Слайд 1Подготовка учащихся к ЕГЭ/ОГЭ:
общие методические и организационные подходы
Слайд 2Единый государственный экзамен (ЕГЭ) –основная форма государственной (итоговой) аттестации
выпускников школ
Российской Федерации.
Вузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов
вступительных испытаний.
Слайд 3КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(КИМ)
Слайд 4Типы заданий КИМ
выбор правильного ответа из четырех предложенных
ЗАДАНИЯ
ТИПА А
краткий
свободный ответ
(запись слова, словосочетания, числа)
ЗАДАНИЯ
ТИПА В
развернутый свободный ответ
(словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции)
ЗАДАНИЯ
ТИПА С
Слайд 5
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ/ОГЭ
понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков,
умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность
базовый уровень
ЗАДАНИЯ ЕГЭ/ОГЭ РАССЧИТАНЫ НА РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
повышенный уровень
Е
Г
Э
Слайд 6Определение
готовности учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
Информационная готовность
информированность о правилах поведения на экзамене;
информированность
о правилах заполнения бланков.
Предметная готовность
готовность по определенному предмету;
умение решать тестовые задания;
Психологическая готовность
внутренняя настроенность на определенное поведение;
ориентированность на целесообразные действия;
актуализация и приспособление возможностей личности для успешной сдачи экзамена.
Слайд 7КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
информационная работа с педагогами
информационная работа с учащимися
информационная работа с родителями
Слайд 8Комплексный подход
к подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
изучение нормативно-правовых документов по ЕГЭ/ОГЭ, знакомство
с методическими материалами и инструкциями;
включение в планы работы школьных методических объединений вопросов о проведение экзамена и обсуждение результатов пробных ЕГЭ/ОГЭ и др.;
обучение педагогов посредством курсовой подготовки и участия в семинарах, связанных с ЕГЭ/ОГЭ.
Информационная работа с педагогами
Слайд 9Комплексный подход
к подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
инструктаж учащихся о правилах поведения
на экзамене, правилах заполнения бланков;
оформление информационного стенда по вопросам ЕГЭ/ОГЭ;
занятия по тренировке заполнения бланков;
пробные внутришкольные работы по различным предметам.
Информационная работа с учащимися
Слайд 10Комплексный подход
к подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
родительские информационные собрания о процедуре
проведения ЕГЭ/ОГЭ и особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, о результатах пробной внутришкольной работы;
индивидуальное консультирование родителей.
Информационная работа с родителями
Слайд 11ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
подача заявлений на сдачу экзаменов по выбранным предметам в установленные
сроки
планирование занятий
подбор литературы для подготовки
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
Слайд 12 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ШКОЛЬНАЯ
учебная литература
достаточно полно раскрывает
тематику предмета
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
литература
отражает специфику предстоящего экзамена:
контрольно-измерительные материалы;
методические разработки;
учебные пособия;
электронные учебные курсы.
Слайд 13Основные принципы
подготовки учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭТАП
подготовить к продолжительному экзамену
акцентировать внимание
специфики заполнения бланков экзаменационных документов
познакомить с правилами поведения на экзамене
работать над эмоциональным состоянием
Слайд 14 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
подготовка проводится по темам
от простых типовых заданий к сложным;
система развития мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью;
организация повторения: однотипные задания располагаются группами (дает возможность научить учащихся правильным рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения).
Слайд 15 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
на этапе освоения знаний
необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое;
знания, полученные логическим путем, способствуют пониманию нового материала.
Слайд 16 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ПРИНЦИП ТРЕНИРОВКИ
учащимся предлагаются тренировочные тесты,
выполняя которые они могут оценить степень подготовленности к экзаменам;
ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Слайд 17 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ВРЕМЕННОЙ ПРИНЦИП
тренировочные тесты следует проводить с
ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить;
занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени.
Слайд 18 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ПРИНЦИП СЛОЖНОСТИ
работа по подготовке к
ЕГЭ должна осуществляться на высоком уровне трудности: включения в задания вопросов, которые выходят за рамки школьного курса;
больше внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
Слайд 19 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ
работа над пониманием формулировки
вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
использование различных видов упражнений:
- анализ формулировки вопроса;
- подбор ответа, соответствующего данной формулировке.
Слайд 20 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ПРИНЦИП СИНУСОИДЫ
за 2-3 месяца перед
экзаменом напряженность подготовки должна достигать своего пика;
за месяц до экзамена напряженная работа должна прекратиться – учащимся необходимо время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
Слайд 21 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
ПРИНЦИП ИНТУИЦИИ
интуитивное мышление;
опора на знания
из разных областей предмета.
Слайд 22Стратегия подготовки к ЕГЭ/ОГЭ учащихся,
которые имеют личностные и познавательные
трудности в
учении
в результате наблюдений
по итогам экспертной оценки педагогов
по итогам фронтальной плановой диагностики
по материалам психолого-педагогического сопровождения
Слайд 23
Учащиеся, имеющие личностные трудности
Отличие: низкий уровень самоконтроля и волевых процессов.
Стратегия поддержки:
работа с алгоритмами:
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги;
заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства усталости и нежелания работать.
Слайд 24
Учащиеся, имеющие личностные трудности
Отличие: склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой,
как опасную.
Стратегия поддержки:
нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.
Слайд 25
Учащиеся, имеющие личностные трудности
Отличие: не умеют опираться на собственное мнение и
склонны прибегать к помощи других людей.
Стратегия поддержки:
создание ситуации успеха:
- «Я уверен, у тебя все получится».
- «Ты обязательно справишься».
Слайд 26
Учащиеся, имеющие личностные трудности
Отличие:
высокая успеваемость,
ответственность,
организованность,
исполнительность.
Стратегия поддержки:
скорректировать
ожидания;
помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
помочь понять, что для получения хорошей оценки нет необходимости выполнять все задания.
Слайд 27
Отличие:
опираются в большей степени на общее, а не на частности;
мало
внимания уделяют деталям, их интересуют общие взаимосвязи.
Стратегия поддержки:
развивать аналитические навыки;
при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием;
при работе с тестами ориентировать на выявление основного в каждом задании.
Учащиеся-синтетики
Учащиеся, имеющие познавательные трудности
Слайд 28
Отличие:
характерна невнимательность и рассеянность;
низкий общий уровень организации деятельности.
Стратегия поддержки:
научить использовать
различные материальные средства для саморегуляции деятельности: песочные часы, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку.
Учащиеся, испытывающие недостаток самоорганизации
Учащиеся, имеющие познавательные трудности
Слайд 29
Отличие:
высокая утомляемость, истощаемость;
быстро устают, снижается темп деятельности и резко увеличивается
количество ошибок.
Стратегия поддержки:
не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребенок не сможет соответствовать;
организовать оптимальный режим подготовки.
Астеничные учащиеся
Учащиеся, имеющие познавательные трудности
Слайд 30
Отличие:
быстрые, энергичные, активные, с высоким темпом деятельности, импульсивны и порой
не сдержанны;
быстро выполняют задания, делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.
Стратегия поддержки:
не пытаться изменить темп деятельности;
развивать у них функцию контроля: «сделал – проверь».
Гиперактивные учащиеся
Учащиеся, имеющие познавательные трудности
Слайд 31
Отличие:
характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций;
трудно переключаются с одного
задания на другое;
требуется длительный период при выполнении каждого задания.
Стратегия поддержки:
развивать навык переключения внимания;
научить определять время, необходимое для каждого задания.
Гипоактивные учащиеся
Учащиеся, имеющие познавательные трудности
Слайд 32Использование различных средств обучения
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
Подготовку к ЕГЭ/ОГЭ
стоит начинать с просмотра кодификатора: там указаны все темы и их содержание, которые могут попасться на ЕГЭ.
Пособия ФИПИ — самые проверенные и самые приближенные к реальному ЕГЭ/ОГЭ.
КОДИФИКАТОР
Слайд 33Использование различных средств обучения
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
ДИСТАНЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
«РЕШУ ЕГЭ»
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
для организации тематического повторения;
для организации текущего контроля знаний;
для проведения итоговых контрольных работ.
По окончании работы эта система проверит ответы, покажет правильные решения и выставит оценку по пятибалльной или 100-балльной шкале.
Слайд 34Использование различных средств обучения
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ:
самостоятельное
повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ;
онлайн тестирование учащихся на учительских сайтах;
групповые рассылки и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме через электронную почту.
Слайд 35Использование различных средств обучения
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИКТ
ПОЗВОЛЯЕТ:
активизировать познавательную деятельность
учащихся;
обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Слайд 36Использование различных средств обучения
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
УЧЕБНИК
РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ:
задание-анализ
схем и таблиц,
задание на выбор обобщающего понятия,
задание на соотнесение видовых понятий с родовыми,
выбор позиций из списка и классификации путем установления соответствия и других уже названных типов проверяемых на экзамене заданий.
Слайд 37Использование различных средств обучения
при подготовке к ЕГЭ/ОГЭ
МОНИТОРИНГ
Хороший результат отслеживания
показателей обучения каждого выпускника дают
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАЖДОГО УЧЕНИКА
по результатам контрольных диагностических работ.
Слайд 38я
Перед учителем-предметником стоит сложная задача: - дать знания, которые помогут им
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности и продолжать образование в течение всей жизни;
- подготовить учащихся к ЕГЭ/ОГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников.
Слайд 39повышение квалификации;
активный обмен опытом;
создание собственной рабочей коллекции полезных ссылок на основные
Интернет;
знакомство с я методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену;
систематизация материала по разделам экзаменационной работы, подготовка алгоритмов объяснения ученикам основных методов выполнения заданий;
продумать систему работы: повторение, обобщение и систематизация тематического материала, подготовка дома.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ,
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
готовность учителя к ЕГЭ/ОГЭ
Рекомендации педагогам
по подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
Слайд 40выявить общие и индивидуальные затруднений обучающихся;
использовать образовательные технологии в процессе подготовки
к ЕГЭ/ОГЭ;
совершенствовать формы и методы обучения;
работу на уроке направить на формирование общеучебных навыков и ключевых компетенций;
работать над формированием целевых групп, определение «групп риска»;
разработать индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
проводить консультации по предмету для учащихся и родителей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендации педагогам
по подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ
учителя
по подготовке учащихся к ЕГЭ/ОГЭ