Слайд 1ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ПИЛА» НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ.
Слайд 2Метод «пила» (jigsaw)
учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы
над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).
каждый член группы находит материал по своей части.
учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " встречей экспертов".
Учащиеся возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Учащиеся отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.
фронтальный опрос. Учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Причем вопросы задает не только и даже не столько учитель, сколько члены других групп. Ученики одной группе вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным. Дополнения учитываются в общий зачет. Но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем учитель ведет учет баллов, объявляя лишь конечный результат, чтобы не превращать само обсуждение, дискуссию в способ зарабатывания баллов
Слайд 3РАБОТА В ГРУППАХ ПО 5 ЧЕЛОВЕК
Задание для 1 члена группы:
Представьте, что
у вас во время путешествия по стране Морфемика есть двусторонняя лупа. С одной стороны вы видите не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не волка, а …
Запишите новые слова. Выделите суффиксы. Что общего у новых слов? Какое значение они имеют? Сделайте вывод.
Слайд 4Задание для 2 члена группы:
Продолжите предложение:
В Рязани живет рязанец, в Москве
живет …, в Сибири живет …, в России живет …, в Петербурге живет …
(-ец, -ич, -як, -анин, -янин)
Назовите суффиксы в словах, выделите их. Какое значение они имеют? Сделайте вывод.
Слайд 5Задание для 3 члена группы:
Образуйте от данных ниже слов однокоренные слова
при помощи суффиксов –ик, -ек, -ок.
Стол, дом, нос, палец, орех, кусок, ветер.
Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Для чего он служит? Какую роль выполняет суффикс? Какое значение имею новые слова? Сделайте вывод.
Слайд 6Задание для 4 члена группы:
В городе Суффикс живут два вида людей,
одни с рождения получили имена: Сашенька, Оленька, Ромочка, Вовочка, Юленька, Анечка, Любонька, а другие – Витька, Васька, Машка.
Как вы думаете, отразилось ли их поведение на имени? Как? Как образованы имена людей? Какое значение имеют образовательные морфемы? Сделайте вывод.
Слайд 7Задание для 5 участника группы:
В город Суффикс пришла весна! Звери стали
выводить своих детенышей на прогулку.
Медведица вывела своего … За мышкой бежит … А за кошкой прыгает …
Вставьте пропущенные слова. Что общего имеют вставленные в текст слова? Каким способом они образованы? Какой оттенок значения придает общая морфема? Докажите это.
Слайд 8Обучающиеся самостоятельно выполняют индивидуальные задания. Затем собираются экспертные группы, где члены
команды обсуждают вопрос, обмениваются мнениями.
По окончании обсуждения члены экспертных групп возвращаются в команды и обучают всему новому других членов.
Слайд 9Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обозначьте суффиксы в словах и укажите
их значение.
Учитель, москвич, кошечка, бельчонок, листик, городище.