Слайд 1Исследовательская работа
Что такое фразеологизмы?
Выполнили:
Валутова А,
Пластун Иван
4 класс.
Слайд 2Проблема
Что такое фразеологизмы?
Слайд 3
Выяснить, понять и доказать на основе полученной информации себе и
другим, что фразеологизмы действительно часто встречаются в нашей речи и делают нашу речь эмоционально красочной.
ЦЕЛЬ:
Слайд 4Задачи исследования
* Узнать, что такое фразеологизмы, откуда появились.
* Определить как
часто они встречаются в нашей разговорной речи.
* Сделать вывод о влиянии фразеологизмов на нашу речь.
* Выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Слайд 5Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что Фразеологизмы украшают нашу речь и их
необходимо знать!
Слайд 6Методы исследования
Поиск научной литературы в библиотеке, в Интернете и других источниках.
Анализ
полученной информации.
Эксперимент.
Анкетирование среди взрослых и учащихся нашей школы.
Анализ полученных результатов.
Вывод.
Слайд 7Пользуйтесь фразеологизмами правильно!
*Фразеологизмы – устойчивые словосочетания с образным , переносным смыслом.
«Пруд
- пруди» (просто много).
Слайд 8Примеры.
Делать из мухи слона. - преувеличивать
Два валенка пара. – очень
похожи
Заблудиться в трех соснах. – не разобраться в простом
Собаку съел. – стал опытным
Восемь пятниц на неделе. – настроение меняется часто
Пишет, как курица лапой. - неразборчиво
После дождика в четверг. – весьма нескоро
Черепашьим шагом. - медленно
Со дня на день.- скоро
Изо дня в день. – каждый день
Слайд 9Ошибки в сочинениях.
В небе летали птицы и пели во все горло.
Когда
входишь в комнату, запах сирени бросается тебе в лицо.
Его жизнь была при смерти.
Он от радости расцеловал меня до ушей.
Слайд 10Восстанови фразеологизмы и объясни причину возникновения ошибки.
Нужен как собаке пятое колесо.
Что
русскому хорошо, то немцу будь здоров.
Пуганая корова на куст садится.
Слайд 11Фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы.
Синонимы – близки по значению,
антонимы
– противоположны.
«Эх, была не была!», «Будь что будет!» - решиться на что-то отчаянное.
«Курам на смех», «Кот наплакал», «Капля в море», «Раз, два и обчелся» - маленькое количество.
Слайд 12Тренируемся!
Определите значение синонимичных фразеологизмов.
Поминай как звали, словно в воду канул, как
сквозь землю провалился.
Опустить голову, повесить нос, опустить руки, пасть духом.
Слайд 13Наоборот.
«Вышел из себя» - «Взять себя в руки».
«У черта на
куличках» - «В двух шагах» или «Рукой подать».
Слайд 14Найдите фразеологизмы- антонимы.
Повесит нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, воспрянуть
духом, душа в душу, засучив рукава.
Слайд 15ГОЛОВА.
Садовая, дырявая, тяжелая, забубенная, идти кругом, пухнуть, вскружиться, вешают, ломают, потерять,
на отсечение, забивают, дурят, мылят, срывают, снимают, не сносить тебе головы, в голове не хватает винтиков или царя в голове, гуляет один ветер, в голову мысли приходят, лезут, вертеться в голове, выкинуть из головы, втемяшились, как снег на голову, будто его обухом и т. д.
Слайд 16Глаз.
За глаза, не смыкала, в оба глаза, у семи нянек дитя
без глазу, рябить, темнеть, двоится, лезть на лоб, стать круглыми, дурной, вооруженным, замазать, пускают пыль в глаза, с глаз долой, для отвода глаз, закрыть, мозолит, бельмо на глазу, сгинь с глаз долой, на глаза не показывайся, глаза б мои на тебя не глядели, глаза разбежались, есть глазами, бросаться в глаза, с глазу на глаз и т.д.
Слайд 17Нос.
Нос к носу, на носу, под самым носом, из-под самого носа,
с гулькин нос, не видеть дальше собственного носа, говорить под нос, нос воротят, задирают, не совать свой нос не в свое дело, водить за нос, утерли, зарубить, не остаться с носом и т. д.
Слайд 18Язык.
Язык без костей, не распускал язык, держал его за зубами, прикусил
его, укоротить, чешут языками, хорошо подвешен, прилипнуть к гортани, язык проглотил, развяжется, срывается с языка, за язык тянул, типун тебе на язык, вертеться на языке, эзопов язык и т.д.
Слайд 19Ухо.
Слушать в пол-уха, краем уха, держит ухо востро, навострить уши, развесить,
режут ужи, вянут, щадить уши, не видать как своих ушей, по уши погружается, по уши в долгах, покраснел до ушей и т.д.
Слайд 20Зуб.
Точит или имеет на тебя зуб, вооружен до зубов, не по
зубам, заговорить ему зубы, показывать зубы, зуб на зуб не попадет, зубы класть на полку, стиснуть зубы и т. д.
Слайд 21Рот, губы.
Каша во рту, заткнуть кому-то рот, набрать в рот воды,
чего рот разинул, ее в рот не возьмешь, маковой росинки во рту не было, хлопот полон рот, надул губы, молоко на губах не обсохло, губа не дура и т.д.
Слайд 22Шея.
Намылить, наломать, свернуть, свихнуть, на свою шею, в три шеи, выталкивают,
навязался на шею, сидит на шее и т.д.
Слайд 23Горло.
Орать вовсе горло, драть горло, надсаживать, взять за горло, наступить, пристать
с ножом к горлу, встать поперек горла, сыт по горло, есть в три горло и т.д.
Слайд 24Рука.
Золотые руки, на все руки, щедрая или широкая рука, тяжелой, под
горячую руку, не покладая рук, мастер набил в своем деле руку, сложа руки, все валится из рук, возьмет он себя в руки, опускать руки, под руку, иметь под рукой, рукой подать, руки не доходят, по рукам ударяют, идти рука об руку и т.д.
Слайд 25Нога.
Еле тащить ноги, идти нога за ногу, одна здесь, другая там,
со всех ног, крепко стоит на ногах, лежат без задних ног, ноги не держат, выбили почву из-под ног, поставить с ног на голову, ни в зуб ногой, в ногах правды нет, поднять на ноги, путаться под ногами и т.д.
Слайд 26Грудь, спина.
Встать грудью, грудью прокладывать дорогу, повернуться спиной, за чужую спину,
нож в спину, гнуть спину, не разгибая спины и т.д.
Слайд 27Локоть, колено.
Локти кусают, чувство локтя, море по колено, поставить кого-либо на
колени и т.д.
Слайд 29Результаты эксперимента.
Чем взрослее человек, тем он чаще и разнообразнее употребляет фразеологизмы,
просто он не задумывается и иногда не знает, что эти словосочетания (выражения) называются научным словом – фразеологизмы.
Слайд 30Вывод:
Из всех наших наблюдений и исследований мы можем сделать вывод о
том, что
наша гипотеза
подтвердилась- ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ часто встречаются в нашей речи и делают нашу речь более красивой, эмоциональной, выразительной.