Слайд 1Христианские мотивы
в русских народных сказках
Выполнила: Стешина Дарья 5 «А» класс
МБОУ СОШ №101,г. Воронеж.
Учитель: Колесникова Ю.Д.
Слайд 2С давних времён русский человек соблюдал и чтил христианские заповеди. Маленького
ребёнка воспитывали в духе христианина, учили соблюдать законы согласно евангельскому учению, учили быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.
«Как русские народные сказки помогают воспитывать в людях общечеловеческие ценности?», «Какие христианские мотивы в русских народных сказках в этом помогают?»
Слайд 3 Цель работы
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на
примере известных произведений
Объект исследования
Русские народные сказки
Предмет исследования
Устное народное творчество
Слайд 4
-изучить христианские традиции, законы, заповеди.
-прочитать русские народные сказки.
-проанализировать содержание русских народных
сказок «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
-провести анкетирование с целью выявления отношения школьников к русским народным сказкам.
-отобрать и оформить материал на тему « Влияние христианских мотивов на русские народные сказки».
Задачи исследования
Слайд 5По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше XVII
века и происходит от «казать», что означало «список» или «точное описание».
Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым
Слайд 6В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый
никогда не был добрым, честным и порядочным человеком.
Имя Иван по происхождению – древнееврейское
(Yohanan - Бог милует),
и пришло в русский имённик с принятием православия
как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.
Слайд 7Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова.
До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Слайд 8Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки – колокола и
колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека
Слайд 9Сказка охотно использует христианские «чудесные средства».
К ним следует отнести, прежде
всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды:
«сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось, взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».
Слайд 10 Символично использование в сказках чисел:
три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.
Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка
Слайд 11Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться
жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.
С христианской позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем
Слайд 12 Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший
идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло, прежде всего через христианской мировоззрение.
Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы - одна из важнейших в христианском миропонимании.
Слайд 13Мотивы смирения в сказке «Морозко»
Слайд 14 Мать посылает в лес родную
дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.
Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям.
Недаром сложена в народе поговорка: «Не в силе Бог, а в правде».
Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным.
Такова мораль этой сказки.
Сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными
словами:
«Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в
нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их
презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и
празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя
доля!»
Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела..
Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.
Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы:
Злой плачет от зависти, добрый от радости,
От радости кудри вьются, от печали секутся,
Делай не ложью – всё выйдет по Божию.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...»
(Мф 5:3-10)
Слайд 17Анкетирование
Знаете ли Вы русские народные сказки?
Слайд 18Любите ли Вы читать русские народные сказки?
Слайд 20Какие христианские заповеди Вы знаете?
Слайд 21Какие общечеловеческие качества присутствуют в русских народных сказках
Слайд 22Чему,по Вашему мнению, учат русские народные сказки?
Слайд 23Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока мы
будем читать, слушать и рассказывать русские народные сказки, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.