Слайд 1
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ КОНТРОЛЬНЫХ СРЕЗОВ
Слайд 2ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
Задание: найдите среди ошибок слова
с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило.
Слайд 3I. Орфографические ошибки.
1. Деревья – дерево. Задеревенеть, деревянный.
Мы укрылись от солнца
в тени густых деревьев.
2. Праздник – празден. Праздновать, праздничный.
Есть просто праздники, а есть еще праздники души.
II. Пунктуационные ошибки.
Ты слышал шум леса? (вопр.)
III. Речевые ошибки (в творческих работах).
Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний.)
Слайд 4НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
Прием 1. Работа над этимологией слова
смородина –
от слова «смород»,
которым раньше могли называть как стойкий неприятный запах, так и благовония.
великолепный – вель.
Слайд 5ПРИЕМ 2. АУКЦИОН «КТО БОЛЬШЕ?»
-да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-)
-раз- (-раж-)
зараза, заразный, зараз,
подражать, поражение, поразить, выражение, выразить.
Слайд 6ПРИЕМ 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
-стой- и -ста-
Стоян у стойки
стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки.
Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок.
Слайд 7ПРИЕМ 4. ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ»
Орфограмма «Буква ь на конце глаголов
после шипящих»
Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил.
Семь раз отмерь, один раз отрежь (повелит. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь(н.ф.).
Слайд 8ПРИЕМ 5. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»
Орфограмма «О – Е в
суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных»
Кто больше запишет слов с суффиксом -онок- после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-?
Слайд 9ПРИЕМ 6. СОСТАВЬТЕ КРОССВОРД
(РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДОМА)
Со словами,
в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд.
Слайд 10ПРИЕМ 7. СОСТАВЬТЕ ШАРАДУ
1-й слог – приставка;
2-й слог – числительное;
3-й слог
– у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;
все слово – глагол.
(выстоишь)
Слайд 11ПРИЕМ 8. ПОИГРАЕМ В БУРИМЕ
суффиксы -ева-, -ова-.
Намалевать – обуревать, одолевать, заночевать.
Беседовать
– патентовать.
В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!
Слайд 12 ПРИЕМ 9. НАПИШИ ЭСЭМЭСКУ
Обращение.
«Настенька, давай сегодня встретимся».
Бессоюзные
предложениях.
«Радуйся – по русскому ничего не задали!»
Знаки препинания при междометиях.
«Ура! Каникулы!»
Слайд 13ПРИЕМ 10. СЛОВОТВОРЧЕСТВО
ЗемлЕтрЯсение
Умопотрясение, основопотрясение, горепотрясение, ошибкопотрясение, новопотрясение.
Слайд 14ПРИЕМ 11. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
(ИГРА “ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ”)
1. Выпишите слово
с приставкой при: пр…ступник, пр…пятствие, пр…одоление, пр…косновение.
2. Слово с пре: пр…рода, пр…чина, пр…града, пр…мер.
3. Слово с нн в суффиксе: броше…ый, соле…ый, варе…ый, пече…ый.
4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расст…лить, уп…рается, выт…реть, подб…ру.
5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: пр…бой, бр…вна, разб…ваются, отх…дят.
6. Слово с непроверяемой гласной в корне: в…доросли, г…ризонт, зат…шье, в…лны.
7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно: (в)перед, (без)умолку, (на)угад, (в)дребезги.
Слайд 15ПРОВЕРКА
1. прикосновение
2. преграда
3. брошенный
4. упирается
5. разбиваются
6. горизонт
7. без умолку
Слайд 16ПРИЕМ 12. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
Утро в лесу.
Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор. Капельки росы блистят на тонких проводах паутины ведущих вглубь леса.
Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблескивает озеро, окруженное соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.
Далеко за лугом виднеется река, на берегу ростут ракиты и ивы, некоторые из них склонились на бок. Река течет с начала тонким ручейком, а потом в низу становится все полноводнее.
Слайд 17
Вдаль –уходящий (куда?) вдаль; вглубь, вверх.
Коридор – словарное слово.
Блестят - нет
–а-; вытереть, замереть.
Пробираемся – есть –а-; протираем, выбираем.
Пестреет – пёстрый.
Слайд 18МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ В РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
Слово квадрат дети проверяют
латинским словом квадра.
Слова с корнем гео- объясняют с точки зрения их образования.
Слайд 19КЛАССИФИКАЦИИ СЛОВ С ОШИБКАМИ
I. Проверьте! (Орф. 1,3,4)
II. Объясните! (Почти все остальные
орфограммы)
III. Запомните! (Орф. 2)
IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)
V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)
VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)
Слайд 20 РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
Первый уровень
- базовые знания.
Второй уровень - базовые знания плюс дополнительное задание.
Третий уровень - творческий. Он предполагает написание маленьких сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления.
Тема. Разделительный твердый (ъ) и
разделительный (ь) знаки.
I уровень
Прочитайте. Запишите слова в два столбика.
С..ел, солов...и, с...ежился, в...юн, с..ёмка,об..явление,в..ехали.
II уровень
Прочитайте, исправьте ошибки. Спишите.
Шъет костюм, подьём флага, подехал к подьезду, седобный гиб, лъёт воду, подьёмный кран.
III уровень
Придумайте рассказ, используя 5-7 слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.
Слайд 21
I уровень
Просклоняйте имя существительное дома.
И._____
В.______
Р._____ Т.______
Д._____ П.______
II уровень
Запишите слова в три столбика. Определите падеж.
Кустам, ножами, грибами, замках, дроздам, мостах, ветрах, билетами, берегам.
III уровень
Напишите имена существительные в форме творительного падежа. Выделите окончания.
Дожди, листопады, огороды, медведи, грибы, орехи, термометры, столбики, законы.
________________________________________________________________
Тема. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе
Слайд 22ТЕМА. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
I уровень
Прочитайте . Выпишите имена числительные
вместе с существительными, с которыми они связаны.
Первый космический полёт совершил лётчик- космонавт Юрий Гагарин. В четырнадцать лет получают паспорт.
II уровень
Запишите слова в два столбика..
Шестнадцать, десятый, двадцать, пятый, четырнадцатый, шесть, сороковой, пятьсот.
III уровень
Напишите пять имён числительных, которые отвечают на вопрос какой?
Слайд 23ТЕМА. НАРЕЧИЕ
I уровень
Выпишите из диктанта 10 наречий, объяснить их
написание.
II уровень
Выпишите из диктанта 10 наречий и составьте с этими наречиями словосочетания/
II уровень
Выпишите из диктанта 10 наречий. Напишите творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.
Слайд 24ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
I этап : Первоначальное обучение начинается с
работы над ошибками в рабочих тетрадях. Ученик выписывает слово с допущенной ошибкой до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.
II этап. Если слово можно проверить, то подбирается и записывается проверочное слово.
Л_сник –
П_рад, …
Слайд 25
III этап. Ученик записывает слово, подбирает проверочное, тут же записывает
два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.
Лесник – лес, подлесок, лесовик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.
В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.
Слайд 26КОНТРОЛЬ НАД УСВОЕНИЕМ МАТЕРИАЛА
Пишутся диктанты «По следам моих ошибок»,
изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму.
Работа со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически обучающиеся работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.
Слайд 27ПАМЯТКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Объяснение допущенных орфографических
ошибок.
Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
Слайд 29
2. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК.
1. Указать причину, по которой необходимо поставить
знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)
2. Выписать предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы 3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.
Слайд 30
3. РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ
Грамматическая ошибка - это неcоблюдение норм слово-
и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.
Слайд 31ОТЧЕТ «ПОЧЕМУ Я СДЕЛАЛ ОШИБКИ?»
Примерный план
1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.
2. Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:
А. Не усвоил новый материал.
Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).
В. Допустил ошибку в словарном слове,
Г. Обстановка в классе во время диктанта.
Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).
Оценка собственных знаний, выводы.
Слайд 32
Своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях обучающихся –
значит
обеспечить возможность
дальнейшего продвижения ребенка
вперед на пути получения новых знаний.