Слайд 1Тема: Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи.
(Подготовка к
ГИА. Группа «В»)
Слайд 2 Цель урока:
систематизировать знания учащихся о
сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП, развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП, СПП, БСП), воспитать уважение к родителям.
Слайд 3 Словарно-орфографическая работа.
– вставьте пропущенные буквы.
Шум пер..она, узнать о
в..кансии, сильное чу..ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик, п..ссимизм, уютная гости..ая, ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.
Слайд 4 Словарно-орфографическая работа.
– вставьте пропущенные буквы.
Шум перрона, узнать о
вакансии, сильное чувство, серебряный браслет, проекты работ, путевой обходчик, пессимизм, уютная гостиная, растратить средства, активный отдых, выпекать в духовке, лёгкое прикосновение, стереть пятно.
Слайд 5– прочитайте слово, получившееся из вставленных букв.
РАВНОДЕНСТВИЕ
- что такое равноденствие?
Равноденствие –
время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова.
Слайд 6Многие народы сохранили день весеннего равноденствия как праздник в календаре.
Например,
на фарси он называется Навруз, что означает «новый день». Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его отмечают как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта - выходным днем. В Японии отмечают день весеннего равноденствия - Сюмбун но хи. Недельный период, начинающийся за три дня до весеннего равноденствия, называют Хиган. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура. Но кроме Навруза, праздновали в этот день ещё один праздник - -Комоедицу или Масленицу.
Комоедица, Масленица
В Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу. Да-да, Масленица! И не говорите мне, что блины в этом году вы уже ели. Это сейчас.
Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, который был несовместим с масленичным разгулом. Пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, поэтому сроки языческой масленицы изменчивы. Теперь этот знаковый для русских славян праздник иногда перемещается практически на зиму и печь блины, которые символизируют приход весны и настоящего Солнца-Ярилы, приходится практически зимой. Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее равноденствие - 21 марта.
Слайд 7
В.Начнем с разминки - ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
1. Укажите предложение, в котором
средством выразительности является сравнение
1.Отец размял в пальцах и дал понюхать какую-то пахнувшую лекарством траву.
2. Дубы, точь-в-точь как на картинке, тянули черные узловатые руки.
3.Я видел вековой необхватный и стройный дуб, корабельные сосны, полноводные реки, бегущие к Дону.
4.Корабли пошли вниз по Воронежу, а затем по Дону к Азову.
2.ЗАМЕНИТЕ словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования словосочетанием со связью управление.
3.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями , связанными подчинительной связью.
Листья кустов и деревьев не опали,(1) как им полагалось бы осенью,(2)а шуршат ,(3) пожухлые,(4) почерневшие.
4. Выпишите грамматическую основу.
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.
Слайд 8Работа по теме урока.
Теоретическая разминка.
– Какие предложения
называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– Какие предложения называются ССП?
Слайд 9Игра «Кто быстрей»?
Задание: определите, какое предложение(-я) являет(ют)-ся сложносочинённым.
А. Сотников догнал
его, и они вместе пошли по склону. (В.Быков).
Б. Вода казалась светлее неба и уже не кипела больше. (И.Куприн).
В. На поле, где ровно посреди стояло расщеплённое грозой дерево, тихо опускался вечер.
Г. Снега уже нет, и улица, казалось, открылась из края в край.
Д. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Н.Толстой).
Слайд 10Группы ССП по значению и союзам
а) ССП с соединительными союзами и,
да = и, ни – ни, тоже, также.
б) ССП с разделительными союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли
в) ССП с противительными союзами а, но, да = но, однако, зато, же.
Слайд 111.Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч упал в траву. (соединительный,
одно явление следует за другим).
2. Задание было лёгкое, зато времени мало. (противительный, одно явление противопоставляется другому).
3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, однако она открыта не для каждого. (Однако – противительный союз)
4. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. ( То – то – разделительный союз, чередование явлений).
5. Было темно, но я всё – таки видел и деревья, и воду, и людей. ( Но – противительный союз, значение противопоставления).
6. Снег только что выпал, и болота ещё не успели замёрзнуть по – настоящему. (Союз и –соединительный, одновременность явлений).
Слайд 12 Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова однако.
1.Олег
усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин).
2.Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.
3.Удивительнее всего, однако, что факты, которые открылись зоологам, превзошли все фантастические выдумки. (И.Акимушкин).
4. Е. Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы.
Слайд 13
Задание: расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте схемы.
По
ночам подмораживало и звёзды усеивали тёмное небо.
От ветра дрожали стёкла и громыхала дверь. (А.Толстой).
Косой шквальный ветер хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, булькала и захлёбывалась водосточная труба.
К вечеру холоднело над водой и постепенно всё исчезало во тьме.
Слайд 14Вывод обучающихся по теме
Части ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не
ставится:
если имеется общий второстепенный член предложения; 2)если части сложного предложения представляют собой вопросительные предложения; 3) общее придаточное предложение; 4) обособленный второстепенный член (вводное слово).
между частями СПП ставится тире, если предложения указывают на мгновенные действия.
Слайд 15
Это только потом, через годы, я стал понимать,
Как казнят матерей безучастьем
и чёрствостью дети.
Друг мой, брат мой, товарищ мой,
если зовёт тебя мать,
Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете.
С. Островой. поэма «Мать».
*ОСТРОВОЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (6 сентября 1911 – 3 декабря 2005)
известный российский поэт, журналист и публицист; многократный лауреат песенных конкурсов и фестивалей как поэт-песенник, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1983), автор более 25 поэтических сборников, председатель Федерации тенниса РСФСР (1969 — 1988).
Слайд 16Текст
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
-
Текст — это высказывание на определённую тему;
-В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
-Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Слайд 17Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую
(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
1) В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру.
2) Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать.
3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу.
Слайд 18Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую
(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
1) В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. (1,5)
2) Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. (3)
3) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. (1)
Слайд 19Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую
(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1) Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни.
2) Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих.
Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый.
3)Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся.
Слайд 20Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую
(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1) Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. (4)
2) Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он, (4) войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих.
Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич – писатель, (9) человек известный и уважаемый. (8)
3)Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2) стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся. (4)
Слайд 21Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.
1. Я чувствовал, как подо
мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды.
2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал.
3.Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)
4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой.
5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.
Слайд 22Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.
1. Я чувствовал, как подо
мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. (2)
2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3).
3.Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)
4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2)
5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3).
Слайд 23
Вывод по уроку:
Рефлексия. Урок подошел к концу. Как вы
думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Выполнили задачи, которые ставили перед собой?
Слайд 24
Домашнее задание:
1.Написать 10 предложений на тему «Роль сложных предложений в речи».
2.Выполнить
тестовые задания по книге И.П. Цыбулько.
3.Написать рассказ на тему «Навруз».