Презентация, доклад на тему Общая характеристика научного стиля

Содержание

План .Основные черты научного дискурса.Технология создания научной работы: несколько рекомендаций.Жанры научной речи.Литература.Культура русской речи (любое издание)Кожина М. Н. Стилистика русского языкаМ., 1983. – С. 164–175 Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.Гойхман О.Я., Надеина

Слайд 1Дополнительное (к высшему) образование «Филология (Русский язык и литература) Шифр курса: 5.10.
Общая

характеристика научного стиля

Выполнила: Куцкая Елена Валерьевна

Дополнительное (к высшему) образование «Филология (Русский язык и литература) Шифр курса: 5.10.Общая характеристика научного стиляВыполнила: Куцкая Елена

Слайд 2План .
Основные черты научного дискурса.
Технология создания научной работы: несколько рекомендаций.
Жанры научной

речи.
Литература.
Культура русской речи (любое издание)
Кожина М. Н. Стилистика русского языкаМ., 1983. – С. 164–175
Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Основы речевой коммуникации.

План .Основные черты научного дискурса.Технология создания научной работы: несколько рекомендаций.Жанры научной речи.Литература.Культура русской речи (любое издание)Кожина М.

Слайд 3Научный стиль. Терминологическая проблема
Термины-синонимы:
научный стиль;
научная речь;
язык науки;
профессиональный язык;
специальный язык;
язык для специальных

целей
Научный стиль. Терминологическая проблемаТермины-синонимы:научный стиль;научная речь;язык науки;профессиональный язык;специальный язык;язык для специальных целей

Слайд 4 1. Типы коммуникации в рамках научного стиля
Интерпрофессиональная коммуникация – представляет собой

речевые акты, в которых профессиональные роли коммуникантов не совпадают (юрист-посетитель, врач-пациент и т.п.)
Интрапрофессиональная коммуникация – представляет собой речевые акты, осуществляемые внутри определенной социально-профессиональной общности (специалист-специалист)
1. Типы коммуникации в рамках научного стиляИнтерпрофессиональная коммуникация – представляет собой речевые акты, в которых профессиональные

Слайд 52. Специфика «диалога» в научном стиле
Текст, продуцируемый в рамках научного стиля,

является результатом коллективной речевой деятельности
2. Специфика «диалога» в научном стилеТекст, продуцируемый в рамках научного стиля, является результатом коллективной речевой деятельности

Слайд 63. Специфика лексики научного стиля
Классификация А.К. Демидовой (Пособие по русскому языку:

Научный стиль. Оформление научной работы):
Слова-организаторы научной мысли – слова, вводящие логический контекст и характеризующие степень объективности информации
Слова-конкретизаторы – лексика, которая усиливает выражаемую мысль (выделительные, усилительные и ограничительные частицы и наречия)
Слова-доминанты – слова, которые несут основную смысловую нагрузку, в основном термины (повышенная терминированность лексического состава)

3. Специфика лексики научного стиля	Классификация А.К. Демидовой (Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы):Слова-организаторы научной

Слайд 74. Основные черты организации научной мысли
Р.А. Будагов определил научный стиль как

“такой языковой стиль, который стремится: 1) к точности, простоте и ясности, 2) к логической стройности и эмоциональной впечатляемости, 3) к постоянному взаимодействию с общелитературным языком, 4) к строгой обусловленности тщательно продуманных терминов, 5) к широкому использованию разнообразных стилистических ресурсов языка, 6) к разумному применению необходимых цифр, символов и знаков” (цит. по: Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М., 1978. – С. 85).

4. Основные черты организации научной мысли	Р.А. Будагов определил научный стиль как “такой языковой стиль, который стремится: 1)

Слайд 84. Основные черты организации научной мысли
Отвлеченность (абстрагированность) от частных, несущественных признаков,

высокая степень обобщения – широкое использование абстрактной лексики, ограниченность субъективно-авторского начала. Авторское “мы”, обилие безличных и неопределенно-личных высказываний и т.д. ограничивает реализацию эмоциональности, экспрессивности речи. Экспрессивные средства языка употребляются лишь в конкретных текстах определенных жанров, чаще всего – в полемических статьях, лекциях, научно-популярных докладах, а многие жанры научной речи лишены их полностью; следовательно, они факультативны.
4. Основные черты организации научной мыслиОтвлеченность (абстрагированность) от частных, несущественных признаков, высокая степень обобщения – широкое использование

Слайд 94. Основные черты организации научной мысли
Обобщенность
В научном изложении почти не употребляются

слова, выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов (обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый и т.п.)
4. Основные черты организации научной мыслиОбобщенность	В научном изложении почти не употребляются слова, выражающие единичные понятия, конкретные образы.

Слайд 104. Основные черты организации научной мысли
Подчеркнутая логичность изложения
Научному стилю присуща логическая

последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями высказывания, лаконичность изложения при насыщенности содержания.
Логичность – это “последовательность расположения всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними” (Стилистика русского языка/Под ред. Н.М.Шанского). Последовательность построения текста предполагает непротиворечивость выводов, разделение текста на смысловые отрезки, “отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному” (там же).
4. Основные черты организации научной мыслиПодчеркнутая логичность изложения	Научному стилю присуща логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между

Слайд 114. Вторичные черты организации научной мысли
смысловую точность (однозначность);
Стремление к точности ведет

к избеганию в научных текстах образных, экспрессивных средств языка, к использованию слов в прямом значении, к терминологизации речи.
безобразность;
скрытую эмоциональность;
объективность изложения;
некоторую сухость и строгость изложения, что, в свою очередь, не исключает своеобразной экспрессивности. Проявление этих черт зависит от жанра, темы, формы и ситуации общения, авторской индивидуальности и т.д.
4. Вторичные черты организации научной мыслисмысловую точность (однозначность);	Стремление к точности ведет к избеганию в научных текстах образных,

Слайд 125. Полифункциональность и полиструктурность научного стиля
Как полифункциональная формация научный стиль

выполняет следующие функции:
эпистемическую (функция отражения действительности и хранения знаний);
когнитивную (функция операции над мыслью);
коммуникативную

5. Полифункциональность и полиструктурность научного стиля 	Как полифункциональная формация научный стиль выполняет следующие функции:эпистемическую (функция отражения действительности

Слайд 135. Полифункциональность и полиструктурность научного стиля
Научный стиль русского языка


Профессиональные подстили

(языки)


Научный стиль, жаргон, язык учебников, язык словарей, язык преподавателей, язык, специализированный по более мелким отраслям

5. Полифункциональность и полиструктурность научного стиляНаучный стиль русского языка Профессиональные подстили (языки)Научный стиль, жаргон, язык учебников, язык

Слайд 14Фазы мышления, этапы формирования нового знания (М.Н. Кожина)
Проблемная ситуация
Гипотеза
Доказательство
Вывод

Фазы мышления, этапы формирования нового знания (М.Н. Кожина)Проблемная ситуацияГипотезаДоказательствоВывод

Слайд 15Логическая схема научного исследования (А.К. Демидова)
Обоснование актуальности научного исследования
Выявление предмета исследования
Выбор

метода (методики исследования)
Описание процесса исследования (эксперимента)
Обсуждение результатов исследования
Формулирование выводов
Логическая схема научного исследования (А.К. Демидова)Обоснование актуальности научного исследованияВыявление предмета исследованияВыбор метода (методики исследования)Описание процесса исследования (эксперимента)Обсуждение

Слайд 16Композиция и рубрикация научной работы
Композиция – это строение, соотношение и взаимное

расположение частей произведения
Композиция научного произведения

описательная часть основная часть
Композиция научного текста
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы (библиография)




Композиция и рубрикация научной работыКомпозиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведенияКомпозиция научного произведенияописательная часть

Слайд 17Композиция и рубрикация научной работы
Рубрикация – это членение текста на составные

части, графическое отделение одной части от другой, использование заголовков и нумерации
Композиция и рубрикация научной работыРубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от

Слайд 18Пример содержания
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «СЕМЬЯ» КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Основные понятия

когнитивной лингвистики
1.1.1. Сущность концепта
1.1.2. Структура концепта
1.1.3. Проблема вербальной выраженности концепта
1.1.4. Типология концептов. Понятие фрейма
1.1.5. Методы описания концепта
1.1.6. Фреймовая модель как способ структурирования концептов
1.2. Концепт Семья в сознании россиян
1.2.1. Основные компоненты концепта Семья
1.2.2. Фреймовая модель концепта Семья
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
2.1. Особенности рекламной коммуникации
2.2. Основные составляющие концепта Семья в рекламной коммуникации
2.3. Анализ фреймовой модели рекламного концепта Семья
2.4. Стереотипы в рекламной коммуникации
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
БИБЛИОГРАФИЯ
Пример содержанияВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «СЕМЬЯ» КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ1.1. Основные понятия когнитивной лингвистики1.1.1. Сущность концепта1.1.2. Структура концепта1.1.3.

Слайд 19Введение
Постановка проблемы.
Актуальность исследования.
Цель и задачи

исследования.
Объект и предмет исследования.
Методы исследования.
Характеристика материала.

Введение Постановка проблемы.  Актуальность исследования.  Цель и задачи исследования.  Объект и предмет исследования.

Слайд 20Библиографическое описание
Книга:
Солодова М.А. Коммуникативные аспекты речевого взаимодействия: учеб.-метод. пособие

для студентов технических специальностей ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 60 с.
Статья в сборнике:
Кожина М.Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 242–248.

Библиографическое описание	Книга:	Солодова М.А. Коммуникативные  аспекты речевого  взаимодействия: учеб.-метод. пособие для студентов технических специальностей ТПУ. –

Слайд 21Библиографическое описание
Статья в журнале:
Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в

современной русистике // Вопросы языкознания. – 1997. – № 1. – С. 109–121.
Диссертация и автореферат:
Снигирев А.В. Интертекст: типология, функционирование в художественном тексте: Автореф. дис…канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2000. – 20 с.
Ссылка в научном тексте: [Снигирев 2000: (,) 10];
[Лотман 1996а: 126]

Библиографическое описание	Статья в журнале:	Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. –

Слайд 22Требования к библиографии
Оформляется в алфавитном порядке (по первой, второй и т.д.

буквам)
Книги одного автора даются в хронологическом порядке
Если у одного автора 2 работы одного года, рядом с годом издания появляются цифры 1,2 или буквы а,б и т.д.
Список источников и список литературы обычно даютсяотдельно друг от друга
Требования к библиографииОформляется в алфавитном порядке (по первой, второй и т.д. буквам)Книги одного автора даются в хронологическом

Слайд 23Подстили и жанры научной речи
Научный стиль
Собственно научный (академический) подстиль (статья, монография,

диссертация, доклад на научной конференции)
Научно-информативный (информационно-реферативный) подстиль (аннотация, реферат)
Научно-справочный (справочно-энциклопедический) подстиль (каталог, словарь, справочник)
Учебно-научный подстиль (учебник, словарь, лекция, методическое пособие)
Научно-популярный подстиль (очерк, статья, лекция)
Подстили и жанры научной речиНаучный стильСобственно научный (академический) подстиль (статья, монография, диссертация, доклад на научной конференции)Научно-информативный (информационно-реферативный)

Слайд 24Жанры научного стиля


первичные

вторичные
(статья, диссертация (аннотация, рецензия,
монография и т.п.) реферат, тезисы…)




Жанры научного стиля   первичные

Слайд 25Полевое представление жанровой структуры (Е.С. Троянская)
Ядерная зона – ведущие жанровые разновидности,

которые репрезентуют новое научное знание (научная статья, монография, диссертация, тезисы)
Периферийная область – жанровые разновидности, в которых лингвостилистические характеристики, присущие научному стилю, выражены в меньшей степени (реферат, аннотация, справочник, рецензия, отзыв, курс лекций)
Пограничная зона – жанры, представляющие собой межжанровые образования (рецензия-рекомендация, шоу-лекция) и межстилевые образования научного стиля (рекламная статья, научно-публицистическая статья, комментарии в научно-публицистическом стиле)
Полевое представление жанровой структуры (Е.С. Троянская)Ядерная зона – ведущие жанровые разновидности, которые репрезентуют новое научное знание (научная

Слайд 26Рецензия
Рецензия – письменный разбор, предполагающий 1) комментирование основных положений работы, 2)

обобщенную аргументированную оценку и 3) выводы о значимости работы
План
Предмет анализа (диссертация, статья, диплом, автореферат и т.п.)
Актуальность темы (обоснование актуальности исследования)
Краткое содержание работы (как правило, с опорой на композиционное членение работы)
Недостатки, недочеты (корректное (!) указание на минусы исследования)
Общая оценка работы, вывод
РецензияРецензия – письменный разбор, предполагающий 1) комментирование основных положений работы, 2) обобщенную аргументированную оценку и 3) выводы

Слайд 27Тезисы
Тезисы – малый жанр (объем тезисов 1-2 страницы), который представляет собой

сжатое изложение основной мысли научного произведения


тезисы для личных нужд тезисы для публикации
(нет жестких требований) (жанр регламентирован)



ТезисыТезисы – малый жанр (объем тезисов 1-2 страницы), который представляет собой сжатое изложение основной мысли научного произведениятезисы

Слайд 28Требования к тезисам
Содержание тезисов должно соответствовать проблематике конференции
Тезисы должны иметь научную

новизну (необходимую «научно-информативную валентность» - термин А.В. Васильевой)
Тезисы должны иметь строго определенную содержательно-композиционную структуру:
преамбула (проблемная ситуация, гипотеза);
основное тезисное изложение (структура доказательства);
заключительный тезис
Требования к тезисамСодержание тезисов должно соответствовать проблематике конференцииТезисы должны иметь научную новизну (необходимую «научно-информативную валентность» - термин

Слайд 29Требования к тезисам
Тезисы должны соответствовать следующей норме речестилистического оформления: высокой насыщенности

высказывания предметно-логическим содержанием (оптимальное преодоление противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью)
Нарушение этой нормы проявляется
в чрезмерной усложненности фразы, затрудняющей даже специалисту восприятие и сохранение в памяти ее содержания;
в содержательной недогруженности фразы (низкий удельный вес научно-валентной информации);
в чрезмерном дроблении фраз («ради простоты»), приводящей к дроблению самой мысли, созданию ощущения нелогичности высказывания
Требования к тезисамТезисы должны соответствовать следующей норме речестилистического оформления: высокой насыщенности высказывания предметно-логическим содержанием (оптимальное преодоление противоречия

Слайд 30Ошибки при создании тезисов
Подмена тезисов текстом сообщения, более или менее сокращенным

– в итоге автор растягивает тезисы (норма для тезисов – «сгущенность» проблемно-научного содержания и формы его изложения)
Подмена тезисов
резюме (выводами) – в результате исчезает необходимая логичность, в тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста (проблема, гипотеза, доказательство, выводы)
рефератом – в результате создается впечатление избыточной описательности на фоне предельной сжатости собственно проблемного материала

Ошибки при создании тезисовПодмена тезисов текстом сообщения, более или менее сокращенным – в итоге автор растягивает тезисы

Слайд 31Ошибки при создании тезисов
аннотацией – в результате текст тезисов подвергается еще

большей компресии (преимущественно за счет проблемного материала)
планом
Основания для разграничения – номинативная форма плана и предикативность в тезисах
смешение форм разных жанров (фрагмент из плана, фрагмент собственно тезисный, фрагмент из аннотации и т.п.)




Ошибки при создании тезисованнотацией – в результате текст тезисов подвергается еще большей компресии (преимущественно за счет проблемного

Слайд 32Жанр аннотации
Аннотация – краткая характеристика документа, его части или группы документов

с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает сжатую характеристику самого источника информации и отвечает на вопрос, о чем говорится в первичной литературе
Жанр аннотацииАннотация – краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы

Слайд 33Пример аннотации

Пример аннотации

Слайд 34Виды аннотации
По содержанию и целевому назначению


справочные

рекомендательные
Справочные характеризуют тематику документа и сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки
Рекомендательные характеризуют документ и дают его оценку в отношении его пригодности для определенной категории потребителей



Виды аннотацииПо содержанию и целевому назначению  справочные

Слайд 35Виды аннотации
По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению


общие специализированные
Общие характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг читателей
Специализированные характеризуют документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов; подчеркивается то, что имее отношениек определенной тематике и узкой области знания



Виды аннотацииПо полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению  общие

Слайд 36Структура и содержание аннотации
Аннотация

библиографическое описание

текст аннотации
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык», 1990. – 247 с.
Текст аннотации включает сведения об авторе, содержании и достоинствах произведения:
тип и назначение аннотируемого документа (монография, статья, сборник…);
задачи, поставленные автором аннотируемого документа;
метод, которым пользуется автор;
структура аннотируемого документа;
предмет и тема произведения, основные выводы автора;
характеристика вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата



Структура и содержание аннотацииАннотация библиографическое описание         текст аннотации

Слайд 37Реферат
Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические

сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней
Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного
Реферат Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального

Слайд 38Виды реферата
Реферат-резюме (излагается содержание одного источника)
Структура рефера-резюме
библиографическое описание (автор, название, выходные

данные);
тема статьи (книги);
композиция: указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник;
основное содержание: излагаются конкретные результаты или выводы автора;
наличие иллюстративного материала (рисунков, таблиц, примеров);
адресат: отмечается, для кого предназначен текст
Виды рефератаРеферат-резюме (излагается содержание одного источника)Структура рефера-резюмебиблиографическое описание (автор, название, выходные данные);тема статьи (книги);композиция: указывается, из скольких

Слайд 39Виды реферата
Реферат-обзор – реферат, составленный по нескольким источникам на одну тему
Структура

реферата-обзора
- тема;
обоснование круга источников;
анализ изученности разных сторон объекта;
описание применявшихся методов;
анализ результатов, полученных авторами (в чем их точки зрения совпадают, что можно считать доказанным, что представляет собой предмет дискуссии, о чем нигде не сказано);
формулирование собственных выводов по поставленной проблеме (оценки, предположения, принятые или отвергнутые гипотезы и т.п.)
Виды рефератаРеферат-обзор – реферат, составленный по нескольким источникам на одну темуСтруктура реферата-обзора- тема; обоснование круга источников;анализ изученности

Слайд 40Конспект
Конспект – краткая запись содержания прочитанного
Принципы составления конспекта:
- записать все

выходные данные источника: автор, название, год и место издания;
выделить поля слева и справа (слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи (книги) – название глав, параграфов и т.п., справа – записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки);
в центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста (цитаты);
нужно сохранить структуру конспектируемого источника;
в тетради составить оглавление с указанием страниц


Конспект Конспект – краткая запись содержания прочитанногоПринципы составления конспекта:- записать все выходные данные источника: автор, название, год

Слайд 41Монография
Монография – научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной

проблемы, обладающей новизной теоретического и эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершенностью, сложной композиционной структурой
Монография Монография – научный труд, посвященный многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающей новизной теоретического и эмпирического

Слайд 42Содержание монографии
Формулировка проблемы (постановка задачи)
Определение и дифференциация понятий с установлением между

ними логико-семантических отношений
Экспликация идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции
Доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации
Характеризация изучаемого объекта
Демонстрация эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания
Содержание монографииФормулировка проблемы (постановка задачи)Определение и дифференциация понятий с установлением между ними логико-семантических отношенийЭкспликация идеи, гипотезы или

Слайд 43Композиция монографии
Типы композиции

моноцентрическая

полицентрическая
Моноцентрическая – последовательное решение одной проблемы
Полицентрическая – основная проблема расчленяется на ряд соподчиненных проблем, что приводит к разветвленности научного содержания произведения



Композиция монографииТипы композициимоноцентрическая          полицентрическая	Моноцентрическая – последовательное решение одной

Слайд 44
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть