Презентация, доклад на тему Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.

Содержание

Цели: через поисково-познавательную деятельность способствовать формированию мотивации к обучению, повышению успеваемости в школе.

Слайд 1Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.

Формы и методы повышения учебной мотивации у учащихся в современных условиях.

Слайд 2Цели: через поисково-познавательную деятельность способствовать формированию мотивации к обучению, повышению успеваемости в

школе.


Цели: через поисково-познавательную деятельность способствовать формированию мотивации к обучению, повышению успеваемости в школе.

Слайд 3Задачи

1. Понятие «Мотивация учения».
2. Разработка структурной схемы
«Мотивационная сфера

учащегося».
3. Приёмы формирования
мотивационной сферы учения.
Задачи1. Понятие «Мотивация учения».2. Разработка структурной схемы   «Мотивационная сфера учащегося».3. Приёмы формирования

Слайд 4ПЛАН

1. Тема проекта, его цели и задачи.
2. Обоснование выбора темы.
3. Краткие

теоретические сведения по
проблеме.
4. Структурная схема «Формирование
мотивации учения».
5. Рекомендации.

ПЛАН1. Тема проекта, его цели и задачи.2. Обоснование выбора темы.3. Краткие теоретические сведения по   проблеме.4.

Слайд 5 Проект «Повышение мотивации учащихся выполнила

Бесолова Л.М. – зам. директора

по
учебной работе, учитель русского
языка и литературы МБОУ ООШ
пос. Рамоново



Проект «Повышение мотивации учащихся выполнила Бесолова Л.М. – зам. директора по   учебной работе, учитель

Слайд 6Положительные моменты урока:
- соответствие материала по сложности и типу класса;
- оптимальный

темп урока;
- общая эрудиция учителей;
-культура и выразительность речи учителей;
- сотрудничество с учащимися.

Положительные моменты урока:- соответствие материала по сложности и типу класса;- оптимальный темп урока;- общая эрудиция учителей;-культура и

Слайд 7Негативные моменты урока:
- недостаточная мотивировка учащихся;
- стандартность формы работы на уроке;
-

недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
Негативные моменты урока:- недостаточная мотивировка учащихся;- стандартность формы работы на уроке;- недостаточное внимание к созданию ситуации успеха

Слайд 8Проблемы
Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решать коллективом. Ученик есть деятельное

существо. Он всегда что-то делает. Участвует в какой-то деятельности. Вместо того, чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке,
разговаривает.
ПроблемыНегативные моменты ставят проблему, которую необходимо решать коллективом. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает. Участвует

Слайд 9Учитель
должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения. А для

этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения. А для этого он должен уметь формировать у

Слайд 11Успеваемость учащихся зависит от многих причин:
от способностей,
протекания учебного процесса,


взаимоотношений с товарищами,
от отношений с родителями и учителями
и многого другого.
Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с

Слайд 12Что же такое «мотив» и «мотивация» ?
Мотив (от латинского)

– приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Что же такое «мотив» и «мотивация» ?  Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это

Слайд 13Удовольствие отвечать у доски

Удовольствие отвечать у доски

Слайд 14Дадим характеристику мотивации учения школьников по возрасту.

Дадим характеристику мотивации учения школьников по возрасту.

Слайд 15Возраст дошкольники:

Потребность в новых впечатлениях.
Потребность в учении как новой деятельности.
Потребность заслужить

похвалу взрослых.
Потребность стать лучшим, стать отличником.
Возраст дошкольники:Потребность в новых впечатлениях.Потребность в учении как новой деятельности.Потребность заслужить похвалу взрослых.Потребность стать лучшим, стать отличником.

Слайд 16Начальная школа:
Чувство долга.
Желание получить высокую отметку возрастает к 3 – 4

классу.
Мотив избегания наказания.
Интерес к предмету (уменьшается).
Основная мотивация – принудительная.
Мотивация неустойчивая, нет интереса к определённым предметам.
Начальная школа:Чувство долга.Желание получить высокую отметку возрастает к 3 – 4 классу.Мотив избегания наказания.Интерес к предмету (уменьшается).Основная

Слайд 17Подростковая школа:
Стойкий интерес к определённому предмету.
Мотив избегания неудачи.
Желание иметь высокую отметку,

даже если оно не подкрепляется знаниями.
Познавательный интерес только у высокомотивированных.
Мотив достижения успеха в учёбе не развивается.
Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и т. д.)
Подростковая школа:Стойкий интерес к определённому предмету.Мотив избегания неудачи.Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями.Познавательный

Слайд 18Старшая школа:
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
Выбор предмета с позиции

будущего (любимого предмета).
Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает критерием качества знаний.
Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Старшая школа:Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.Выбор предмета с позиции будущего (любимого предмета).Значимость отметки как мотиватора

Слайд 19Мотивационная сфера учения школьников :
1. Смысл учения – отношение школьников к

учению.
2. Мотив учения – побудительная причина, личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
3. Постановка целей – направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность, воплощение мотивов учения.
Мотивационная сфера учения школьников :1. Смысл учения – отношение школьников к учению.2. Мотив учения – побудительная причина,

Слайд 204. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей,

зависящих от особенностей учебной деятельности школьника. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
5. Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению
4. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей, зависящих от особенностей учебной деятельности школьника.

Слайд 21Развитие школьника будет более результативным, если:
1. Он включён в деятельность, соответствующую

зоне его ближайшего развития.
2. Учение будет вызывать положительные эмоции.
3. Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций.
Развитие школьника будет более результативным, если:1. Он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.2. Учение будет

Слайд 23В развитии способности к целеполаганию важная роль отводится:
1. Умению ребёнка управлять

своими эмоциями, поведением и деятельностью.
В развитии способности к целеполаганию важная роль отводится:1. Умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью.

Слайд 24В результате, у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что

позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
В результате, у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и

Слайд 25Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство –

причину познавательного интереса.
Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.

Слайд 26Для этого нужно использовать учителю следующие приёмы:
1. Создание ситуации успеха, через

выполнение посильных заданий для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
2. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Для этого нужно использовать учителю следующие приёмы:1. Создание ситуации успеха, через выполнение посильных заданий для всех учащихся,

Слайд 27 3. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других.
4. Вопросы,

требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т. д.)
5. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

3. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других.4. Вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было

Слайд 28Важно решать задачу обучения учащихся целеполаганию
1. Прерывание и незавершённость учебной

деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
2. Предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, прерывание и незавершённость деятельности.
Важно решать задачу обучения учащихся целеполаганию 1. Прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний

Слайд 292. Предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное

планирование деятельности на уроке, прерывание и незавершённость деятельности.
3. Реакция на ошибку, выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

2. Предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, прерывание и

Слайд 304. Практическая направленность, соотношение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение

значимости изучаемого материала.
4. Практическая направленность, соотношение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Слайд 32Приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности являются:
1. Включение учащихся в

коллективную деятельность, организация работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу.
2. Необычная форма преподнесения материала.
Приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности являются:1. Включение учащихся в коллективную деятельность, организация работы в группах,

Слайд 333. Создание проблемной ситуации, через анализ. Сравнение учебных объектов, организация обучения

от учащихся, установление противоречий.
4. Сотрудничество на уроке, совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическая беседа, учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование.
3. Создание проблемной ситуации, через анализ. Сравнение учебных объектов, организация обучения от учащихся, установление противоречий.4. Сотрудничество на

Слайд 345. привлечение учащихся к оценочной деятельности , через организацию рефлексии, отзыв

учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.
5. привлечение учащихся к оценочной деятельности , через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных

Слайд 356. Стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ,

оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
6. Стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Слайд 37 Положительной мотивации в учении способствует:
Общая атмосфера в школе и в

классе: включённость ученика в разные виды деятельности.
Отношения сотрудничества учителя и учащегося.
Помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки
Положительной мотивации в учении способствует:Общая атмосфера в школе и в классе: включённость ученика в разные виды

Слайд 38Занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты).
Необычная форма преподавания материала, вызывающая

удивление у учащихся.
Эмоциональность речи учителя.
Познавательные игры.
Ситуации спора и дискуссии.
Анализ жизненных ситуаций
Занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты).Необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся.Эмоциональность речи учителя.Познавательные игры.Ситуации

Слайд 39Разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в

будущей жизни.
Умелое применение учителя поощрения и порицания.
Укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях.

Разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни.Умелое применение учителя поощрения и

Слайд 40Самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля.
Самостоятельный переход от одного этапа

учебной работы к другому.
Включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля.Самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому.Включение учащихся в

Слайд 41мотивация может быть положительной и отрицательной.

мотивация может быть положительной и отрицательной.

Слайд 42ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ:
- интересен изучаемый предмет;
- интересны знания по предмету;
- интересен метод преподавания;
-

интересен преподаватель, но предмет неинтересен, а осознаётся;
- что знания, умения нужны будут в будущем;
- стремление добиться особых успехов;
- доверие учителя;
- хорошее настроение;

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ:- интересен изучаемый предмет;- интересны знания по предмету;- интересен метод преподавания;- интересен преподаватель, но предмет неинтересен, а

Слайд 43- интересен изучаемый предмет;
- интересны знания по предмету;
- интересен метод преподавания;
-

интересен преподаватель, но предмет неинтересен, а осознаётся;
- что знания, умения нужны будут в будущем;
- стремление добиться особых успехов;
- доверие учителя;
- хорошее настроение;
- уверенность в своих силах
- интересен изучаемый предмет;- интересны знания по предмету;- интересен метод преподавания;- интересен преподаватель, но предмет неинтересен, а

Слайд 44- стремление добиться особых успехов;
- доверие учителя;
- хорошее настроение;
- уверенность в

своих силах;
- стремление добиться особых успехов;- доверие учителя;- хорошее настроение;- уверенность в своих силах;

Слайд 45ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ:
- месть;
- стремление превзойти других,
соперничество;
- избегание неудачи;
-

стремление избежать критики;

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ:- месть;- стремление превзойти других,    соперничество;- избегание неудачи;- стремление избежать критики;

Слайд 46Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые

дни или годы обучения в школе.
Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые дни или годы обучения в школе.

Слайд 47Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые

замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции по отношению как к школе, так и к учению.
Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься,

Слайд 48Особенно действуют на мотивацию замечания, которые указывают на неумения ученика выполнять

какое-либо задание. Это приводит к отказу от занятий и к демонстрации негативного поведения.
Особенно действуют на мотивацию замечания, которые указывают на неумения ученика выполнять какое-либо задание. Это приводит к отказу

Слайд 49Действия учителя, которые
способствуют

формированию
мотивационной сферы
учения:
Действия учителя, которые      способствуют       формированию

Слайд 50- совместная с детьми работа по
осмыслению и

принятию цели,
предстоящей деятельности и
постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учёт возрастных особенностей
школьников;
- выбор действия в соответствии с
возможностями ученика;

- совместная с детьми работа по   осмыслению и принятию цели,   предстоящей деятельности и

Слайд 51- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание

ситуации успеха – основа для проявления активности ребёнка;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;- нестандартная форма проведения уроков;- создание ситуации успеха – основа для проявления

Слайд 52- использование познавательных и дидактических игр;
- применение поощрения и наказания;
- вера

учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения.

- использование познавательных и дидактических игр;- применение поощрения и наказания;- вера учителя в возможности ученика;- формирование адекватной

Слайд 53Повышение мотивации через активизацию познавательной деятельности:
1. Проектная деятельность на уроке.
2. Исследовательская

деятельность школьников.
3. Игра как элемент развития личности.
4. Создание мультимедийных презентаций как фактор повышения мотивации обучения учащихся.


.

Повышение мотивации через активизацию познавательной деятельности:1. Проектная деятельность на уроке.2. Исследовательская деятельность школьников. 3. Игра как элемент

Слайд 55Выводы-рекомендации учителям по проекту повышения мотивации учащихся:

Выводы-рекомендации учителям по проекту повышения мотивации учащихся:

Слайд 561. Предоставлять частичную свободу выбора.
2. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы

и устремления детей.
3. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула означает отсутствие смысла учёбы.
1. Предоставлять частичную свободу выбора.2. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.3. Самый мощный стимул

Слайд 574. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
5.

Отмечайте достижения ребёнка. Оценка его достижений поможет способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
6. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняют процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
4. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.5. Отмечайте достижения ребёнка. Оценка его достижений

Слайд 587. Для школьников важна сама личность учителя (любимый учитель).
8. Правильно преподносить

содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
9. Изменять методы и приёмы обучения.
10. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, корректировать непонятное или неправильно понятое.
7. Для школьников важна сама личность учителя (любимый учитель).8. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было

Слайд 5911. Ставить отметку ученику не за отдельный ответ, а за несколько.
12.

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием быстроты реакции, памяти, внимания, воображения средствами своего предмета.
13. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
11. Ставить отметку ученику не за отдельный ответ, а за несколько.12. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием быстроты

Слайд 6013. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учёбе –

быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
14. Игра является мощным стимулом. Игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

13. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учёбе – быть самим интересным, сделать интересными методы

Слайд 6115. Создавать ситуации успеха через выполнение заданий посильных для детей, изучать

новый материал с опорой на старый.
16. Создавать на уроке доброжелательную атмосферу доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь.
17. Занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
15. Создавать ситуации успеха через выполнение заданий посильных для детей, изучать новый материал с опорой на старый.16.

Слайд 6218. Работа в группах, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися

помощи друг другу.
19. Необычная форма преподнесения материала.
20. Стимулировать деятельность через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
18. Работа в группах, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу.19. Необычная форма преподнесения

Слайд 6321. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или

ошибки воспитательного характера.
22. Очень важен контакт с ребёнком и доверительная атмосфера.
23. Создать атмосферу веры детей в свои способности и возможности.
21. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.22. Очень важен контакт

Слайд 6423. Применять новые информационные технологии.
24. Игра – самый сильный мотивирующий фактор,

дающий широкие возможности для активизации учебного процесса.
24. уважать личность каждого ребёнка.

23. Применять новые информационные технологии.24. Игра – самый сильный мотивирующий фактор, дающий широкие возможности для активизации учебного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть