Слайд 1Мастер-класс
«Развитие рефлексивных навыков обучающихся на уроках русского языка и литературы как
один из показателей метапредметного результата освоения образовательной программы»
Слайд 3ЦЕЛЬ:
продемонстрировать приёмы педагогической техники по развитию рефлексивных навыков обучающихся
Слайд 4ЗАДАЧИ:
Дать представление о классификации рефлексии
Показать приёмы рефлексии на уроках
Слайд 5Рефлексия – один из этапов урока по ФГОС
Слайд 6Что такое рефлексия?
Рефлексия (от латинского Reflecus- «обращение назад") – это способность
осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций.
В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ.
Слайд 7РЕФЛЕКСИЯ
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия,
в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слайд 8Организация рефлексивной
деятельности
Индивидуальная
формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
Коллективная
акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Слайд 9Классификация
Рефлексия настроения
и
эмоциональ
ного состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания
учебного
материала
Слайд 10Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности
Слайд 11Предполагаемый результат
Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических
и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии.
Слайд 12Приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния
Слайд 17
Рефлексия содержания учебного материала
Слайд 18Предполагаемый результат
Рост уровня осознания содержания пройденного материала.
Развитие речи обучающихся.
Формирование и развитие
новых способов самовыражения обучающихся.
Повышение мотивации учения, получения новых знаний.
Рост активности каждого обучающегося.
Слайд 19Приёмы содержания учебного материала
Слайд 20Из опыта работы
Сформулируйте и запишите советы, которые мы извлекаем из
сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1) нужно стараться… понимать взрослых;
2) смотреть следует не на человека, а … внутрь его;
3) мы отвечаем за тех, … кого любим, о ком заботимся;
4) нужно стараться наводить порядок… вокруг себя;
5) человек должен… приносить пользу.
Слайд 21«Незаконченное предложение»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я
выполнял задания
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 22 «Незаконченное предложение»
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство…
Главный герой киевского цикла былин Илья Муромец – это человек…
Когда я читаю повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», я представляю…, думаю о…
М.Е Салтыков-Щедрин и его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» преподали сегодня нам урок…
Если бы я мог поговорить с мужиком, я бы ему сказал, что…
Я уверен(а), что рассказ А.П. Чехов «Хамелеон» актуален и сегодня, так как….
-Я понял(а), что былина «Вольга и Микула Селянинович»…
Мне хотелось бы сказать о Микуле Селяниновиче…
Слайд 23Из опыта работы
Сегодня я узнал, что глаголы бывают разноспрягаемые.
Было
трудно различать их среди остальных глаголов.
Меня удивило, что к разноспрягаемым глаголам относятся всего лишь четыре глагола: есть, бежать, дать, хотеть.
Я окончательно научился определять спряжение глаголов.
Слайд 24 Графический организатор
Кластер - пучок, созвездие
причастие
признаки глагола
признаки прилаг.
вид
время
глагольный вопрос
способность иметь
завис. слово
вопрос
окончание
склонение
согласуется с именем сущ.
полная и краткая форма
н, нн
причастный оборот
?
?
?
?
?
?
?
?
?
Слайд 25«Лестница успеха»
нижняя ступенька –
я ничего не понял
средняя ступенька–
у меня
были проблемы;
верхняя ступенька–
я всё понял
Слайд 27
Таблица-фиксация знания и незнания о каком- либо понятии
Слайд 31«Шляпы мышления»
Шляпа мудрости
Шляпа критики
Шляпа эмоций
Шляпа творчества и фантазий
Шляпа оптимизма
Шляпа информации
Слайд 33Предполагаемый результат
Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели.
Обучающиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).
Рост активности каждого обучающегося.
Слайд 34ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы
и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Слайд 37«Три М»
Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе
урока, и предложите одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке
Слайд 38«Одним словом»
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока
Слайд 39«Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.
Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Слайд 42«Уборка в доме»
Всё оказалось бесполезным, ненужным
Всё оказалось интересным, но нужно
ещё додумать и доработать
Всё с урока заберу с собой
Слайд 43«Благодарю»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из
ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 44Рефлексивно-мониторинговая карта обучающегося по блоку уроков
Слайд 45Творческих Вам успехов!
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет:
Пусть будет
добрым ум у Вас,
А сердце мудрым будет.
С.Маршак