуются
имена прилагательные с именами существительными?
Как определить падежные окончания имен прилагательных?
Слайд 7Тема урока
“Имя прилагательное”
Слайд 8Девиз урока
Всё что знаем – обобщим.
На уроке не молчим.
Руку чаще поднимаем,
На
вопросы отвечаем.
Слайд 9«Какие умения мы будем закреплять?»
Находить в тексте имена прилагательные.
Изменять имена прилагательные
по падежам.
Определять род, число, падеж имён прилагательных.
Слайд 10Памятка
Чтобы определить род и
число
прилагательного надо:
Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное;
Определить род, число и падеж существительного;
По роду, числу и падежу существительного узнать род и число имени прилагательного.
Слайд 11Задание-разминка
Определи род прилагательных.
ой, ый, ий
ая, яя
ое, ее
ые, ие
Подбери прилагательное «душистый»
к существительным: сено, хвоя,
мёд, травы.
мужской род
женский род
средний род
мн. число
Слайд 12Для чего нужны прилагательные в речи?
Прилагательные:
Дают сведения о предмете, уточняют цвет, величину, форму и другие признаки.
Украшают нашу речь яркими образными выражениями.
Слайд 13Определите признак предмета
По цвету
По форме
По вкусу
По величине
Слайд 14Задание-разминка
В каждом ряду вычеркни лишнее слово
Чуткий, добрый, огромный, отзывчивый.
Синий, серый,
худой, фиолетовый.
Круглый, овальный, большой, квадратный.
Слайд 15Замените одно из существительных именем прилагательным
Осень – золото; Лес – поляна;
Колос –
рожь; Зима – день;
Солнце – зима; Тишина – торжество;
Ковёр – снег; Осина – лес.
Слайд 18Ответьте на вопросы, подбирая прилагательные
Чем нас радует осень?
Что убирают с полей?
Слайд 19Золотой колос,
золотые руки,
золотое кольцо
Слайд 20Запомни пословицу
Без этих рук и без труда – хлеб не родится
никогда
Слайд 21Из _____________ колоса пшеницы будет выпечен ____________ хлеб.
Подбери нужные
имена прилагательные
к именам существительным
Слайд 23Разгадай загадку
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки?
Слайд 25Подобрать нужный вопрос
к прилагательным, вставить окончания, определить род, число, падеж .
1.
Ранн… утром мы отправились в соснов… бор.
2. Бел… снежн… ковром покрыта земля.
3. Снег искрится под лучами ярк… солнца.
4. Мы любуемся серебрист… инеем на деревьях, зимн… лес заворожил нас.
5. В соснов… лесу стоит торжественн… тишина.
Слайд 26Морфологический разбор словосочетания белого снега
по схеме
1.Вопрос
2.Часть речи
3.С каким существительным
согласуется
4.Число
5.Род
6.Падеж
Слайд 27Подведение итогов.
Что называется именем прилагательным?
Для чего нам нужны имена прилагательные?
Слайд 28Оценки за урок.
На уроке было интересно? Всё понятно?
Иногда были трудности, но
я справился.