Презентация, доклад на тему Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Учимся писать сочинение-рассуждение (задание 15.2)

Содержание

Цель: повторить структуру сочинения рассуждения,дать определение терминам «рассуждение», «тезис», «аргумент»,учить написанию сочинения-рассуждения 15.2, выбирать два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения,учить способам аргументации.

Слайд 1Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей

№1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Учимся писать сочинение – рассуждение

ЗАДАНИЕ 15.2

Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературыМБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияУчимся писать сочинение

Слайд 2Цель:
повторить структуру сочинения рассуждения,

дать определение терминам «рассуждение», «тезис», «аргумент»,

учить написанию

сочинения-рассуждения 15.2,

выбирать два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения,

учить способам аргументации.
Цель: повторить структуру сочинения рассуждения,дать определение терминам «рассуждение», «тезис», «аргумент»,учить написанию сочинения-рассуждения 15.2, выбирать два аргумента из

Слайд 315.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «…».
Приведите

в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Учимся писать сочинение – рассуждение 15.2

Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «…».Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного

Слайд 4Что такое рассуждение
Рассуждение — это тип речи, используя который
автор

размышляет, обдумывает что-то, объясняет какое-либо положение, мысль, стараясь при этом установить
причинно-следственные связи между явлениями,
и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Рассуждение помогает автору сделать мысль
более ясной и чёткой, а позицию — более убедительной.

Основная коммуникативная цель рассуждения –
убедить, объяснить.

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения
путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации.

Поэтому в сочинении 15.2 важен самостоятельный глубокий анализ
фрагмента из предложенного текста.

Что такое рассуждение Рассуждение — это тип речи, используя который автор размышляет, обдумывает что-то, объясняет какое-либо положение,

Слайд 5Структура сочинения - рассуждения
Основная часть (аргументы)
Вступление (тезис)
Заключение
(вывод)
Тезис — мысль,
которая

будет доказываться
в ходе рассуждения

Аргументы — примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса

Вывод — подведение итогов рассуждения

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Структура сочинения - рассуждения Основная часть (аргументы)Вступление (тезис)Заключение(вывод)Тезис — мысль, которая будет доказываться в ходе рассужденияАргументы —

Слайд 6Пишем вступление
Передо мной фрагмент произведения… (ФИО в родительном падеже), прочитав

который я задумался над смыслом предложения: «…» (привести предложенную в задании цитату). Я понимаю это предложение так: … (тезис).

ФИО (в именительном падеже) – автор прочитанного мною текста – привлекает читателя к размышлению над предложением: «…» (привести предложенную в задании цитату). Писатель убежден, что … (тезис).

Прочитанный мною текст очень интересен и поучителен. Писатель (ФИО в именительном падеже), в своем произведении утверждает: «…» (привести предложенную в задании цитату). Я понимаю это предложение так: … (тезис).

Прочитав интересный и поучительный отрывок из произведения … (ФИО в родительном падеже), я задумался над смыслом предложения: «…» (привести предложенную в задании цитату). Текст, посвящен тому, что… (тому, как) … (тезис).

Пишем вступление Передо мной фрагмент произведения… (ФИО в родительном падеже), прочитав который я задумался над смыслом предложения:

Слайд 7Помните: следует избегать пересказа текста, подбора аргументов (примеров из текста), не

относящихся к проблеме.
Главная задача: доказать истинность, справедливость представленной в задании цитаты.

Алгоритм работы над аргументами:

1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чём) и основную мысль (для чего) текста;
2) помните: как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате;
3) сформулируйте основную мысль своими словами (не цитируя);
4) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
5) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.

Необходимо привести 2 аргумента и хотя бы по 1 примеру на каждый аргумент

Пишем основную часть

Помните: следует избегать пересказа текста, подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме.Главная задача: доказать истинность,

Слайд 8Пишем основную часть
Используйте клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого

тезиса можно доказать на примере ... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из ...
предложения текста: …
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Во-первых , в предложении…автор говорит: «…». Это значит, что…
Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
Пишем основную часть Используйте клише:Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...Справедливость этого тезиса можно доказать на примере ...

Слайд 9Пишем вывод
Помните: вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию,

ёмким.
Главная задача: подвести итог размышлению, завершить работу, ещё раз обратив внимание на самую главную мысль.

Используйте клише:

В заключение отмечу, что...
Итак, …
Следовательно, …
Таким образом, действительно верна мысль о том, что...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение могу сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из всего вышесказанного следует, что ...

Пишем вывод Помните: вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.Главная задача: подвести итог размышлению, завершить

Слайд 10Прочтите текст
(1)Тревожное ржание заполнило округу. (2)Скорее, это было не ржание,

а в переводе на человеческий язык крик о помощи, раздирающий душу своей надрывностью.
(3)В огромном котловане, метров пятнадцати в диаметре и глубиной не менее трёх-четырёх, в холодной мартовской воде тонул жеребёнок. (4)По краю котлована метались откормленный жеребец и плотная низкорослая лошадка, видимо, первородок.
(5)Это была лошадиная семья одного из местных богатеев, который проживал в частном доме неподалёку и о котором все любили посудачить. (6)Кони свободно расхаживали по территории посёлка и были любимцами как взрослых, так и детей. (7)Они были настолько доверчивы, что даже брали из рук незнакомых людей сахар, который очень любили.. Особой любовью пользовался подросток – жеребёнок, который сейчас находился в беде.
(9)Котлован, вырытый экскаватором на месте прорыва водопровода года три назад, располагался между домов густонаселённого района. (10)Он давно превратился в неогороженное озеро, заполненное постоянно текущей туда водопроводной водой, в паводок талой, а осенью дождевой.
(11)Глинистая почва не позволяла воде высыхать. (12)Летом вода наполовину испарялась, а в предзимье рукотворное озеро, дополненное дождями, замерзало на радость развесёлой детворе. (13)Ребятишки катались на санках и коньках, вопреки запретам престрогих родителей, опасающихся за их бесценные жизни. (14)Но, как говорят, Бог от большой беды людей миловал, но вот жеребёнка не уберёг…
(15)Ступив на затянутую тонким весенним ледком поверхность, жеребёнок тут же провалился и теперь пытался выбраться из ямы.
Прочтите текст (1)Тревожное ржание заполнило округу. (2)Скорее, это было не ржание, а в переводе на человеческий язык

Слайд 11(16)Тонким подростковым фальцетом он пытался призвать на помощь мечущихся здесь же

родителей. (17)Они в беспокойстве то подбегали к краю, то с тревогой поглядывали на собирающихся к месту происшествия любопытствующих людей. (18)К слову сказать, их набиралось всё больше; многие спешили на работу, в школы, вели детей в детские сады…
(19)Чтобы успокоить тонущего сына, лошадка опустила передние ноги и голову на край ямы. (20)Понимая, что ситуация опасна, она прыгнула в холодную серую жижу. (21)3а ней, оглашая округу громким ржанием, последовал и жеребец. (22)Люди, которые стояли неподалёку, оказались окутаны огромными кляксами грязных брызг и отпрянули от края. (23)Теперь уже вся семья барахталась в тине, беспрестанно разрывая воздух тревожными криками. (24)Водой назвать месиво грязи, прошлогодней травы и осенних опавших листьев, перемешанных в одну массу, было сложно.
(25)И жеребец-отец, и лошадка снова пытались помочь, подталкивая мордами, но высокий берег никак не поддавался слабеющему с каждой минутой жеребёнку. (26)Борьба длилась довольно долго.
(27)Бедный жеребчик, поддерживаемый с обеих сторон родителями, в изнеможении падал и падал вниз, окунаясь с головой в жижу. (28)Осклизлые края ямы не мешали ему зацепиться за что-либо. (29)Из-под сорванных копыт текла кровь.
(30)Стоящие люди со страхом и болью смотрели на трагедию, разыгрывавшуюся на их глазах, но помочь ничем не могли или попросту не хотели…

Прочтите текст

(16)Тонким подростковым фальцетом он пытался призвать на помощь мечущихся здесь же родителей. (17)Они в беспокойстве то подбегали

Слайд 12(31)Между тем жеребёнок совсем ослабел. (32)У его родителей силы тоже, разумеется,

были на исходе. (33)Видимо, понимая, что борьба за жизнь сына бесполезна, жеребец с усилием выбрался из ямы и молча стал наблюдать за бултыхающейся лощадкой и сыном, понурив голову. (34)Глаза его тоскливо покрывались поволокой. (35)С туловища стекала грязно-серая жижа, которая на пронизывающем ветру коркой застывала на нём. (36)По корпусу жеребца время от времени пробегала дрожь, которую ему было никак не унять.(37) Иногда он призывно ржал, видимо для того, чтобы поддержать и успокоить тонущую семью. (38)А смертельная схватка продолжалась…
(39)Жеребёнок поднимал голову, которая сразу же сникала, как подкощенная, хриплый стон вырывался из его груди. (40)Он каким-то чудом ещё оставался на поверхности. (41)Вылезшие от страха и ужаса происходящего из орбит глаза смотрели на людей умоляюще. (42)Он старался открытым ртом хлебнуть как можно больше воздуха, однако горло его уже было наполовину заполнено грязью; жеребчик, задыхаясь, снова уходил в глубину.
(43)Мать, почти потерявшая силы, плавала возле него, стараясь крупом подтолкнуть сына к берегу. (44)Но она всё чаще давала передышку себе. (45)Время от времени они вместе уходили в хлябь. (46)Из уст лошади раздавалось уже не ржание, а такой же, как у жеребёнка, хрип. (47)Родители, ведущие детей в детский сад, старались не задерживаться и, торопливо взглянув на трагедию, быстро удалялись. (48)Остальные, устав наблюдать, молча расходились по своим делам, виновато опустив головы от бессилия…

Прочтите текст

(31)Между тем жеребёнок совсем ослабел. (32)У его родителей силы тоже, разумеется, были на исходе. (33)Видимо, понимая, что

Слайд 13 (49)Прижав сына к скользкому краю, перебирая ногами, лошадка и жеребёнок

затихли. (50)Налитые кровью от натуги глаза матери смотрели на утреннее солнце, на кроны не — распустившихся деревьев, на таявшую толпу людей и понурого жеребца.
(51)— Давай, давай, выбирайся, — молил жеребёнка мальчик лет десяти. (52)Ни мать, ни сын ни на что не реагировали. (53)Голова жеребёнка от бессилия не держалась. (54)Казалось, он был в глубоком обмороке.
(55)Оба вновь оказались под грязной жижей. (56)Внезапно лошадка скрылась с головой и поднырнула под неподвижное тело сына. (57)Издав почти предсмертный хрип и подняв вулкан грязно-серой массы, спиной вытолкнула жеребёнка из котлована…(58) Он лежал на голой земле, не реагируя ни на что.(59) Толпа ахнула и отодвинулась. (60)Лошадь делала попытки выбраться ещё минут десять и, наконец, выкарабкалась из ямы. (61)Трепеща всем телом, тут же начала слизывать с жеребчика грязь, толкая его носом в бок и помогая встать.
(62)К ним подошёл жеребец и начал зубами легонько покусывать сына за холку. (63)Наконец детёныш пришёл в себя, поднялся и на трясущихся ногах медленно пошёл, опираясь на бок матери.(64) С другой стороны, чуть в сторонке от них, шёл отец, готовый в любой момент поддержать их…
(65)Они неспешно шли по дороге, тесно прижавшись и поддерживая друг друга. (66)Люди со слезами на глазах провожали лошадиную семейку, преподавшую всем урок безграничной любви к ребёнку, и восхищались подвигом Матери, которая, не думая о себе, рискуя жизнью, самоотверженно берётся за спасение сына…
(67)Воистину велика любовь, даже лошадиная!..
(По О. Бугримовой)
Ольга Бугримова (род. 22 сентября 1950) — российский поэт и прозаик.

Прочтите текст

(49)Прижав сына к скользкому краю, перебирая ногами, лошадка и жеребёнок затихли. (50)Налитые кровью от натуги глаза

Слайд 1415.2
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Воистину велика любовь, даже лошадиная!..».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Используя прочитанный текст,
напишите сочинение-рассуждение

15.2 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Воистину велика любовь, даже лошадиная!..».Приведите в

Слайд 15Пишем вступление
Ольга Бугримова – автор прочитанного мною текста – привлекает

читателя к размышлению над финалом текста: «Воистину велика любовь, даже лошадиная!..». Писательница убеждена, что любая мать в сложной ситуации самоотверженно борется за жизнь своего ребёнка. И не важно, о человеке идёт речь или о животном.

ФИО (в именительном падеже) – автор прочитанного мною текста – привлекает читателя к размышлению над предложением: «…» (привести предложенную в задании цитату). Писатель убежден, что … (тезис).

Пишем вступление Ольга Бугримова – автор прочитанного мною текста – привлекает читателя к размышлению над финалом текста:

Слайд 16Пишем основную часть
Предложения 19-20 подтверждают мысль о том, что мать

бросается на помощь своему дитя, забывая о собственной безопасности. Когда жеребёнок провалился в котлован, лошадь прыгнула в холодную серую жижу и не оставила своего детёныша до тех пор, пока не вытолкнула его из страшной ямы.

Также обратимся к предложению 61. В нём говорится о том, что любая мать думает прежде всего о детях, а не о себе. Изнемогшая лошадь помогала своему спасённому жеребёнку подняться на ноги, хотя её собственные силы были уже на исходе. Состояние ребёнка, его здоровье – самое главное для матери.

Пишем основную часть Предложения 19-20 подтверждают мысль о том, что мать бросается на помощь своему дитя, забывая

Слайд 17Пишем вывод
Помните: вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию,

ёмким.
Главная задача: подвести итог размышлению, завершить работу, ещё раз обратив внимание на самую главную мысль.

В итоге можно смело сказать: материнская любовь сродни подвигу, когда дело касается жизни ребёнка, будь то человек или жеребёнок.

Пишем вывод Помните: вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.Главная задача: подвести итог размышлению, завершить

Слайд 1815.2
Ольга Бугримова – автор прочитанного мною текста – привлекает читателя

к размышлению над финалом текста: «Воистину велика любовь, даже лошадиная!..». Писательница убеждена, что любая мать в сложной ситуации самоотверженно борется за жизнь своего ребёнка. И не важно, о человеке идёт речь или о животном.
Предложения 19-20 подтверждают мысль о том, что мать бросается на помощь своему дитя, забывая о собственной безопасности. Когда жеребёнок провалился в котлован, лошадь прыгнула в холодную серую жижу и не оставила своего детёныша до тех пор, пока не вытолкнула его из страшной ямы.
Также обратимся к предложению 61. В нём говорится о том, что любая мать думает прежде всего о детях, а не о себе. Изнемогшая лошадь помогала своему спасённому жеребёнку подняться на ноги, хотя её собственные силы были уже на исходе. Состояние ребёнка, его здоровье – самое главное для матери.
В итоге можно смело сказать: материнская любовь сродни подвигу, когда дело касается жизни ребёнка, будь то человек или жеребёнок.
15.2 Ольга Бугримова – автор прочитанного мною текста – привлекает читателя к размышлению над финалом текста: «Воистину

Слайд 19Всем СПАСИБО за работу!

Всем СПАСИБО   за работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть