Презентация, доклад на тему Образ цветов в русской литературе

Содержание

Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и... цветы. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах,

Слайд 1Образ цветов в русской литературе
Выполнила: Борисова Наталья, ученица 11класса
Руководитель: Кондратенкова В.А.,

учитель русского языка и литературы
Образ цветов в русской литературеВыполнила: Борисова Наталья, ученица 11классаРуководитель: Кондратенкова В.А., учитель русского языка и литературы

Слайд 2Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце,

небо и... цветы.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути...
Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и... цветы. Действительно, цветы сопровождают

Слайд 3Удивительный мастер слова, А.С.Пушкин наполнил нашу жизнь своей живительной поэзией, и

она стала ярче, свежее, распустилась «благоухающим цветком».
«У меня на окне всегда цветы», - писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Веточка гелиотропа, которую он выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском.

.

«Цветы последние милей роскошных первенцев полей» А.С. Пушкин

Удивительный мастер слова, А.С.Пушкин наполнил нашу жизнь своей живительной поэзией, и она стала ярче, свежее, распустилась «благоухающим

Слайд 4Нарциссы и розы И.С.Тургенева
«Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они

вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы», - писал И.С. Тургенев.
Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых, розовых, жёлтых, голубовато - сиреневых до темно - красных. И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.

Нарциссы и розы И.С.Тургенева«Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как

Слайд 5И.С.Тургенев знал толк во многих цветах! Своим друзьям он преподносил только

фиалки. Но любимый его цветок-нарцисс.
Существует легенда о прекрасном юноше по имени Нарцисс. За своё себялюбие он поплатился жизнью. Но его тело превратилось в белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом.

И.С.Тургенев знал толк во многих цветах! Своим друзьям он преподносил только фиалки. Но любимый его цветок-нарцисс.Существует легенда

Слайд 6. «Жасминовый куст, обугленный туманов серым».
Её считали совершенством. Её стихами зачитывались.

Имя этой женщины Анна Ахматова. «Ахматова - жасминный куст, обугленный туманом серым», - так сказали о ней современники.
Количество цветов в поэзии Ахматовой видно невооруженным глазом. Причем поражает разнообразие этих цветов. В раннем творчестве Ахматовой преобладают образы нежных цветов лилии, левкои - образы чистоты и непорочности. После замужества (1910) на первый план выходит образ розы и затмевает все остальные цветы.
. «Жасминовый куст, обугленный туманов серым».Её считали совершенством. Её стихами зачитывались. Имя этой женщины Анна Ахматова. «Ахматова

Слайд 7Роза
Позднее творчество
-«бессмертные розы»(«Луна в зените» 1942-1944)

-«взамен могильных роз»
(памяти М.А.Булгакова.)

-«Всё возьми,

но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить»(«Последняя роза» 1962)

-«А умирать поедем в Самарканд,
На родину предвечных роз…» (1941)

С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.





РозаПозднее творчество-«бессмертные розы»(«Луна в зените» 1942-1944)-«взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.)-«Всё возьми, но этой розы алойДай мне свежесть

Слайд 8Сирень


-«Подстригаю на кустах сирени
Ветки те, что

ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)
-«Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой»(«Прогулка» 1913)
-«Небо мелкий дождик сеет
На зацветшую сирень»(1916)

Ранняя лирика

Поздняя лирика

-«О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую всё это:
…И покаянную рубаху,
И замогильную сирень» («Наследница» 1958)
-«И кладбищем пахла сирень..»(«Поэма без героя» 1940-1962)



Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.

Сирень  -«Подстригаю на кустах сирени   Ветки те, что ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава

Слайд 9Фиалка
Из раннего
-«Горы парижских фиалок в апреле –
И свиданье в Мальтийской

Капелле,
Как проклятье в твоей груди.» («Поэма без героя» 1913)

-«Только глаза подымать не смей,
Жизнь мою храня,
Первых фиалок они светлей,
А смертельные для меня.»
(«9 декабря 1913 года»)

-«Персик зацвел, а фиалок дым
Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)

-«Привольем пахнет дикий мёд…
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот…
…Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь.»
(1933)

Из позднего

Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.

ФиалкаИз раннего-«Горы парижских фиалок в апреле – И свиданье в Мальтийской Капелле,Как проклятье в твоей груди.» («Поэма

Слайд 10«Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак.»
(1917)
Мак
«Как в доме, где

душистый мрак
И окна заперты от зноя
И где пока что нет героя,
Но кровлю кровью залил мак.» (1943)
«В садах впервые загорелись маки,
И лету рад, и вольно дышит город
Приморским ветром свежим и солёным» (1950)

В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.
В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.

«Сразу стало тихо в доме,Облетел последний мак.»(1917)Мак «Как в доме, где душистый мракИ окна заперты от знояИ

Слайд 11Тюльпаны и гвоздики.
Ранняя лирика


«Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только

красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.» («Смятение» 1913)

« И дал мне три гвоздики,
Не поднимая глаз,
О милые улики,
Куда мне спрятать вас?» (1913)


В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.

Тюльпаны и гвоздики.Ранняя лирика«Мне очи застит туман,Сливаются вещи и лица,И только красный тюльпан,Тюльпан у тебя в петлице.»

Слайд 12Тюльпаны и гвоздики.
Поздняя лирика


«Над Азией весенние туманы,
И яркие до ужаса тюльпаны
Ковром

заткали много сотен миль…» («Какая есть. Желаю вам другую,…» 1942)

«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Своё бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.» (Из цикла «Ташкентские страницы» 1959)

В позднем творчестве читатель может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом.

Тюльпаны и гвоздики.Поздняя лирика«Над Азией весенние туманы,И яркие до ужаса тюльпаныКовром заткали много сотен миль…» («Какая есть.

Слайд 13Нарцисс
«И белые нарциссы на столе,
И красное вино в бокале плоском
Я видела

как бы в рассветной мгле.» (1916)

«Без малейшей надежды заснуть
Вижу я сквозь зелёную муть
И не детство моё, и не море,
И не бабочек брачный полёт
Над грядой белоснежных нарциссов
В тот какой-то шестнадцатый год» (1928)

Из раннего

«И время прочь, и пространство прочь,
Я всё разглядела сквозь белую ночь:
И нарцисс в хрустале у тебя на столе,
И сигары синий дымок,
И то зеркало, где, как в чистой воде,
Ты сейчас отразиться мог. (1946)

Из позднего

В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.

Нарцисс«И белые нарциссы на столе,И красное вино в бокале плоскомЯ видела как бы в рассветной мгле.» (1916)«Без

Слайд 14Символика цветов.
В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности,

чистоты.

В 1913-1914 годы
цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью.

В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью.

«Я не люблю цветы – они напоминают
Мне похороны, свадьбы и балы»
(А.Ахматова 1910г.)

Символика цветов.В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности, чистоты. В 1913-1914 годыцветы олицетворяют ощущения

Слайд 15





Для того, чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души,

А.Ахматова использует символику цветов.
Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.

Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.

Для того, чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А.Ахматова использует символику цветов. Они помогают

Слайд 16«Цветок весны жемчужный. Задумчиво склонённый ландыш»
А вот ещё один букет весенних

цветов. Это ландыши.
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами многих писателей и поэтов.

«Цветок весны жемчужный. Задумчиво склонённый ландыш»А вот ещё один букет весенних цветов. Это ландыши.По древнерусской легенде, морская

Слайд 17Пылким поклонником ландышей был П.И. Чайковский. Ещё в детстве он с

нетерпением ждал их цветения, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. Однажды из Италии писал брату Модесту: «В первый раз в жизни, мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные... Хотя, они достались мне с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой».

Пылким поклонником ландышей был П.И. Чайковский. Ещё в детстве он с нетерпением ждал их цветения, надеясь подкараулить

Слайд 18«И тебе, царица Роза, Брачный гимн поет пчела» А.А. Фет
Вестниками любви,

весны и красоты Афанасий Афанасьевич Фет считал пчелу, соловья и королеву цветов - розу. А символом чувственного начала поэзии Фета становится цветок роза:
И тебе, царица Роза, Брачный гимн поёт пчела.

«И тебе, царица Роза, Брачный гимн поет пчела» А.А. ФетВестниками любви, весны и красоты Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 19Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. Страстную розу Фет

сравнивает с красотой женского тела. Подобно тому, как древние греки посвящали розу совершеннейшей из женщин, богине красоты и любви Афродите:
...тебе две розы
Я принёс с рассветом дня.
Сквозь серебряные слёзы
Ярче нега их огня...

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. Страстную розу Фет сравнивает с красотой женского тела. Подобно

Слайд 20«Язык цветов» И.А. Гончарова
На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит

сирень, служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда. Это восприятие сирени передаюсь и западноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой- либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

«Язык цветов» И.А. Гончарова На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, служит эмблемой грустного расставания,

Слайд 21В романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история« мы встречаем ещё один прекрасный

цветок – кувшинка. Этот цветок становится своеобразным символом - лейтмотивом, который проходит через весь роман. Когда разочарованный столичной суетой Александр вернулся в имение, его встретила та же вечная красота озера: "Плакучие березы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях". Желтый цветок - кувшинка по научной классификации принадлежит к семейству "нимфейных".

В романе И.А. Гончарова

Слайд 22Но, видимо, не случайно в качестве цветка, который бы стал символом

романтической любви, Гончаров все-таки выбирает не белую лилию, а желтую кувшинку. Желтый цвет ассоциировался с представлением о неверности, горьком разочаровании, о несбывшихся надеждах.
Цвет не только усиливал смысл печальной легенды об отвергнутом чувстве нимфы, которая дала название этим цветам, но и становился символическим намеком на сущность любовных коллизий, связанных в романе с желтым цветком: желтую кувшинку подарил влюбленный Петр Иванович девушке, которую он вскоре забыл, уехав в Петербург; на берегах того же озера с желтыми кувшинками зарождалась любовь Софьи и Александра, но Александр, как и дядя, вскоре так же изменил своей первой привязанности.


Но, видимо, не случайно в качестве цветка, который бы стал символом романтической любви, Гончаров все-таки выбирает не

Слайд 23
Нельзя жить без искусства, без любви к природе. И нельзя не

согласиться с замечательным стихотворением молодого поэта, имя которого, к сожалению, неизвестно. Стихотворение, выступающее как ответ на высказывание тургеневского Базарова:
Природа - храм,
Не только мастерская,
Что можно
Все тычинки, различая,
Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
Когда мы все с природою на «ты»!
Ведь вы тогда, -
Вам стоит лишь вглядеться,-
Поймёте вдруг,
О чем поют цветы!!!

Нельзя жить без искусства, без любви к природе. И нельзя не согласиться с замечательным стихотворением молодого поэта,

Слайд 24
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить

дерево. А если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад! Давайте же попробуем превратить нашу землю в прекрасный сад!
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз...
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слёз.
Не рви ж цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада.
Они так красят сад!
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. А если каждый посадит и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть