Презентация, доклад на тему Игра Умники и умницы

Содержание

Цели: показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека;воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;формировать интерес к языку и познавательную активность;формировать умение выражать свои мысли;развивать творческие способности, смекалку, сообразительность.

Слайд 1Умники и умницы

Умники и умницы

Слайд 2Цели:
показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни

каждого человека;
воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;
формировать интерес к языку и познавательную активность;
формировать умение выражать свои мысли;
развивать творческие способности, смекалку, сообразительность.



Цели:  показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека;воспитывать уважение к русскому

Слайд 3Здравствуйте, уважаемые учителя, гости мероприятия и, конечно, участники и болельщики игры.

Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы поговорить о «великом, могучем, правдивом и свободном Русском языке!». Вам предстоит окунуться в глубины народной мудрости, рассказать о значении современных слов и узнать еще много интересного. А оценивать вам ответы будет наше уважаемое жюри. Итак, начнем нашу игру.

Здравствуйте, уважаемые учителя, гости мероприятия и, конечно, участники и болельщики игры. Сегодня мы с вами встретились для

Слайд 4В самом начале мероприятия предлагаю определиться с участниками. Участникам необходимо разделиться

на команды и придумать себе название.
В самом начале мероприятия предлагаю определиться с участниками. Участникам необходимо разделиться на команды и придумать себе название.

Слайд 5Конкурс красноречия
Тема конкурса «Язык – богатство народа?» Всем участникам дается

2 минуты на обдумывание и подготовку. По истечении данного времени вы должны рассказать нам, что вы думаете по данной теме.
От каждой команды должен выступить один представитель.
Конкурс красноречияТема конкурса «Язык – богатство народа?»  Всем участникам дается 2 минуты на обдумывание и подготовку.

Слайд 6Вопрос «1» для первой дорожки











С каким из данных существительных прилагательное

круглый имеет не такое значение, как с остальными?

Отличник

Поднос

Дурак

Год

Сирота

Вопрос «1» для первой дорожки 			С каким из данных существительных прилагательное круглый имеет не такое значение, как

Слайд 7Вопрос «1» для второй дорожки
В каком из этих выражений слово «виновник»

употреблено в необычном значении?

Виновник аварии

Виновник беспорядков

Виновник недоразумения

Виновник поражения

Виновник торжества

Вопрос «1» для второй дорожкиВ каком из этих выражений слово «виновник» употреблено в необычном значении?Виновник аварииВиновник беспорядковВиновник

Слайд 8
Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская (род. 26 мая 1938, Москва) — российский прозаик, поэтесса,

драматург и певица.






http://book21.jimdo.com/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/
Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская (род. 26 мая 1938, Москва) — российский прозаик, поэтесса, драматург и певица.http://book21.jimdo.com/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/

Слайд 9Дешифровщик
Перед вами сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». Попробуйте расшифровать, о чем

в ней идет речь. Переведите сказку на русский язык.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
http://video.yandex.ru/#search?text=%D1%81%D1%8F%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D1%82%D1%8F%D0%B2%D0%BA%D1%83&where=all&id=50259317-07-12
ДешифровщикПеред вами сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». Попробуйте расшифровать, о чем в ней идет речь. Переведите сказку

Слайд 10Вопрос «2 для» первой дорожки
Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом

«ВОДА»
Вопрос «2» для второй дорожки
Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом «ЯЗЫК»
Вопрос «2 для» первой дорожкиВспомните как можно больше фразеологизмов со словом «ВОДА»Вопрос «2» для второй дорожкиВспомните как

Слайд 11Фразеологизмы со словом «ВОДА»:
Буря в стакане воды – большие волнения по

ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Фразеологизмы со словом «ВОДА»: Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводуВилами по воде писано

Слайд 12Фразеологизмы со словом «Язык»:
Бежать высунув язык – очень быстро.
Держать язык за

зубами - молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
Длинный язык - говорят, если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло.
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
Наступить на язык – заставить замолчать.
Повесить язык на плечо – очень устать.
Попасть на язык – стать предметом пересудов.
Прикусить язык - замолчать, воздержаться от высказывания.
Развязать язык - побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить.
Распускать язык - не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее.
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
Тянуть за язык - сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации.
Укоротить язык - заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее.
Чесать язык (чесать языком) - говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить.
Чесать языки - сплетничать, злословить.
Чёрт дёрнул за язык - ненужное слово срывается с языка.
Язык без костей - говорят, если человек болтлив.
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Язык к гортани прилип - неожиданно замолчать, перестать говорить.
Язык проглотить - замолчать, перестать говорить (о нежелании кого-либо говорить).
Язык хорошо подвешен - говорят про человека, который свободно, бегло говорит.
Фразеологизмы со словом «Язык»: Бежать высунув язык – очень быстро.Держать язык за зубами - молчать, не говорить

Слайд 14Вопрос «3» для первой дорожки
Какое из данных ниже слов исторически не

родственно остальным?

Разведка

Заведующий

Телеведущий

Отведать

Ведьма

Вопрос «3» для первой дорожкиКакое из данных ниже слов исторически не родственно остальным?РазведкаЗаведующийТелеведущийОтведатьВедьма

Слайд 15Вопросы «3» для второй дорожки
В словаре В.И. Даля встречается ныне забытое

сло «КОЛОЗЕМИЦА» . Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?

1

2

3

4

5

Вопросы «3» для второй дорожкиВ словаре В.И. Даля встречается ныне забытое сло «КОЛОЗЕМИЦА» . Каким заимствованным словом

Слайд 16Говоруны.
Каждой команде на выбор дается по скороговорке. Задача учащихся произнести их

как можно быстрее и правильнее. Каждый член команды должен попроовать себя в данном состязании.


























Первая команда:
Повар Пётр и повар Павел,
Пётр пёк, а Павел парил,
Парил Павел, Пётр пёк,
Повар Пётр и повар Павел
Вторая команда:


Говоруны.Каждой команде на выбор дается по скороговорке. Задача учащихся произнести их как можно быстрее и правильнее. Каждый

Слайд 17 Команда 1
Повар Пётр и повар

Павел, Пётр пёк, а Павел парил, Парил Павел, Пётр пёк, Повар Павел и повар Пётр. Команда 2
Слышен шорох в камышах, От него шумит в ушах, Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат.
Команда 1Повар Пётр и повар Павел, Пётр пёк, а Павел парил,

Слайд 18Итоги. Награждение победителей
А теперь пришло время подвести итоги игры. Слово жюри….

Итоги.  Награждение победителейА теперь пришло время подвести итоги игры. Слово жюри….

Слайд 19КОНЕЦ.
Спасибо всем.

КОНЕЦ.Спасибо всем.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть