Слайд 1Описание внешности
Урок развития речи
7 класс
Костенкова Ольга Васильевна,
учитель русского языка
и
литературы МБОУ СОШ №2
г. Агрыз Республики Татарстан
Слайд 2Портрет литературного героя
Что вы помните о литературном портрете?
Для чего он вводится
в произведение?
( Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героев, поэтому он рисует (описывает) их портреты.)
Какие элементы внешней характеристики может дать автор?
(Описывает внешность: лицо, фигуру,
одежду, жесты.)
Слайд 3Вспомните, портрет какого литературного героя описан в отрывке.
Это был мальчик лет
десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
(портрет Валека из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Слайд 4Подумайте…
Писатель через элементы внешней характеристики: худощавый, тонкий, как тростинка; грязная рубашонка,
узкие и короткие штанишки – и показывает внутренний мир героя, и говорит о его жизни. Он обращает наше внимание на задумчивые глаза мальчика (говорят, что глаза – зеркало души), а ему всего лишь 9 лет.
Слайд 6Отношение автора к своему герою
Сравнение тонкий, как тростинка, эпитет
задумчивые глаза, использование слов с ласкательными суффиксами рубашонка, штанишки – всё это выражает глубокое сочувствие автора к своему герою
Слайд 7Сделаем вывод:
Портрет мальчика помогает не только увидеть внешность героя, но
и понять его переживания, представить его положение в обществе. В портрете может проявляться и отношение автора к своему герою
Слайд 8В.А. Тропинин «Портрет сына»
Слайд 9К.П. Брюллов «Портрет Крылова»
Слайд 11В.Г. Перов «Портрет купца И.С. Камынина»
Слайд 12Практикум
Прочитайте отрывок из повести А.С. Пушкина «Дубровский» (упр. 81, 2-я часть).
Чем остался недоволен Троекуров? Каким требованиям должно отвечать деловое описание внешности человека? Тексты каких стилей мы создаем в таких случаях?
Слайд 13Общий вывод:
В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное.
Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т.д., в выражении его глаз, улыбке и пр.
Слайд 14Практикум
Прочитайте текст упр. 78. Какие особенности внешности героя отмечает Ю. Нагибин?
Какие
детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?
Слайд 15Потерялся мальчик. Полицейский попросил описать внешность малыша. Составьте нужное описание, использовав
полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщенных о мальчике и добавив недостающие
Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нем надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву р.
Слайд 16Выпишите из данного ряда слова, которые характеризуют взгляд
Бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные,
открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые
Слайд 17Выпишите определения к слову лицо, которые позволяют отразить состояние человека.
Круглое,
худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое
Слайд 18Домашнее задание
Составить две миниатюры, описав внешность кого-либо из знакомых, родных, друзей:
А) в минуту радости, огорчения, гнева
и пр.;
Б) за каким-нибудь занятием, работой.
Чтобы текст получился законченным, во вступлении кратко рассказать о том, чем вызвано это состояние героя