Презентация, доклад на тему НРК для уроков литературы

Содержание

Тема:Образ деревни в творчестве татарских писателей и искусствеБадрутдинова Гелюся Габдулловна Учитель русского языка и литературы

Слайд 1В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов,

но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. В.Сухомлинский.
В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для

Слайд 2Тема:
Образ деревни
в творчестве татарских писателей и искусстве
Бадрутдинова Гелюся Габдулловна
Учитель

русского языка и литературы
Тема:Образ деревни в творчестве татарских писателей и искусствеБадрутдинова Гелюся Габдулловна Учитель русского языка и литературы

Слайд 4План:
1.Введение
2.Тема деревни в художественных произведениях:
а) в

прозе;
б) в поэзии.
3.Обращение художников к образу деревни
4.Вывод

План:  1.Введение  2.Тема деревни в художественных произведениях:а) в прозе; б) в поэзии. 3.Обращение художников к

Слайд 5 Родной край – понятие очень широкое. Это

деревня, где ты родился, это речка, где первый раз купался, это лес, где растут деревья, цветы, поют птицы, это небо, дающее нам возможность дышать, это земля, рожающая хлеб, это солнце, согревающее нас, это луга, поля, рощи, горы... У каждого человека есть в мире свое любимое место, куда хочется возвращаться снова и снова. Деревня для Г. Баширова – именно такое место, такая частица его души, жизни, мироощущения. В произведениях писателя образ деревни появляется постоянно.
Родной край – понятие очень широкое. Это деревня, где ты родился, это

Слайд 6«Родимый край – зеленая моя колыбель»

(Г.Баширов)

“Туган ягым – яшел бишек“ (Г.Бәширов)

«Родимый край – зеленая моя колыбель»

Слайд 7 «…в зимний день самое веселое для сельских ребят начинается, пожалуй,

когда гаснут последние отблески вечерней зари. Занесенные снегом берега речки, склоны горы – все вокруг окутывается необычайно мягкой красноватой мглой. Теперь ни выбоин, ни бугров на Кабактау, где мы катаемся, не разглядеть. В деревне давно зажглись огни…» («Рыжий звездка», 1 часть, 10 стр.) «...кышкы кичләрнең авыл балалары өчен иң күңелле, иң куанычлы сәгате,ихтимал, шәфәкъ баткан чакта башланадыр. Су буйларына, тау битләренә - бөтен тирә-якка тын гына, йомшак кына кызгылт караңгылык иңә. Шуа торган Кабак тавында казылмаларны да, калкулыкларны да аера алмый башлыйсың. Өйләрдә әллә кайчан ут алдылар. («Җирән Кашка сагышы», 1 бүлек, 8 бит),
«…в зимний день самое веселое для сельских ребят начинается, пожалуй, когда гаснут последние отблески вечерней зари.

Слайд 8 «…каждый год езжу я в свою родную деревню. Приеду и

брожу по бесчисленным тропкам моего детства. Зачерпнув ладонью, пью воду из ручья, что течет под горкой, забредаю в лесные чащобы. Добираюсь до косорога, на склоне которого высилились когда-то две сосны. Рядом, на старом кладбище, шумят, качаясь на ветру березы. Я обхожу поляны, куда мальчишкой ездил в ночное, луга, где косил сено, пашни…» ( «Следы»,18 часть, 348стр). « …һәр ел саен мин үземнең газиз туган авылыма кайтам һәм балачагым үткән сукмаклардан йөрим. Учларыма тутырып, тау сатыннан агып чыккан сап-салкын чишмә суларын эчәм, урман буйларын гизәм. Кайчандыр ике имән шаулап үскән аланнарга килеп чыгам. Якында гына, иске зиратта, каеннар җилдә тирбәлә. Малай чакта төнлеккә барган аланнарны, печән чапкан болыннарны буйлыйм...” (“Эзләр”, 18 бүлек, 348 бит).
«…каждый год езжу я в свою родную деревню. Приеду и брожу по бесчисленным тропкам моего детства.

Слайд 9 « …за гумнами зареченцев, где начинались пашни, высилась на холме,

махала крыльями старая ветряная мельница. Мы еще только за околицу выбрались, а уж сразу услышали, как она грохочет, как что-то скрипит в ней. Чем ближе подъезжали мы к мельнице, тем оглушительней становилось грохотанье…» ( «Кто убил соловья?», 5 часть, 34 стр.) « … аргы якның ындыр артында, басуның иң биек урынында, канатлары белән җилпенеп, иске җил тегермәне утыра. Аның гөр-гөр килүе, әллә кай төшләренең шыгырдавы басу капкасыннан чыккач ук ишетелә башлый. Якынрак барган саен бу гөрелте көчәя...» («Сандугачны кем үтергән?», 6 бүлек, 37 бит)
« …за гумнами зареченцев, где начинались пашни, высилась на холме, махала крыльями старая ветряная мельница. Мы

Слайд 10
Образ деревни в поэзии

Образ деревни в поэзии

Слайд 11 «Родной аул»

Г.Тукай «Туган авыл» Г.Тукай
«Родной аул»       Г.Тукай

Слайд 12
Тау башына салынгандыр безнең авыл,
Бер чишмә бар, якын безнең авылга

ул.
Аулыбызның ямен, суы тәмен беләм,
Шуңар күрә сөям җаным-тәнем белән...

На горе был построен родной аул,
Под горою родник, он к аулу прильнул,
Вкус воды ключевой, этих мест красоту
Всем моим существом, всей душою люблю…

Тау башына салынгандыр безнең авыл, Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул.Аулыбызның ямен, суы тәмен беләм,Шуңар күрә

Слайд 13 «Родной земле» Г.Тукай

«Туган җиремә» Г.Тукай
«Родной земле»       Г.Тукай

Слайд 14
Аерылып китсәм дә синнән гомеремнең таңында мин,
И Казан арты! Сиңа кайттым

сөеп тагын да мин.
Ул таныш кырлар, болыннар тартты әүвәл хиссеми;
Тарта торгач, куймады, кайтарды ахыр җисмеми...

На заре суровой жизни разлучен я был с тобой,
Заказанье! Возвратился нынче, как к себе домой.
Эти нивы и поляны прежде душу увели,
А теперь на зов их давний ноги сами к ним пришли…

Аерылып китсәм дә синнән гомеремнең таңында мин,И Казан арты! Сиңа кайттым сөеп тагын да мин.Ул таныш кырлар,

Слайд 15ОБРАЗ ДЕРЕВНИ В ЖИВОПИСИ

ОБРАЗ ДЕРЕВНИ В ЖИВОПИСИ

Слайд 16

Людмила Бушуева «Осень в деревне»,
холст, масло

Людмила Бушуева «Осень в деревне»,холст, масло

Слайд 17
Александр Охотин «Северный край деревни Кошелиха»
2004.

Александр Охотин «Северный край деревни Кошелиха»2004.

Слайд 18
Владимир Волосов «Деревенский пейзаж», 1995
холст, масло

Владимир Волосов «Деревенский пейзаж», 1995 холст, масло

Слайд 19ДЕРЕВНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Д. ПОЛЕНОВА

ДЕРЕВНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Д. ПОЛЕНОВА

Слайд 20В.Д. Поленов «Русская деревня», 1889.

В.Д. Поленов «Русская деревня», 1889.

Слайд 21В.Д. Поленов «Дворик», 1881

В.Д. Поленов «Дворик», 1881

Слайд 22В.Д. Поленов «Деревня Окулово гора», 1860

В.Д. Поленов «Деревня Окулово гора», 1860

Слайд 23ВЫВОД:
И живопись, и литература передают красоту деревни, её величия. Образ деревни

в литературе – воображаемый. Писатель, создав художественный образ, разбудил наше воображение, дал возможность нам самим на основе всего им написанного, вместе с ним творить этот образ.
А живопись обладает наибольшими возможностями для того, чтобы передать всё красочное богатство мира, природу с тончайшими оттенками света, цвета.
Деревню любят многие, но внимательно и бережно к ней могут относиться только глубоко понимающие люди и хорошо воспитанные. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо вместе беречь эту красоту. Без него не было бы ни поэзии, ни живописи, а значит и человека.
ВЫВОД:И живопись, и литература передают красоту деревни, её величия. Образ деревни в литературе – воображаемый. Писатель, создав

Слайд 24 Посмотри, как он хорош, Край, в котором ты живешь, Край, наполненный свежей

листвой, Береги его, он твой!
Посмотри, как он хорош,  Край, в котором ты живешь, Край, наполненный свежей листвой, Береги

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть