Презентация, доклад на тему Методическая разработка- презентация на тему Приемы и стратегии ТРКМ на этапе целеполагания

Содержание

Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году и хорошо известна российским педагогам. Цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.Основная идея ТРКМ –

Слайд 1Приемы и стратегии в технологии развития критического мышления на этапе целеполагания.
Выполнила:

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №6 Давыдова С.И.
Приемы и стратегии в технологии развития критического мышления на этапе целеполагания.Выполнила: учитель русского языка и литературы МАОУ

Слайд 2Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году

и хорошо известна российским педагогам.
Цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Основная идея ТРКМ – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году и хорошо известна российским педагогам. Цель

Слайд 3Стадии урока
Вызов
Осмысление
Рефлексия

Стадии урокаВызовОсмыслениеРефлексия

Слайд 4Цель первой стадии (стадии вызова) заключается в том, чтобы не только

активизировать, заинтересовать учащегося, но и вызвать уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Цель второй стадии (стадии осмысления) – это приобретение новых знаний. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, а приемы и методы технологии помогают сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
Цель третей стадии( стадии рефлексии) – это проанализировать, интерпретировать и творчески переработать информацию. На этой стадии педагогу важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии.

Цель первой стадии (стадии вызова) заключается в том, чтобы не только активизировать, заинтересовать учащегося, но и вызвать

Слайд 5Функции стадии вызова:


- вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта
по теме.
- предъявляя «свой опыт», мы ждем его
подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику. - часто на стадии вызова учитель дает задание
или помогает учащимся систематизировать материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ.
- ТРКМ единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению.

Информационная

Мотивационная

Систематизационная

Целеполагание

Функции стадии вызова:

Слайд 6Отдельные приемы, работающие на стадии вызова:
Выглядит как… Звучит как…
Таблица «тонких и

толстых вопросов»
Кластеры
Список известной информации
Верные – неверные утверждения
Верите ли вы, что…
Ромашка вопросов или ромашка Блума
Написание синквейна
Круги по воде
Отдельные приемы, работающие на стадии вызова:Выглядит как… Звучит как…Таблица «тонких и толстых вопросов»КластерыСписок известной информацииВерные – неверные

Слайд 7Выглядит как… звучит как…
Учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и

слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие «Морфема»:

Выглядит как… звучит как…Учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают

Слайд 8Таблица «тонких и толстых вопросов»
Данный прием может быть использован на любой

из трех фаз урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова (вопросы до изучения темы), то это вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами.

Таблица «тонких и толстых вопросов»Данный прием может быть использован на любой из трех фаз урока. Если мы

Слайд 9кластеры
Прием заключается в выделении смысловых единиц текс­та и графическом оформлении их

в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.
«Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздят­ся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной сис­темы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые еди­ницы, соединяем их прямой линией со звездой; у каждой планеты есть спутники, у них - свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов или заго­ловков смысловых блоков. Таким образом учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. Мы распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так :

кластерыПрием заключается в выделении смысловых единиц текс­та и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди».

Слайд 11Список известной информации
На стадии вызова в течение 3-5 минут учащимся предлагается

записать все, что они знают или, им кажется, что знают по теме. Важно записать все, что придет на ум. Работа проводится в парах. Например, на уроке литературы в 5 классе проходят тему «Сказка». Учитель предлагает детям повернуться друг к другу и спросить, что они знают или думают о сказках; о чем могли бы спросить друг друга; какие бывают сказки; какие слова чаще всего встречаются в сказках; как строится сказка; какие герои бывают в сказках и т. д. Учитель просит фиксировать все идеи, даже разногласия. Далее можно организовать групповую работу. Учащимся предлагается поделиться своими знаниями в группе, уточнить свою позицию. Затем им предлагается поделиться информацией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Информация наверняка будет объемной и противоречивой, но если учителю кажется, что учащиеся были недостаточно активны, то возможно активизировать мыслительную деятельность вопросами: - Всегда ли сказка называлась сказкой? - Как определить, к какой группе сказок относится выбранная? - Почему главному герою помогают, заслуживает ли он эту помощь? -Почему герой всегда побеждает? -Какие события происходят в основной части? -Сказки развлекают или воспитывают? После обсуждения объем информации увеличивается, количество разногласий тоже. Учащимся предлагается прочитать статью, которая прояснит ситуацию.

Список известной информацииНа стадии вызова в течение 3-5 минут учащимся предлагается записать все, что они знают или,

Слайд 12Верные – неверные утверждения
Учащимся предлагается список утверждений, созданных на основе параграфа,

который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией возвращаемся к данным утверждениям и ученики оценивают их достоверность.
Тема «Имя прилагательное»
-Здесь написаны  только  прилагательные: синий, красивый, зеленеть, мой.
-В предложении  прилагательные бывают только определением.
-В предложении прилагательные бывают только второстепенным членом .
-Прилагательные могут быть 1, 2 или 3 лица.
-Прилагательные изменяются по падежам, числам, родам.
-В предложении «Снег кажется розовым и золотым» прилагательные употреблены в форме предложного падежа, единственного числа.

Верные – неверные утвержденияУчащимся предлагается список утверждений, созданных на основе параграфа, который они в дальнейшем будут изучать.

Слайд 13Верите ли вы, что…
На стадии вызова учащимся предлагается обсудить несколько утверждений.

После знакомства с материалом параграфа учащиеся возвращаются к данным утверждениям. Возможно составление таблицы до и после знакомства с основной информацией.

Верите ли вы, что…На стадии вызова учащимся предлагается обсудить несколько утверждений. После знакомства с материалом параграфа учащиеся

Слайд 14Ромашка вопросов или ромашка Блума
Прием «Ромашка Блума» представляет собой систему вопросов,

построенных в зависимости от уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть типов вопросов:
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно- следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.


Ромашка вопросов или ромашка БлумаПрием «Ромашка Блума» представляет собой систему вопросов, построенных в зависимости от уровней познавательной

Слайд 154. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы",

элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу

Слайд 16Написание синквейна
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из

пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна:
-На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
-На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
-Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Написание синквейнаВ переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным

Слайд 17Синквейн до изучения темы:

Синквейн после изучения темы:
басня басня
смешная, короткая поучительная, иносказательная
рассказывает, учит, объясняет изображает, высмеивает, обличает
в ней говорится про животных за животными видим людей
интересная интересная

Синквейн до изучения темы:          Синквейн после изучения темы:басня

Слайд 18Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и

их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
С- сказитель С- спокойная
К- колдовство К- красноречивая
А- афоризм А- актуальная
З- загадка З- занимательная
К- кикимора К- казахская
А- анализ А- авторская

Круги по водеЭтот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова.

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть