Слайд 1
Пенькова Е.А.,
учитель русского языка
и литературы
Фонетика. Повторение, обобщение материала. 6 класс.
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Училище (техникум) олимпийского резерва №5»
Слайд 2Закончи фразу №1
Фонетика – это раздел
языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
Слайд 3Найди звук, соответствующий определенной характеристике:
всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й,
К, Ф
всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В
№2
Слайд 4Подбери пару
К каждому из данных слов подбери такое слово,
чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.
№3
Слайд 5Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность
шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ». №4
Слайд 6Ключ к метаграмме
Рот – пот – пол – вол – вор
– сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот
№5
Слайд 7Игра «Рассели «жильцов»
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в
домики
В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв. №6
Слайд 8Волшебная сила звука
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая
с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, №7 Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…
Слайд 9Вывод:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и
нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.
№8
Слайд 10Подводим итоги урока.
Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось… №9
Слайд 11
Домашнее задание (на выбор):
придумать (подобрать) другие игры по теме;
придумать (подобрать)
примеры для аналогичных игр;
составить задания – тесты по теме;
№10