Слайд 1Урок русского языка №2- 3__ Интегрированный урок. Темы: «Знаменательные и незнаменательные
части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.» « Автомеханик-это рабочий широкого профиля.»
2 курс
Дата___сентябрь______
Морфология и выбор профессии.
Вид: (ФОРМА) - урок ПОВТОРЕНИЯ, обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: КОМБИНИРОВАННЫЙ, урок-практикум
Слайд 2Эпиграф:1. « Профессия автомеханика в нынешнем мире технологического прогресса имеет широкий
профиль, поэтому весьма популярна и очень востребована.»
2. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.»
Д.И. Писарев
Образовательные цели: повторить изученное о частях речи; употребление различных частей речи в профессиональной терминологии; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора. .
Развивающие: Развитие положительной мотивации к процессу обучения ;Формирование позитивной Я - концепции; Совершенствование речемыслительной деятельности; Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;Развитие умения логически верно излагать мысли; Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Воспитательные: Развитие системы ценностных отношений к русскому языку; Совершенствование навыков этичного межличностного общения; Воспитание бережного отношения к слову , ответственного отношения к собственной речи.
Оборудование урока: ИКТ - презентация; орфографические словари, таблицы.
Слайд 3.
Ход урока
1.
Целеполагание
2. Повторение ( Части речи из курса
основной школы. Опрос)Напомним: знамена́тельные ча́сти ре́чи
• самостоя́тельные (знамена́тельные) ча́сти ре́чи, называющие
предмет, событие, признак и обладающие особой системой формообразования и словоизменения, которая определяется грамматической семантикой. В русском языке самостоятельные части речи – существительное, глагол, глагольные формы, прилагательное, наречие, числительное.
служе́бные ча́сти ре́чи
• служе́бные (незнамена́тельные) ча́сти ре́чи
части речи, служащие для связи самостоятельных частей речи. Не обладают формообразованием и словоизменением. Служебные части речи в русском языке – предлог, союз, частица. Служебные части речи пополняются из фонда самостоятельных: напр. , предлог в течение – из имени существительного; союз что – из местоимения.
Слайд 4Логическое задание:
Самостоятельные части речи:
называют предметы, качества или свойства, количество, действие
или состояние, либо указывают на них.
Служебные части речи:
лишены номинативной (назывной) функции
Определите!
1.служат средством выражения отношений и связей между словами и предложениями 2.передают смысловые и эмоциональные оттенки значений, выраженных самостоятельными частями речи
Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол .Причастие. Деепричастие. Наречие.
Предлоги. Союзы .Частицы
1.имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, 2.отвечают на вопросы 3.в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.
( На заметку)Междометия, слова категории состояния, слова-звукоподражание
Слайд 53. Актуализация темы урока.
Текст ( письменно)
Общая характеристика профессии. Автомеханик-это рабочий широкого
профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов. Задание:Карандашом подписать название всех частей речи,комментируем.
Слайд 6Игра на внимание:
В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по
частоте употребления в такой последовательности: 1) существительное – 26,65 – 1 место; 2) глагол – 17,12 – 2 место; 3) прилагательное – 9,37 – 5 место; 4) наречие – 8,096 – 6 место; 5) числительное – 1,17 ,8место; 6) местоимение – 13,27 – 3 место ;7) союз – 7,39 – 7 место; 8) предлог – 11,1 – 4 место ;9) частица – 1,002 , 9 место .
Слайд 7Игра: Цепочкой называем слово в ед. числе им. падеже.
Зачитать. Запомните--
(много) барж, басен, вафель, кочерёг, простынь, свадеб, цапель, яблонь; блюдец, одеялец, полотенец, плеч; потемок, сумерек; побережий, платьев; захолустий, будней, яслей.
Слайд 8Знаменательные части речи и омонимичные служебные
Письменно:
В течени… урока, в продолжени…
перемены, в течени… реки, в продолжени… романа узнал о новом герое; пришел, что (бы) учиться; что (бы) прочитать; (не)смотря на опасность, (не)смотря на доску ; я то(же) приду, прочитал то(же) самое; мал, (за)то умен, ушел (за)то здание; говорил просто, я просто ученик; думал о себе, гуляй себе на воле.
Слайд 9
К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи.
Так, «безглагольные» тексты,
в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». (А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане» (Б. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.
Слайд 10Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:
Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная...
Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо прекрасная,
Близкая, дальняя.
(Н. Минский )
Слайд 11Глаголы делают текст более динамичным:
: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А.
Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...
(А. Пушкин)
Слайд 12Особой изобразительной силой обладают наречия:
: «А я иду — за мной
беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова)
и местоимения- «Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.
Слайд 13К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение,
когда
явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:
По гиблому месту, по талой звезде
найдешь меня там, где не будет нигде.
Есть дальняя пристань, последний приют,
где скорби не знают и мертвых не чтут.
(О. Чухонце )
Слайд 14Рефлексия:
1.Помните слова Д.И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки
в области мысли и потом в практике жизни».
2. Как и в любой другой профессии, наиболее важным критерием для трудоустройства является квалификация и опыт работника. Поэтому автомеханики постоянно совершенствуют свои знания и умения.