Слайд 1Проектная деятельность в Лицее
«Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя
на то, что ничего интереснее этого в жизни нет»
С.Лем
Автор: Петрова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ Лицей № 10 им. Д.И.Менделеева
Слайд 2Организация проектной деятельности в Лицее
В рамках программы «Одаренные дети»
в Лицее в 2008 году была создана Школьная академия наук (ШАН)
Необходимость ее создания обусловлена тем, что все больше учащихся стало вовлекаться в проектную деятельность – с одной стороны,
и повышение квалификационного уровня и опыта педагогов, их творческого роста – с другой.
При организации проектной деятельности в Лицее было разработано Положение о проведении ежегодных Менделеевских чтений, создана Программа курса дополнительного образования «Школьная академия наук» и поставлены следующие задачи, которые можно сформулировать следующим образом:
Слайд 3
Цели и задачи проектной исследовательской деятельности:
Научить организовывать свою деятельность: определять ее
цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты
Слайд 4
Научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять
их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость
Слайд 5
Научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и
обосновывать собственную позицию
Слайд 6
Научить решать проблему, связанную с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя,
потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умения анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям
Слайд 7
Сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальные значения для различных видов
деятельности: навыки решения проблем, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества
Слайд 8
Подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в
ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям дальнейшего обучения, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля
Слайд 9Реализация поставленных задач
Для выполнения поставленных задач и была организована проектная деятельность
учащихся в Лицее. Ее реализация в Лицее была начата с создания методической службы, помогающей учителю и ученику войти в пространство новых образовательных взаимоотношений.
На первом этапе ее работы был сформулирован ряд задач, которые к настоящему времени успешно выполнены
Слайд 10Этапы реализации:
Во-первых, были организованы общелицейские теоретические семинары для учителей по ознакомлению
с инновационными образовательными технологиями организации педагогического процесса (один раз в четверть). В частности, рассматривались технологии по организации проектной деятельности. Практические навыки по организации проектной деятельности, учитывающие специфику учебных предметов, учителя-предметники получали на заседаниях предметных кафедр (два раза в месяц). По итогам занятий учителям предоставлялись документы в помощь руководителям проектов:
«Этапы проведения проекта», «Общие правила для руководителя проекта», «Диагностика учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)», «Отчет о текущей работе проектной группы»
Слайд 11Этапы реализации:
Во-вторых, была разработана система требований к итоговому представлению проекта на
Менделеевских чтениях, которая одновременно помогает учителям и учащимся выстраивать свою работу
Слайд 12Этапы реализации:
В-третьих, решалась задача мониторинга квалификации учителя – организатора проекта. Результаты
индивидуального мониторинга позволили целенаправленно обеспечить методическую помощь каждому учителю-предметнику
В-четвертых, была создана система защиты и экспертной оценки проектов как итог всей деятельности, т.е. проведение ежегодных Менделеевский чтений в Лицее
Слайд 13Результаты проектной деятельности:
Во многом проектная деятельность в Лицее была инициирована проводимым
в районе Дне Науки, активным участием в нем учащихся Лицея.
Результатом проектной деятельности в Лицее являются победители и призеры районного Дня Науки.
№ п/п Год Название проекта ФИ учащегося , класс Руководитель проекта Результат
2009«Порох в России» Фирсов Иван 9А Борисова Л.И., учитель химии Победитель
«Решение задач на смеси и сплавы» Семенов Александр 7Б Садовникова О.П., учитель математики Победитель
«Топонимы Подмосковья» Гуднева Полина 9А Петрова И.В., учитель русского языка и литературы Лауреат
«В поимках живой души» (по произведениям Н.В. Гоголя) Тартаковская Александра 9А Петрова И.В., учитель русского языка и литературы Лауреат
«Сложные слова, состоящие из трех и более элементов в английском языке» Дегтяренко Оксана 11А Калякина Н.А., учитель английского языка Лауреат
2010 «Трудности англоговорящих студентов при изучении русского языка»Козлова Екатерина 11Б Войнова Т.С., учитель английского языка Лауреат
«Тайны петроглифов Северной России» Волнов Максим 6Б Строганова Е.В., учитель истории и обществознания Лауреат
2011 «В мире эллипсов» Савина Ангелина 9б Садовникова О.П., учитель математики Лауреат
«Первая в России» Гуднева Полина 11А Борисова Л.И., учитель химии Лауреат
Слайд 14Результаты проектной деятельности :
Такие проекты как «Порох в России» (Фирсов Иван
9А, руководитель Борисова Л.И.) и «»Ювенальная юстиция: за или против» (Лапина Каролина 10Б, руководитель Никитина Л.Н.) были представлены на Всероссийские конкурсы
Слайд 15Практическое применение проектов:
Проектная деятельность имеет такое практическое применение, как использование научных
исследований на уроках и во внеурочной деятельности
Слайд 16Организация проектной деятельности в Лицее
1. « Решение задач на построение»Сорокивская Юлия7БТуренко
М.А.
2. «Теорема Пифагора»Асташина МарияСинякова Диана8БГончарова Т.И.
3. «В мире эллипсов»Савина Ангелина9БСадовникова О. П.
4. «Первая в России» (К 300-летию М.В. Ломоносова)Гуднева Полина11АБорисова Л.И.
5. «Язык фракталов»Бегун Алексей6ВБелова Н. Г.
6. «Числа-великаны»Садовников СергейДавыдов Дмитрий5АЗимняя Н.В.
7. «Магические квадраты»Дунец ВалерияМаршалова Ирина8АЗимняя Н.В.
8. «Колмогоров А. Н.- русский математик»Тюленев АлександрКислова АлександраИванов Артем11БЧудинкина Н.И.
9. «Компьютер как фактор влияния на взаимоотношения учащихся и родителей»Денискина Дарья10АЧеснокова Т. С.
10. «Школьный фартук»Захарова Марина8АГуднева М.В.
11. «Физика в диалоге с компьютером»Бакаринова ОльгаЯстребова Маргарита10АЛысихина Н.М.
12. «Физика в жизни человека»Сорокин Данила5ААндрианова Т.В.
13. «Компьютер в моей жизни» (Использование графического редактора)Гайдаров Роман5ААндрианова Т.В.
14. «Количественное исследование кристаллогидрата»Волнов Максим7ББорисова Л.И.
15. «Влияние газированных напитков на зубную систему человека»Ястребова Маргарита10АМаршалова Н.А.
16. «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» на киноэкране»Новикова АленаМосквичева Елизавета7АТумасова Т.А.
Слайд 17Организация проектной деятельности в Лицее в 2010- 2013 годы
17. «Клинский край
в истории русской культуры»Цолина СофьяВолнов МаксимКокорев Григорий7БМирлас В.Н.
18. «Ювенальная юстиция: за или против?»Лапина Каролина11БНикитина Л.Н.
19. «История печатного дела в Клинском крае»Тюрчева ЕкатеринаКаськун АлександрДоновская Яна10АСтроганова Е.В.
20. «Две судьбы - одна надежда». Посвящается 70-летию битвы под МосквойМасленкина Алена10АСтроганова Е.В.
21. «Основные аспекты трудоустройства несовершеннолетних граждан РФ»Сударев ДенисТроц Никита8АСтроганова Е.В.
22. «Из истории моды Великобритании»Докин КириллКоверда АлександраЮданова ИринаАсташина Мария8БЕвтеева Г.Г.
23. «Животный и растительный мир Великобритании»Москвичева АринаКокарев ГригорийТихомирова Екатерина5А7БЕвтеева Г.Г.
24. «Политические деятели Великобритании»Инюшева ДарьяТюрчева Екатерина10АЕвтеева Г.Г.
25. «Бионика и медицина»Зимин ГерманЯрославцев Дмитрий7АМалова И.В.
26. «Экологическое состояние реки Сестры»Семенов Александр9БМаршалова Н.А.
27. «Движение жидкостей и газов»Козлова Александра7БАндрианова Т.В.
Слайд 18Методические рекомендации
Этапы проведения проекта
Подготовительный, или вводный(погружение в проект):
Выбор темы и ее
конкретизация
Определение цели, формулирование задач
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей
Выдача письменных рекомендаций
Слайд 19Этапы проведения проекта
Поисково-исследовательский этап:
Определение источников информации
Планирование способов сбора и анализа информации
Подготовка
к исследованию
Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов
Консультации. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив
Слайд 20Этапы проведения проекта
Трансляционно-оформительский этап:
Предзащита проекта
Доработка с учетом замечаний и предложений
Подготовка к
публичной защите
Стендовая информация о проекте
Слайд 21Этапы проведения проекта
Заключительный этап:
Публичная защита проекта
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
Слайд 22Правила для руководителя проекта
Подходите к проведению этой работы творчески
Не сдерживайте инициативу
учащихся
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций
Помните о главном: не делайте за школьника то, что он может сделать сам
Оценивая, помните: лучше 10 раз похвалить, чем один раз раскритиковать
Не забывайте о воспитании
Слайд 23Диагностика учащихся
Какой предмет вам наиболее интересен?
Какую дополнительную литературу читаете?
Какая из проблем
современности вам кажется актуальной?
Кто из учителей мог бы стать вашим консультантом?
Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей?