Слайд 1Мотив сна в рассказах
В.Г. Короленко
Выполнила:
Нугуманова Регина,
Ученица 6Б класса
МОУ СОШ №43
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
БОБРОВА А.А.,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ СОШ №43
Слайд 2Цель работы
Цель-выявить основные положения, касающиеся разработки данного вопроса, и провести собственный
анализ, определив при этом специфику мотива сна на материале рассказов В.Г. Короленко «Сон Макара», «Фёдор Бесприютный», «Иом-Кипур»(«Судный день»), «Без языка».
Слайд 3Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью анализа элеметов поэтики творчества,
в частности
мотива сна.
Слайд 4Гипотезой нашей работы является предположение о том, что сон в рассказах
В.Г. Короленко имеет свою типологию.
Слайд 5Основные задачи, требующие решения:
1).Выявить функциональную значимость мотива сна в текстах художественной
литературы;
2).Обозначить наиболее распространённые формы мотива сна;
3).Определить идейную направленность и психологическую тональность данного мотива;
4).Установить взаимосвязь мотива сна с темой и идеей художественного произведения, а также с другими мотивами.
Слайд 6Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный, аналитический,
системный.
Слайд 7Предметом исследования является мотив сна в рассказах В.Г. Короленко
Объектом является
типология сна.
Слайд 8Практическая значимость работы-материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках литературы
при анализе рассказов В.Г. Короленко в целом, так и при анализе конкретных эпизодов.
Слайд 9Сон в литературоведении и психоанализе.
«Когда человек стал рассказывать сны, это первое,
что удвоило ему жизнь, то есть послужило своеобразным стимулом к художественной деятельности» - В.Б. Шкловский.
«Сновидения являются той сферой, в которой бессознательное проявляется наиболее ярко и непосредственно» - З. Фрейд.
Слайд 10Типология сна:
-загадочные;
-предупреждающие;
-таинственные;
-фантастические;
-тяжелые;
-пророческие.
Слайд 11Интроспекция сна –основная функция литературного сновидения, сновидец, осмысливая свой сон, познает
себя со стороны, открывает неизведанные уголки своей души.
Слайд 12Таким образом, мотив сна является отражением действительности. У сна есть особая
типология. Существует такое понятие в психоанализе и в литературоведении как интроспекция сна. Многие классики литературы обращались к форме сна. (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин,, И.А. Гончаров, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов и другие.)
Слайд 13Реализация сна в творчестве В.Г. Короленко
Слайд 14«Неявное сновидение» (Нечаенко Д.А.)-приём который имеет особое значение в рассказах В.Г.
Короленко. Особенность «неявного сновидения»- при чтении произведения, не сразу возможно разграничение текста на явь и сон. Данный приём ярко проявляется в рассказе «Сон Макара»
Слайд 15В основе
рассказа
«Иом-Кипур» (или«Судный день») тоже лежит
приём
«неявного»
сновидения.
Слайд 16Выделяют такое понятие как «Сновидческая реальность» -это реальность, характерная для сна
(Г.А. Бялый).
Слайд 19Формальные особенности мотива сна в рассказах В.Г. Короленко.
Слайд 21В.Г.Короленко так часто обращается к теме сна, что у него даже
выработалась своеобразная индивидуальная словесная формула, ритмично переходящая из рассказа в рассказ:
*«долго лежал в темноте и забылся сном»(«Без языка»);
*«сильно клонило мельника
ко сну»(«Иом-Кипур»);
*«читая книгу, погрузился в сон»
(«Фёдор Бесприютный»).
Слайд 22Сон в рассказах В.Г. Короленко фантастический. Герой видит во сне то,
что жило в его подсознании, что годами копилось в его душе.
Слайд 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ сна в рамках психоанализа и художественной литературы позволяет сделать некоторые
обобщения:
Слайд 241). Сон-это своеобразное отражение действительности;
2).Сны имеют типологию, основанную на образном отражений
явлений жизни;
3). Понятие сна связывают с понятием интроспекции, то есть знанием себя изнутри;
4). «Литературоведческие»сны глубоко индивидуализированы и в этом их главное характерологическое значение;
5). Мотив сна в текстах художественной литературы характеризуется функционально-смысловой значимостью и психологической тональностью.
Слайд 25ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа мотива сна в рассказах В.Г.Короленко мы можем сделать
ряд общих выводов, касающихся организации и функционирования данного мотива:
Слайд 261)Жизненный истоки короленковского сна опираются на литературные традиции (сон пушкинского станционного
смотрителя, сон Жуковской Светланы) писатель с удивительным художественным мастерством использует различные формы сна;
2)Отличительной особенностью короленковских снов является отсутствие чёткой грани между «сновидческой»реальностью и реальностью сюжетной;
3)Мотив сна используется как способ отражения явлений происходящих в действительности, как способ осмысления мира, что в свою очередь связывают с психологизмом В.Г. Короленко;
4)Мотив сна является непосредственной частью обретения героем знания мира через понимание сокровенного смысла события, которое реализуется в момент сна;
5)Наблюдается связь мотива сна с приёмом двоемирия (изображение мира реального и мира потустороннего);
6)Сон у В.Г. Короленко носит «гуманистический характер», то есть ведёт к «перерождению», «пробуждению» героя.