Слайд 1
Мастер-класс
Использование интерактивных технологий
в обучении русскому языку и литературе
Учитель: Турнова
И.В.
Слайд 2Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а
не одной памятью. Л.Н. Толстой
Интерактивное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке процесс обучения, изменившиеся условия жизнедеятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Слайд 3
Китайская мудрость гласит:
«Скажите мне – я забуду,
Покажите мне
– я запомню,
Вовлеките меня – я пойму»
Слайд 4Общая характеристика интерактивного обучения
«Inter» — это «взаимный», «act» — действие.
Интерактивность — способность взаимодействовать
или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно,
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Слайд 5Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники
находят для себя область осваиваемого опыта.
Важным является факт, что в полноценном обучении его участники взаимодействуют с тремя видами активности .
И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке.
Слайд 6Виды активности присущие обучению
Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут,
слушают, рисуют и т.д.
Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Слайд 7Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную
цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока (занятия).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Слайд 8Цели интерактивного обучения
реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной
деятельности;
формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
усиление мотивации к изучению предмета;
создание комфортной , благоприятной атмосферы на уроке;
исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.
Слайд 9Задачи интерактивного обучения
Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:
познавательную, которая связана с
учебной ситуацией и овладением учебной информацией;
коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы;
социально-ориентационную, которая связана с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Слайд 10
Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым
знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Слайд 11
Внедрение интерактивных технологий в урочную и внеурочную деятельность
на уровне техники, метода,
приема в системе комбинированного урока
на уровне специально организованного в специальной системе интегрированного урока
На уровне отдельной интеракции в рамках одного технологического приема, метода
Проведение предметных вечеров, конкурсов, турниров с использованием ИТО («мозговой штурм», «дуэль», «обсуждение в группе»)
Организация подготовки и защиты
ученических проектов
с использованием ИТО, в том числе с использованием возможностей интерактивной доски
Подготовка к предметным олимпиадам, конкурсам («обучая учусь», «2-4-все вместе», «карусель», «дерево решений»)
Использование ИТО на консультациях (работа в парах, разноуровневых группах, «каждый учит каждого»)
Слайд 12Дискуссионные технологии (метод ПРЕСС, дискуссия, дебаты, ток-шоу)
Технологии
ситуативного
моделирования
(игра в обучении)
Интерактивные
технологии, методы
и формы обучения
русскому языку и
литературе
Метод проектов
Технологии кооперативного обучения (робота в парах, карусель, малые группы, изменяемые группы)
Технологии коллективно-группового обучения (мозговой штурм, микрофон, обсуждение в группе)
Слайд 13Результат, на который может рассчитывать учитель, применяя ИТО
Интерактивные технологии позволят
разнообразить урок, сделать его активным, эффективным
Интерактивные техники помогают справиться с объемом и сложностью
изучаемого материалы
Формирование и развитие профессионального мастерства учителя
Новый взгляд на возможности преподавания и значимость роли учителя
Изменение методической функции учителя: не передавать знания, а учить самостоятельно их приобретать
Организация учебной деятельности учеников, при которой учитель – тренер, партнер, помощник
Слайд 14определение темпа та способа обучения на основе самовыбора
повышение самооценки, формирование уверенности
в собственных силах
умение работать в согласии с собой, одноклассниками
умение работать в команде, паре, коллективе – получение удовлетворения от сотрудничества
ознакомление с различными учебными подходами, которые помогают эффективно учиться
Результат, на который может рассчитывать ученик
расширение границ собственных учебных возможностей
Слайд 15Жизнедеятельность учителя
Творчество
Мастерство
Однообразие
Функционирование
Усовершенствование,
познание нового
Развитие
Слайд 16 К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный
процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
• Мини-лекция
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия группы экспертов
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Выступление в роли обучающего
• Обсуждение сюжетных рисунков
Слайд 17Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения
Основное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.
Слайд 18Творческое задание - основа любого интерактивного метода
Под творческими заданиями мы
будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Слайд 19Интерактивный урок
это один из видов современных уроков и служит он преимущественно
для формирования навыков самостоятельной творческой работы, учит вырабатывать свои мнения и личную позицию, содержит в себе элементы гражданского образования;
это такая форма организации процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания;
это такой урок, на котором новый материал преподается через активную исследовательскую работ учеников и их взаимодействие с учителем и друг с другом.
Слайд 20Структура интерактивного урока
Одна из самых распространенных структур интерактивного урока или
любого другого занятия основана на модели обучения Дэвида Колба.
Согласно принципам Колба неотъемлемыми составными частями эффективного обучения являются :
опыт;
наблюдение;
концептуализация;
планирование.
Слайд 21Структура интерактивного урока
1. Мотивация
Дидактическая задача – сфокусировать внимание обучающихся (или участников
мероприятия) на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Для решения этой задачи могут быть использованы
вопрос,
цитата,
короткая история,
проблемная ситуация, небольшое задание,
разминка, и т.д.
Обычно занимает не более 5% времени занятия.
Слайд 222. Объявление прогнозируемых результатов (учебных задач )
Дидактическая задача –
обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель.
Для решения этой задачи целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех участников занятия или мероприятия.
Занимает менее 5% времени.
Слайд 233. Предоставление необходимой информации
Дидактическая задача – дать обучающимся достаточно информации, для
того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи.
Для решения этой задачи могут быть использованы
мини-лекция,
чтение раздаточного материала,
выполнение (в целях экономии времени на уроке) опережающего домашнего задания.
Может занимать примерно 10% времени занятия.
Слайд 244. Интерактивное задание – центральная часть занятия
Дидактическая задача – практическое
освоение материала, достижение поставленных целей занятия (решение учебных задач).
Последовательность проведения этого элемента следующая:
инструктирование;
разделение на группы и/или распределение ролей и заданий;
выполнение задания учащимися в сотрудничестве друг с другом;
презентация результатов выполнения упражнения.
Интерактивная часть занятия занимает обычно около 60% его времени.
Слайд 255. Подведение итогов
Дидактическая задача – рефлексия, осознание того, что было сделано
на занятии.
Подведение итогов желательно проводить в форме вопросов обучающимся:
что нового узнали,
каким навыкам научились,
как это может пригодиться в жизни,
что было наиболее удачным,
что еще понравилось,
что нужно изменить в будущем.
Для подведения итогов желательно оставлять до 20% времени занятия.
Слайд 26Цели, достигаемые при использовании интерактивных технологий:
развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на
применение и решение проблем мышления;
практика поиска и выработки альтернативных решений,осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;
способность и готовность к оценке и принятию решения;
гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний;
развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими)
Слайд 27
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в
процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с командой и в команде;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.