Слайд 1ТОЛСТОЙ
Алексей
Николаевич
1883-1945
Слайд 2Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Пётр Первый».
Слайд 3Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и романе
«Пётр Первый».
Слайд 4Необходимость преобразований Толстой показывает таким тропом: «Толпами искалеченные воины тянулись на
московские базары…» а также синтаксическим средством «Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках», «Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город». Продолжая описывать жизнь того времени, автор вновь обращается к синтаксическому средству: «Удивить-то он удивил, а что ж из того?» Взывая к народу, Толстой использует такой троп: «Люди вы, или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?»
1.Градация, 2.синтаксический параллелизм, 3.лексический повтор, 4.метафора, 5.эпитет, 6.анафора, 7.сравнение, 8.риторический вопрос, 9.вопросно-ответная форма, 10.устаревшее слово, 11.ряды однородных членов.
Слайд 5Выпишите из критической статьи:
Как Толстой изображает становление личности Петра? Как меняется
герой?
(укажите все черты личности
по порядку).
Слайд 6Как вы думаете, Россия нуждалась в преобразованиях?
Слайд 7Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«…Грабили на дорогах, на мостах,
в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.»
«Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).
Слайд 8Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«И вот
- ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы, или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)
Слайд 9Особенности речи Петра:
эмоциональность;
лаконичность;
образность;
близость к народной.
Слайд 10Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра?
«Пётр рванул дверь…
На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 11Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр рванул дверь… На
двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 12А.Н. Толстой:
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние,
и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию».
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.
Слайд 13 Средства раскрытия образа Петра:
приём «внутреннего жеста»;
приём контраста;
речевая характеристика.
Слайд 14интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;
взгляды автора на
роль петровских преобразований претерпевали изменения;
в романе «Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.