Слайд 1Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка
Слайд 2
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ
Слайд 3 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Слайд 4Именно, поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и
ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Поэтому, по-моему мнению, актуальным в процессе образования технология проблемного обучения, так как данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
Слайд 5Предлагаю вашему вниманию проблемно-диалогические методы и приемы, которые я использую на
уроках русского языка.
Побуждающий к проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Слайд 7Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих
формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Слайд 8Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на
конце существительных женского рода»
Слайд 10Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих
формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Слайд 11Пример: урок русского языка во 2-м классе по теме «Суффикс».
Слайд 12На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников.
Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Слайд 13Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует:
- повышению интереса к
учебе;
- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;
- не допускает переутомления на уроке;
- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;
- развивает речь, логическое мышление;
- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;
- вырабатывает активную позицию детей,
что помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.