Слайд 1Как писать сочинение на ЕГЭ.(Тема,основная мысль,проблема)
Минеева О.С.,учитель МБОУ СШ №24 г.Дзержинска
Нижегородской обл.
Слайд 2Сочинение учащиеся пишут по готовому тексту.
Разберёмся с терминами.
Текст (от лат. textus–
«ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателем завершённости текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.
Слайд 3Уровень понимания текста– уровень проникновения в глубь авторского замысла. Различают 4
уровня понимания текста:
уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;
уровень общего понимания текста: адресат понял общий смысл, но не осознал детали;
уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;
уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление.
Слайд 4Анализ текста– разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного
понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.
Тема текста– это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение».
Слайд 5Основная мысль– это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего
оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».
Слайд 6Выявление основной мысли
Работа с текстом начинается с определения темы и основной
мысли текста.
(Ещё раз)Тема – это то, о чём говорится в тексте. Чтобы найти тему,надо определить микротемы и установить между ними связь. Это и будет тема.
Чтобы определить основную мысль,надо задать вопрос : для чего автор пишет об этой теме? Ответ на этот вопрос и есть основная мысль.
Слайд 7Алгоритм выявления основной мысли
Слайд 8Задание №1(оно подготавливает учащихся к анализу текста для сочинения)
Прочитайте текст и
выполните задания 1–3. (1)«Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу. 2. Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы. 3. Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет. 4. Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение. 5. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.
Слайд 9Выполнение
Тема этого текста:характер человека,его судьба.
Основная мысль :судьба человека зависит от его
привычек и характера.
Значит, ответ содержится в 3 и 5 предложениях.
Слайд 10Проблема текста– это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может
быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика– несколько проблем, затронутых в тексте.
Слайд 11Проблема – это взаимоотношение двух субъектов:с одной стороны- человека(группы людей)
и с другой стороны - темы, которую рассматривает автор. Например, текст о книге или о природе, или о пожилых людях. Значит, проблема:человек и книга, человек и природа,общество и пожилые люди.
Слайд 13Способы выявления проблемы
Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача
– за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя... Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.
Слайд 14Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Перед учениками задача –
за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Нужно помнить о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя... Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы
Слайд 15Способы формулирования проблемы
Формулируется проблема несколькими способами: первый- в виде вопроса (Как
книга влияет на человека? Как нужно относиться к природе? Правильно ли мы относимся к пожилым людям?)
Второй способ формулировки проблемы с помощью родительного падежа: проблема влияния книги на человека; проблема отношения к природе; проблема бережного отношения к пожилым людям.
Цитатами из текста.
Указать номера предложений , в которых содержится проблема.
Слайд 17Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека.
Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.
Слайд 18Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем
уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.
(По В. Распутину
Слайд 19Алгоритм выявления проблемы художественного текста.
Слайд 20Выбор проблемы
Выбор одной проблемы из нескольких
Учащимся предлагается сформулировать одну из проблем
текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:
Какая проблема находится в центре внимания автора?
К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы .
Слайд 21Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Слайд 23Запомнить!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни
Слайд 25Текст.
История человечества – это история его культуры, потому и покушения на
культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения кпикам искусства возникает зависть и агрессия.
(ПоН.Самвеляну)
Слайд 28Как писать сочинение на ЕГЭ (комментарий,авторская позиция)
Минеева О.С.,учитель МБОУ СШ№24,г. Дзержинск
Нижегородской обл.
Слайд 29Комментарий
Комментарий к проблеме– это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста,
её толкование. Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем (экономическая, социально- политическая, философская и др.). Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те её аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.
Слайд 30Комментарий обнаруживает степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, знание той области, в
которой лежит проблема. Комментарий во многом показывает не только правильность интерпретации текста экзаменуемым, но и его зрелость, умение осмыслять важные проблемы прошлого и современности.
Комментарий не должен уводить мысль пишущего от текста. Следует сконцентрировать внимание на следующих вопросах:
Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной или возрастной группе?
К какому типу более широких проблем относится данная проблема? Какие стороны можно в ней выделить?
Актуальна ли эта проблема в наши дни? Почему она стала более актуальной в последнее время?
Почему автора привлекла данная проблема? Какие стороны проблемы автор рассматривает более детально и почему? Какие оценки даёт автор этой проблеме?
При комментировании необходимо постараться проникнуть в авторский замысел и понять, что побудило его рассмотреть проблему .
Слайд 31Исходный текст
Около тысячи лет назад в Киеве, при Ярославле Мудром, под
сводами Софийского храма, была создана первая у нас библиотека. В ней трудились переводчики, писцы и художники. Много заморских книг тогда было переведено на славянский язык. Сначала книги переписывались в Киеве и Новгороде, а потом и в других местах Руси – Чернигове, Галиче, Суздале, Ростове Великом, во Владимире, Старой Рязани, и, наконец, книжный свет пришёл в Москву. Восторженная похвала книгам была создана в Киеве. Её повторяли несколько столетий подряд и помнят в наше время: «Велика бывает польза от учения книжного». Книги – «реки, напояющие вселенную» мудростью. В книгах –неисчётная глубина, ими мы в «печали утешаемся...»
Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду.
(Е. Осетров)
Слайд 34
Правильно, без искажений, понятая позиция автора отражает его убеждение, его мнение
по рассматриваемой проблеме. Автор может открыто давать оценку каким-либо событиям или явлениям,либо наряду с открытой оценкой встречается и скрытая, когда авторское мнение следует искать в подтексте. Для этого надо уметь видеть потаённый смысл, понимать метафоры, вскрывать аллегории, чувствовать, с какой целью автор использует конкретные слова и выражения. В других текстах автор не ограничивается оценками, а предлагает пути разрешения проблемы. И авторские выводы, и предлагаемые им способы разрешения проблемы – всё это отражает его позицию.. Авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос.
Авторская позиция
Слайд 35Для формулировки позиции можно использовать следующие выражения:
Автор считает, что...
Автор глубоко убеждён
в том, что...
С автором трудно спорить относительно ...
Позиция автора сформулирована весьма чётко:...
Позиция автора такова, что...
Автор выступает против того, чтобы...
При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста. Кроме того, позицию автора можно прокомментировать: разъяснить её, пояснить, почему автор придерживается
Слайд 36Исходный текст
Подлинная наука всегда связана с жизнью, из неё, собственно, и
рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлечённая, лишённая связей с природой, жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности учёного (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» учёного, без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль.
(М. Лобанов
Слайд 39Как писать сочинение на ЕГЭ (Аргументация,вывод)
Минеева О.С.,учитель МБОУ СШ 24,г.Дзержинск Нижегородской
обл.
Слайд 40Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Для подкрепления собственной позиции экзаменуемый должен
привести не менее двух аргументов, основанных на жизненном или читательском опыте, и иллюстрации к ним, т.е. конкретные примеры, а не отвлечённые рассуждения .
Слайд 42Таким образом, экзаменуемый должен выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись
или не согласившись с мнением автора, и привести доказательства, подтверждающие правоту этого мнения.
Приступая к аргументации, следует помнить, что тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой могут быть выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то бессмысленно доказывать её истинность..
Слайд 44Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно
должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства читателя (проверяющего)
Слайд 46Можно использовать и аргументы «от противного», такие, которые противоречат тезису. При
этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, экзаменуемый может показать, что последствия принятия их справедливости будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.
Важно правильно расположить аргументы. При восходящей аргументации доводы располагаются так, чтобы их сила постепенно возрастала, самый сильный аргумент ставят последним; при нисходящей, наоборот, «ударный момент» идёт первым, а потом подкрепляется слабыми доводами. Главное – не «прятать» сильный довод в среднюю часть аргументации. Так называемый «закон края» гласит, что лучше запоминается то, что было в начале, и то, что идёт в конце текста или высказывания.
Слайд 47
Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом, но если
тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод — это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность).
Стройная аргументация характеризуется не только силой и правильным расположением доводов, чёткостью сформулированных тезиса и вывода, но и их правильным соотношением, а также наличием переходов. Тезис и вывод могут быть сформулированы в 1-2 предложениях. Переход от тезиса, выражающего позицию, к доводам может осуществляться с помощью фраз:
Попытаюсь доказать это…
Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.
Вывод.
Слайд 48Связь между аргументами можно установить с помощью вводных слов «во-первых», «во-вторых»,
«в-третьих», «наконец», а вывод – с помощью слов «итак», «следовательно», «таким образом».
Рассмотрим пример аргументации …
Слайд 51Основные ошибки, которые допускают экзаменуемые, приступая к аргументации, могут быть сведены
к следующим:
подмена тезиса: экзаменуемый выражает собственное мнение относительно одной проблемы, а доказывает мнение относительно другой;
выдвижение в качестве тезиса «прописных истин», в справедливости которых никто не сомневается;
— отсутствие связи между доводом и тезисом;
приведение аргументов, которые не обосновывают заявленную позицию (уводят от тезиса) и не служат основанием для вывода;
неумение привести 2 веских довода, что связано с непониманием исходного текста, позиции автора, несформированностью собственной позиции по данной проблеме или маленьким жизненным опытом экзаменуемого;
приведение в качестве доводов только конкретных примеров из жизненного или читательского опыта (иллюстраций) без выявления их обобщающего смысла;
неупорядоченное расположение доводов;
неумение подкрепить довод конкретным примером, разъяснить, растолковать, прокомментировать его или приведение в пример банальных, неинтересных, сугубо личных случаев;
отсутствие связок между доводами, вследствие чего размывается граница между отдельными мыслями;
запутанная или неполная формулировка доводов;
отсутствие вывода.
Слайд 52Например, в следующем отрывке имеется несколько ошибок в аргументации:
Пожалуй, я соглашусь
с автором в том, что мы перестали писать письма, заменяя их телефонными звонками или CMC, и от этого мы многое потеряли. Вот раньше я получала письма от подруги из Саратова, и мне было очень приятно получить конверт. Мы обменивались новостями, посылали друг другу открытки и фотографии, ждали прихода писем. А ещё я поылала письма бабушке. Правда, письма долго идут к адресату, но их получать приятно.
Давайте же снова начнём писать письма!
Слайд 53Аргументация выглядит односторонней, так как экзаменуемый не сравнил письма с другими
способами передачи информации (электронные письма, звонки и др.)не показал, почему же всё-таки, несмотря на долгий путь к адресату, письмо получать приятно, что мы потеряли с разрушением традиции писать письма. Аргументы, приведённые в отрывке, основаны только на личных впечатлениях экзаменуемого, не отличаются яркостью. Аргументация не структурирована, 2 довода однотипны, нет вывода.
Если экзаменуемый привёл 1 аргумент, то он получает 1 балл (при отсутствии прочих ошибок), а если только согласился или не согласился с автором исходного текста, лишь формально заявил о своём мнении или не заявил о нём вовсе, то он получает по критерию К4 ноль баллов.