Слайд 1Образ цветов в русской литературе
Выполнила: Борисова Наталья, ученица 11класса
Руководитель: Кондратенкова В.А.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце,
небо и... цветы.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути...
Слайд 3Удивительный мастер слова, А.С.Пушкин наполнил нашу жизнь своей живительной поэзией, и
она стала ярче, свежее, распустилась «благоухающим цветком».
«У меня на окне всегда цветы», - писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Веточка гелиотропа, которую он выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском.
.
«Цветы последние милей роскошных первенцев полей» А.С. Пушкин
Слайд 4Нарциссы и розы И.С.Тургенева
«Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они
вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы», - писал И.С. Тургенев.
Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых, розовых, жёлтых, голубовато - сиреневых до темно - красных. И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.
Слайд 5И.С.Тургенев знал толк во многих цветах! Своим друзьям он преподносил только
фиалки. Но любимый его цветок-нарцисс.
Существует легенда о прекрасном юноше по имени Нарцисс. За своё себялюбие он поплатился жизнью. Но его тело превратилось в белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом.
Слайд 6. «Жасминовый куст, обугленный туманов серым».
Её считали совершенством. Её стихами зачитывались.
Имя этой женщины Анна Ахматова. «Ахматова - жасминный куст, обугленный туманом серым», - так сказали о ней современники.
Количество цветов в поэзии Ахматовой видно невооруженным глазом. Причем поражает разнообразие этих цветов. В раннем творчестве Ахматовой преобладают образы нежных цветов лилии, левкои - образы чистоты и непорочности. После замужества (1910) на первый план выходит образ розы и затмевает все остальные цветы.
Слайд 7Роза
Позднее творчество
-«бессмертные розы»(«Луна в зените» 1942-1944)
-«взамен могильных роз»
(памяти М.А.Булгакова.)
-«Всё возьми,
но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить»(«Последняя роза» 1962)
-«А умирать поедем в Самарканд,
На родину предвечных роз…» (1941)
С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.
Слайд 8Сирень
-«Подстригаю на кустах сирени
Ветки те, что
ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)
-«Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой»(«Прогулка» 1913)
-«Небо мелкий дождик сеет
На зацветшую сирень»(1916)
Ранняя лирика
Поздняя лирика
-«О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую всё это:
…И покаянную рубаху,
И замогильную сирень» («Наследница» 1958)
-«И кладбищем пахла сирень..»(«Поэма без героя» 1940-1962)
Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.
Слайд 9Фиалка
Из раннего
-«Горы парижских фиалок в апреле –
И свиданье в Мальтийской
Капелле,
Как проклятье в твоей груди.» («Поэма без героя» 1913)
-«Только глаза подымать не смей,
Жизнь мою храня,
Первых фиалок они светлей,
А смертельные для меня.»
(«9 декабря 1913 года»)
-«Персик зацвел, а фиалок дым
Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)
-«Привольем пахнет дикий мёд…
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот…
…Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь.»
(1933)
Из позднего
Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.
Слайд 10«Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак.»
(1917)
Мак
«Как в доме, где
душистый мрак
И окна заперты от зноя
И где пока что нет героя,
Но кровлю кровью залил мак.» (1943)
«В садах впервые загорелись маки,
И лету рад, и вольно дышит город
Приморским ветром свежим и солёным» (1950)
В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.
В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.
Слайд 11Тюльпаны и гвоздики.
Ранняя лирика
«Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только
красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.» («Смятение» 1913)
« И дал мне три гвоздики,
Не поднимая глаз,
О милые улики,
Куда мне спрятать вас?» (1913)
В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.
Слайд 12Тюльпаны и гвоздики.
Поздняя лирика
«Над Азией весенние туманы,
И яркие до ужаса тюльпаны
Ковром
заткали много сотен миль…» («Какая есть. Желаю вам другую,…» 1942)
«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Своё бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.» (Из цикла «Ташкентские страницы» 1959)
В позднем творчестве читатель может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом.
Слайд 13Нарцисс
«И белые нарциссы на столе,
И красное вино в бокале плоском
Я видела
как бы в рассветной мгле.» (1916)
«Без малейшей надежды заснуть
Вижу я сквозь зелёную муть
И не детство моё, и не море,
И не бабочек брачный полёт
Над грядой белоснежных нарциссов
В тот какой-то шестнадцатый год» (1928)
Из раннего
«И время прочь, и пространство прочь,
Я всё разглядела сквозь белую ночь:
И нарцисс в хрустале у тебя на столе,
И сигары синий дымок,
И то зеркало, где, как в чистой воде,
Ты сейчас отразиться мог. (1946)
Из позднего
В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.
Слайд 14Символика цветов.
В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности,
чистоты.
В 1913-1914 годы
цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью.
В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью.
«Я не люблю цветы – они напоминают
Мне похороны, свадьбы и балы»
(А.Ахматова 1910г.)
Слайд 15
Для того, чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души,
А.Ахматова использует символику цветов.
Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.
Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.
Слайд 16«Цветок весны жемчужный. Задумчиво склонённый ландыш»
А вот ещё один букет весенних
цветов. Это ландыши.
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами многих писателей и поэтов.
Слайд 17Пылким поклонником ландышей был П.И. Чайковский. Ещё в детстве он с
нетерпением ждал их цветения, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. Однажды из Италии писал брату Модесту: «В первый раз в жизни, мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные... Хотя, они достались мне с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой».
Слайд 18«И тебе, царица Роза, Брачный гимн поет пчела» А.А. Фет
Вестниками любви,
весны и красоты Афанасий Афанасьевич Фет считал пчелу, соловья и королеву цветов - розу. А символом чувственного начала поэзии Фета становится цветок роза:
И тебе, царица Роза, Брачный гимн поёт пчела.
Слайд 19Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. Страстную розу Фет
сравнивает с красотой женского тела. Подобно тому, как древние греки посвящали розу совершеннейшей из женщин, богине красоты и любви Афродите:
...тебе две розы
Я принёс с рассветом дня.
Сквозь серебряные слёзы
Ярче нега их огня...
Слайд 20«Язык цветов» И.А. Гончарова
На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит
сирень, служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда. Это восприятие сирени передаюсь и западноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой- либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.
Слайд 21В романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история« мы встречаем ещё один прекрасный
цветок – кувшинка. Этот цветок становится своеобразным символом - лейтмотивом, который проходит через весь роман. Когда разочарованный столичной суетой Александр вернулся в имение, его встретила та же вечная красота озера: "Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях". Желтый цветок - кувшинка по научной классификации принадлежит к семейству "нимфейных".
Слайд 22Но, видимо, не случайно в качестве цветка, который бы стал символом
романтической любви, Гончаров все-таки выбирает не белую лилию, а желтую кувшинку. Желтый цвет ассоциировался с представлением о неверности, горьком разочаровании, о несбывшихся надеждах.
Цвет не только усиливал смысл печальной легенды об отвергнутом чувстве нимфы, которая дала название этим цветам, но и становился символическим намеком на сущность любовных коллизий, связанных в романе с желтым цветком: желтую кувшинку подарил влюбленный Петр Иванович девушке, которую он вскоре забыл, уехав в Петербург; на берегах того же озера с желтыми кувшинками зарождалась любовь Софьи и Александра, но Александр, как и дядя, вскоре так же изменил своей первой привязанности.
Слайд 23
Нельзя жить без искусства, без любви к природе. И нельзя не
согласиться с замечательным стихотворением молодого поэта, имя которого, к сожалению, неизвестно. Стихотворение, выступающее как ответ на высказывание тургеневского Базарова:
Природа - храм,
Не только мастерская,
Что можно
Все тычинки, различая,
Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
Когда мы все с природою на «ты»!
Ведь вы тогда, -
Вам стоит лишь вглядеться,-
Поймёте вдруг,
О чем поют цветы!!!
Слайд 24
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить
дерево. А если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад! Давайте же попробуем превратить нашу землю в прекрасный сад!
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слёз.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада.
Они так красят сад!