Слайд 1Игра
как средство активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и
литературы.
Доклад учителя русского языка и литературы
МОУ «Чажемтовская СОШ»
Полевщиковой Елены Александровны
Слайд 2
« Надо прогнать с урока бога сна Морфея и чаще приглашать
бога смеха Момуса – это обеспечит активность детей»
Ш.А.Амонашвили
Слайд 3
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании.
. Новая организация общества,
новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит и радость, и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Слайд 4
« «Лучший способ стимулировать внимание подростка связан с умением так организовать
учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания отвлекаться на длительное время. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Игровой компонент урока очень важен, так как игра является средством обучения».
Психолог В.А.Крутецкий
Слайд 5
игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
правильно
организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
П.М.Баев «Играем на уроках русского языка»
Слайд 6
Польский исследователь Стефан Шуман :
игра - характерная и своеобразная форма активности
ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.
Игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом.
Игра - процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Слайд 7
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике?
Основные условия:
соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд 8
Игровая форма занятий создаётся на уроке с помощью игровых приёмов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуется это разными способами:
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
Слайд 9Игра «Я работаю волшебником!»
Преврати эти маленькие предметы в большие!
Котик –
Мостик
–
Бородка –
Преврати эти большие предметы в маленькие!
Носище –
Ручища -
Сапожище –
С помощью чего вы это сделали?
Значит тема урока сегодня?
Тема : «Суффикс» 5 класс
Слайд 102. Учебная деятельность подчиняется правилам игры
Тема «Антонимы» 5 класс
Слайд 11Игра «Хвалим Падишаха»
МУДРЫЙ,
ДОБРЫЙ,
КРАСИВЫЙ,
ВЕЛИКИЙ,
СПРАВЕДЛИВЫЙ,
СИЛЬНЫЙ,
ЧЕСТНЫЙ
3.Учебный материал используется
в качестве игрового средства
ТЕМА: «Превосходная степень прилагательного» 6 класс
Слайд 124. В учебную деятельность вводится элемент соревнования.
Кто быстрее поможет Золушке
выбрать из кучи глаголов только глаголы несовершенного вида?
слепил, долбил, схватил, чинил, стукнул, поссориться, мириться, подлечил, примёрз, хохотал, бормочет, рассмеяться, думать, подарю, увезу, буду рисовать, нарисую, расхвалил, кувыркался, помог.
Игра «Золушка»
Тема «Вид глагола» 5 класс
Слайд 13
Игровые технологии отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе
весьма сложно. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение. Эта группа объединяет уроки нескольких типов. Организуя их, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Слайд 14Виды игровых уроков.
:
ролевые игры на уроке (инсценирование);
игровая организация учебного процесса
с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.),
Слайд 15ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИГРА?
Игра является универсалией культуры, она способна быть носителем
различных ценностей, утверждая равноправие, справедливость, правдивость, принципиальность.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, который развивает коллективизм, чувство ответственности, сопричастности к происходящему.
Слайд 16Основные черты игры
Свободная развивающая деятельность
Творческий характер деятельности
Эмоциональная приподнятость
Наличие правил, выражающих суть
игры
Слайд 17Целевой спектр игры:
Дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН в практической деятельности.
Воспитывающие: воспитание
самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, аналитических и творческих способностей, рефлексии.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, стрессовый контроль, саморегуляция, психотерапия.
Слайд 18Структура игры
Целеполагание
Планирование
Реализация цели
Анализ результатов
Самоутверждение, самореализация учащегося
Слайд 19
Большинство учителей и методистов называют проводимую в процессе обучения игру дидактической.
Виды
дидактических игр:
Игры-упражнения.
Игры-путешествия
Сюжетная игра
Игра - соревнование
Слайд 20Требования к проведению дидактических игр:
Игра должна быть формой деятельности учащихся, в
которой открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе.
Обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Использование каждого вида игр должно определяться особенностями учебного материала и возрастом учащихся.
Слайд 21«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их».
К.Д.Ушинский
Дидактические игры
при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации познавательной деятельности на уроках.
Слайд 22
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно
поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Слайд 23Как развивать и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного
предмета, как русский язык?
Слайд 24
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если
они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
Игровая методика позволяет “ включить “ всех и выявить творческие способности практически у всех детей.
Слайд 25
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя
по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, диктант-загадка, цифровой и распределительный диктанты и задание по типу «Третий лишний», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Слайд 26Из опыта работы.
Игровые элементы уроков.
Слайд 27 Выборочный диктант.
Игра «Следопыт»
Найдите все краткие прилагательные! Определите их род!
Лягушка- невеста
Смотрела
лягушка в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и симпатична. Глаза мои ярки, ресницы длинны, а наряды разнообразны. Кого же мне предпочесть в женихи? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив и даже красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
Тема: «Краткие прилагательные» 5 класс
Слайд 28Распределительный
диктант
Игра «Распорядитель»
Жила-была старая колдунья. Проживала она в старом замке. Ведьма
поглядывала из маленького окошечка вниз, помешивала серебряной ложкой варево в чугунном котелке и рассуждала вслух: «Ох уж мне это королевство! Ни одной приятной физиономии! Рыжая придворная дама вечно лезет со своей медной шевелюрой куда не следует, всюду суёт свой утиный нос! Хоть она и носит лисьи шубы, на её внешности это не отражается! (Ой, забыла бросить в котёл змеиное жало и лягушачьи лапки!)
А маршал её величества! У него каменное лицо и оловянный взгляд! Со своей слоновьей грацией все фарфоровые вазы во дворце перебил, зато в бою его цыплячья храбрость напоказ! (Ой, надо добавить воронью печень!)»
Тема: «Разряды прилагательных»
6 класс
Слайд 29Игра «Конструктор»
Соберите предложение!
1.Жёлтыми цветами художники согревают картины.
Из
этого предложения возьмите определение!
2.Ветка украшена листьями.
Из этого предложения возьмите дополнение!
3.Пушкин очень любил осень.
Из этого предложения возьмите дополнение!
4.Осень щедро одаривает леса краской.
Из этого предложения возьмите обстоятельство!
5.Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр.
Из этого предложения возьмите сказуемое!
6.Эх, дороги, до чего вы тяжелы!
Из этого предложения возьмите обращение!
Самостоятельно произведите синтаксический разбор полученного предложения (+характеристика, схема)
Тема «Синтаксический разбор предложения» 5 класс
Слайд 30Проверка!
Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги.
Слайд 32Игра «Тетрадный человечек»
Дорогой Друг!
В этом рассказе все глаголы стоят
в неопределённой форме, а надо поставить их в настоящее время! Заодно выясни, пожалуйста, вид и спряжение этих глаголов. А дальше придумай сам, что делает Тетрадный человечек, когда его никто не видит. Постарайся записать все глаголы правильно, желаю удачи!
Тема «Глагол» 5-6 класс
Слайд 33Игра «Мозаика»
Тема «Имя прилагательное» 5-6 классы
Слайд 35Игра «Бюро находок»
Тема «Притяжательные прилагательные» 6 класс
Слайд 36Игра «Третий лишний!»
Найди и объясни!
Бе…радостный, бе…шумный, бе…дарный
Пол…жение, прил…гательное, сл…гать
Надписать, облить, вскрикнуть
излагать,
ложь, изложение
Тема «Чередующиеся корни» 5 класс
Слайд 37
Конкурс
«Лучший друг
прилагательных»
5 класс
Лошакова Кристина
Слайд 38
Конкурс
«Самый
внимательный
гость»
Слайд 39
Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, интересной историей. Это позволяет
уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.
Слайд 40
Подберите к данным игровым схемам подходящие по строению предложения!
Выпал снег,
упал мороз, кошка лапой моет нос.
Капитан остановил пароход, и все стали проситься гулять.
Котёнок, которого мы приютили, был очень игривым.
Молодые казаки удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был смущён.
Я любовался березой, растущей у нашего дома.
Тема «Виды сложного
предложения» 9 класс
Слайд 41Игровые опорные схемы
Тема «Фонетика» 5 класс
Тема «Разделительные Ъ и Ь» 5
класс
Слайд 42Тема « Разряды прилагательных» 6 класс
Слайд 43ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ МОГУТ ПЕРЕХОДИТЬ ИЗ ОДНОГО РАЗРЯДА В ДРУГОЙ!
Игра «Что бы это
значило?»
Тема «Разряды прилагательных» 6 класс
Слайд 44
Лингвистическая сказка.
Тема «Синтаксис» 5-7 класс
Слайд 45Занимательный материал.
Подготовка к олимпиаде.
Игра «Следопыт»
Найдите звук [ш] !
Тема «Фонетика» 5 класс
Слайд 46
Занимательные стишки
о глаголах-исключениях
Тема «Спряжение глагола»
1 спряжение
2 спряжение
Слайд 47Урок-исследование
по теме
«Необычный рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» литература 7 класс
МОУ «Чажемтовская СОШ» учитель русского языка и литературы первой категории
Полевщикова Елена Александровна
Слайд 48Конкурс «Догада».
Кто есть кто?
Богиня страшных снов.
Богиня деторождения.
Бог мира и праздников, его
торжество 24 декабря.
Богиня любви.
Бог пиршества и вкусной еды.
Бог бури.
Услад
Посвист
Ладо
Коляда
Кикимора
Дидилия
Ассоциации лексического плана.
Слайд 49Кто это?
Ассоциации визуального плана.
Слайд 53
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности
учащихся. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для старшеклассников. Все они хотят играть. Важно только, исходя из их возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично вплести её в ткань урока.
Слайд 54
Использование игр в учебной работе с применением ИКТ, несомненно, может не
только повысить интерес к занятиям, но и сделать усвоение материала более прочным.
Применяя ИКТ, провожу следующие конкурсы: "Узнай героя", «Чьё словцо?» и т.д. Таким образом можно проверить знание текста произведения учащимися, их умения работать с текстом, формировать монологическую речь учащихся.
Слайд 55Литература 10 класс
Урок обобщающего повторения по роману
Фёдора
Михайловича
Достоевского
«Преступление
и
наказание»
Слайд 56Эпиграф урока
Достоевский не устрашился наделить своего героя вызывающе наглядной фамилией: Раскольников
– расколотый человек.
Ю.Ф.Карякин
Слайд 57«Ба! Знакомые всё лица…»
Назовите героя романа.
«Это был человек лет 50, росту
повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был щёгольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, а руки были в свежих перчатках. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью.»
Свидригайлов Аркадий Иванович
Слайд 58Внимательно прочти текст!
О ком он?
«…угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее
время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право точно в нём два характера противоположных характера по очереди сменяются».
Слайд 59«Дебаты»
Цель: доказать, что в образе Раскольникова соединены «два противоположных характера».
План.
Доказать предложенную
позицию с помощью примеров из текста.
Задать провокационные вопросы противоположной команде, уточняя их точку зрения, попытаться запутать соперника.
Высказать истинную собственную точку зрения по данному вопросу.
Слайд 61ЛИТЕРАТУРА
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
ЗА КУРС РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
10 КЛАСС
Учитель
Полевщикова Е.А.
Урок-игра
«Звёздный час»
Составитель урока
Учитель русского языка и литературы 1 категории
Полевщикова Елена
Александровна
Слайд 62
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и игровые формы
домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
творческая работа;¬
лингвистическое исследование текста;¬
подготовка иллюстраций к литературным произведениям;¬
рисование обложек к литературным произведениям;¬
художественное чтение;¬
инсценировка художественного произведения;¬
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;¬
продолжение неоконченных произведений;¬
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Слайд 64Творческая работа
«Подражаем футуристам» 11 класс
Отчего так хорошо?
Хорошело от чего?
Может, по-хорошему влетело?
Может,
хорошо пошло?
Хорошенько-хорошенечко,
хорошо бы хоть чуть-чуть!
Но хорошего нисколечко,
Хорошо бы отдохнуть!
Нехороший по-хорошему:
Хорошелу хорошо,
А иначе хорошенечко
Схорошело бы ещё!
Ожогина Кристина
Слайд 65
Творческая
работа
Холодовой Насти
«Обложка к книге
А.С.Пушкина»
Слайд 66
Творческая работа
«Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Полевщиков Никита 8 класс
Слайд 67
Продолжение романа «Евгений Онегин», Шуматова Ирина
«Онегинская строфа»
Петрова Галина
Слайд 68Достоинства уроков в форме игры
1.Возрастает интерес учащихся к урокам, так
как игра вносит разнообразие.
2.Учащиеся совершенствуют навыки сотрудничества и сотворчества.
3.Игра способствует развитию творческих способностей учеников, так как творческие задания всегда присутствуют на таких уроках.
4.Старшеклассники в поисках материала к уроку обращаются не только к учебнику, но и к дополнительной литературе, что совершенствует их навыки самостоятельной деятельности, помогает усвоить материал более прочно.
5.Групповая игра стимулирует желание каждого внести свой вклад в общее дело.
6.Ученики имеют возможность перед зачетом повторить основной материал, а учитель имеет возможность акцентировать их внимание на наиболее важных моментах.
7.Так как в конце урока проводится краткий анализ игры с выделением, во-первых, ее достоинств, а во-вторых, недостатков, то учащиеся привыкают анализировать свою и чужую деятельность.