Презентация, доклад на тему Формативное оценивание на уроках русского языка и литературы

Содержание

Проект“Формативное оценивание на уроках русского языкаи литературы”.

Слайд 1Зиневич Елена Александровна
Дата рождения: 19 октября 1984
Образование: высшее, ПГПИ 2007
Специальность:
учитель

русского языка и литературы
Категория: первая (2013)
Стаж: 9 лет
Курсы: третий базовый уровень, 2012г.
Тема самообразования: Развитие диалогового обучения через новые подходы в обучении



Зиневич Елена АлександровнаДата рождения: 19 октября 1984Образование: высшее, ПГПИ 2007Специальность: учитель русского языка и литературыКатегория: первая (2013)Стаж:

Слайд 2Проект
“Формативное оценивание
на уроках русского языка
и литературы”.

Проект“Формативное оценивание на уроках русского языкаи литературы”.

Слайд 3 Цель:

Оказать содействие учителю в выборе способов формативного оценивания на уроках русского языка и литературы
Цель:     Оказать содействие

Слайд 4
Задачи:
Раскрыть понятие

“формативное оценивание”
- Продемонстрировать способы формативного оценивания;
- Апробировать способы формативного оценивания на уроках русского языка и литературы.



Задачи:Раскрыть понятие “формативное оценивание” - Продемонстрировать способы формативного

Слайд 5 Актуальность:

В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». [Руководство для учителя, с.163]
В  нашей стране  с 2012 года полным ходом идет процесс реализации  проекта повышения квалификации учителей, разработанного  Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с  Факультетом образования Кембриджского Университета.  
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников» М.Барбер
Актуальность: В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать

Слайд 6СОВРЕМЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Оно должно быть:
гибким
многоинструментальным
понятным
псиологически комфортным
двусоставным: сочетать в

себе суммативное и формативное оценивание
СОВРЕМЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕОно должно быть: гибкиммногоинструментальным понятным псиологически комфортнымдвусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание

Слайд 7 Задачи оценивания
4.Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов

деятельности
Задачи оценивания4.Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности

Слайд 8Система критериального оценивания
 определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении

изучения блока учебной информации;
даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
(по ходу обучения)

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
(в конце темы, раздела)

ВИДЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.

Система критериального оценивания определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;даёт заключительное суждение

Слайд 9Практическая значимость критериального оценивания

Практическая значимость критериального оценивания

Слайд 10ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

-Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);
-Обратная связь, обеспечивающая прогресс;
-Выступает

в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;
-Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;
Таким образом, формативное оценивание несёт функции:
формирующую, стимулирующую и мотивирующую.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ-Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);-Обратная связь, обеспечивающая прогресс;-Выступает в форме, приемлемой как для учителя,

Слайд 11Способы формативного оценивания
Дерево успеха
Лестница успеха
Лист самоконтроля
Анкета
Внутренний и внешний круг
Шеринг
Сигналы рукой,

Покажи мне
Одноминутное эссе
Индекс-карточки, маршрутный лист
Речевые образцы












Закончи фразу
Светофор
Графические работы
З-Х-И-К
Новости
Минута на раздумье
Концептуальная карта
Шеринг
SWOT-анализ
Три М и Д
Три правды одна ложь
Диаграмма Венна
Портфолио











Способы формативного оцениванияДерево успехаЛестница успехаЛист самоконтроляАнкета Внутренний и внешний кругШерингСигналы рукой, Покажи мнеОдноминутное эссеИндекс-карточки, маршрутный листРечевые образцыЗакончи

Слайд 12Дерево успеха
На определенных этапах учащимся предлагается графически определить уровень
Собственного прогресса

в обучении.
«Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.  Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.» (Дети раскрашивают дерево.) 
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.  № 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.  № 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).  № 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.  № 9 — мотивация на развлечения.  № 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.  № 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.  № 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.  № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть». 
Дерево успехаНа определенных этапах учащимся предлагается графически определить уровень Собственного прогресса в обучении. «Ребята, посмотрите внимательно на

Слайд 13Лестница успеха
Можно выделить и написать на доске этапы деятельности.
В конце урока

предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе
в виде ступенек, ведущих к успеху
Лестница успехаМожно выделить и написать на доске этапы деятельности.В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на

Слайд 14Лист самоконтроля
Лист самоконтроля ведется на протяжении всего урока

Лист самоконтроляЛист самоконтроля ведется на протяжении всего урока

Слайд 15Анкета
Обучающимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно постоянно менять, дополнять в

зависимости от того, на какие элементы урока обращается внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ


АнкетаОбучающимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно постоянно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы

Слайд 16Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети

стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Внутренний и внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу

Слайд 17 «Сигналы рукой», «Покажи мне».
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать

ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
«Сигналы рукой», «Покажи мне». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о

Слайд 18Одноминутное эссе
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью

предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
-Что самое главное ты узнал сегодня?
-Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.


Одноминутное эссеОдноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том,

Слайд 19Индекс - карточки (для обобщения или для вопросов)
После прохождения

раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Индекс - карточки  (для обобщения или для вопросов)  После прохождения раздела или темы учитель раздает

Слайд 20Речевые образцы (подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие

строить ответ.

Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д

Закончи фразу

Десять вещей, о которых я должен узнать…
Вопросы о моей работе…
Стратегии, которые я могу использовать, чтобы улучшить свою работу…

Речевые образцы (подсказки) Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.Например: Основной идеей (принципом

Слайд 21Светофор
Эта стратегия формативного оценивания может быть использована учителем при объяснении темы

и при необходимости проверки знаний обучающихся. На определенном этапе в процессе объяснения учитель просит обучающихся определить уровень понимания с помощью цвета светофора. Обучающиеся могут поднять руку; кивнуть головой или поднять цветную карту.
Зеленый цвет- полное понимание
Желтый цвет- частичное понимание
Красный цвет – недопонимание или полное непонимание
По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.

СветофорЭта стратегия формативного оценивания может быть использована учителем при объяснении темы и при необходимости проверки знаний обучающихся.

Слайд 22Графические работы
Ученики создают свои собственные заметки, концепт карту или другие графические

работы.
Затем они сравнивают свою работу с работами других учеников, которые вносят предложения о том, как ее можно улучшить
Графические работыУченики создают свои собственные заметки, концепт карту или другие графические работы. Затем они сравнивают свою работу

Слайд 23З-Х-И-К
З- используется, чтобы помочь обучающимся вспомнить, что они знают о предмете.
Х-

используется для помощи обучающимся в определении, что они хотят изучить.
И- используется для помощи обучающимся в определении и проведении рефлексии изученного в конце темы или задания.
К- используется, чтобы помочь обучающимся понять как они это узнали, и способствует развитию метапознания, помогая обучающимся размышлять о том, что и как они узнали
З-Х-И-КЗ- используется, чтобы помочь обучающимся вспомнить, что они знают о предмете.Х- используется для помощи обучающимся в определении,

Слайд 24Новости

Новости

Слайд 25Минута на раздумье
Учитель может использовать стратегию «Минута а раздумье» в любое

время при работе с классом. Попросить учащихся остановиться и дать им 60 секунд на раздумье о том, что и как происходит в их обучении на данный момент. Засечь ровно 60 секунд, чтобы обучающиеся смогли спокойно подумать.
Минута на раздумьеУчитель может использовать стратегию «Минута а раздумье» в любое время при работе с классом. Попросить

Слайд 26Концептуальные карты
Концептуальные карты являются очень эффективным способом выражения в форме окружности

или элипса, а взаимоотношения между понятиями оформляются в форме стрелочек.
Такие карты позволяют учителям сразу оценить, имеют ли обучающиеся глубокое понимание темы или недопонимают ее содержание и изучаемые понятия. Концептуальные карты в процессе обучения помогают добиться интеграции новых и старых знаний, обучающиеся в свою очередь могут оценить уровень понимания полученной информации или наоборот диагностировать недопонимание таковой посредством создания или заполнения концептуальных карт.
Концептуальные картыКонцептуальные карты являются очень эффективным способом выражения в форме окружности или элипса, а взаимоотношения между понятиями

Слайд 27Шеринг
Шеринг позволяет создать особую атмосферу искренности и принятия, атмосферу доверия

и позволению каждому человеку быть самим собой без давления на окружающих.
Шеринг Шеринг позволяет создать особую атмосферу искренности и принятия, атмосферу доверия и позволению каждому человеку быть самим

Слайд 28SWOT - анализ
- Сильные стороны: необходимо сосредоточиться на тех областях навыков

обучающихся, с которыми они справляются и понимают лучше всего;
Слабые стороны: это область знаний, в которой обучающийся чувствует собственные пробелы или нуждается в дополнительной помощи. Учителю следует
максимально сосредоточиться на этой зоне;
Возможности: к ним могут относиться ресурсы, которые обучающийся может использовать для улучшения качества своего обучения и целеполагания в разделе «Слабые стороны». К подобным резервам можно отнести дополнительную помощь учителя, веб-сайты и прочие ресурсы, поддержку одноклассников;
-Угрозы: к ним можно отнести вещи, которые будут препятствовать обучающимся достичь поставленную цель, в том числе недостаток навыков в распределении времени, недостаток мотивации и отсутствие поддержки.

SWOT - анализ- Сильные стороны: необходимо сосредоточиться на тех областях навыков обучающихся, с которыми они справляются и

Слайд 29Три М и Д
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них

получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на уроке.
Три М и ДУчащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и

Слайд 30Три правды одна ложь
Обучающимся предлагается составить 4 утверждения по теме

урока, одно из которого будет ложным. Ученики обмениваются работами и находят верное утверждение. Данную стратегию можно провести в конце урока.
Три правды одна ложьОбучающимся предлагается составить 4  утверждения по теме урока, одно из которого будет ложным.

Слайд 31Диаграмма Венна
Знаю хорошо
Запутался
Не совсем понятно

Диаграмма ВеннаЗнаю хорошоЗапуталсяНе совсем понятно

Слайд 32Портфолио
Обучающиеся способны самостоятельно принять решение, о том какую информацию включить в

портфолио. Ответы на приведенные ниже вопросы и подобные могут способствовать качественному улучшению содержания работы.
1. Структурируйте свою работу на более эффективные или менее эффективные части.
2. Проведя рефлексию 2 лучших форм своей работы, ответьте на следующие вопросы:
-Что делает мою работу лучшей?
- Как вы проделали эту работу?
- С какими проблемами столкнулись?
- Как вы их решили?
- Какие цели были поставлены?
- Что было предпринято для их достижения?
3. Что отличает вашу лучшую работу от менее эффективной работы?
4. Каковы ваши цели на будущее?
ПортфолиоОбучающиеся способны самостоятельно принять решение, о том какую информацию включить в портфолио. Ответы на приведенные ниже вопросы

Слайд 33
По результатам апробации подведены итоги,
проанализированы положительные стороны применения критериального оценивания и

возникшие трудности
По результатам апробации подведены итоги,проанализированы положительные стороны применения критериального оценивания и возникшие трудности

Слайд 34Преимущество использования критериального оценивания
. Соответствует предметным учебным целям

и не зависит от настроения учителя
Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения
Способствует развитию навыков самооценивания
Показывает уровень знания, понимания и владения навыками
Преимущество использования критериального оценивания. Соответствует предметным учебным целям     и не зависит от настроения

Слайд 35Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть