Слайд 1Дуэли в русской жизни и литературе первой половины
19 века
Возьмут Лепажа
пистолеты,
Отмерят тридцать два шага –
И, право, эти эполеты
Я заслужил не бегством от врага.
М.Ю. Лермонтов
Слайд 2Цели
Проследить за историей развития дуэли в русской жизни, литературе, судьбах
отдельных людей, тесно переплетённых с Дуэльным Кодексом Чести;
Расширить свои познания на тему дуэли 19 века, узнать, что собой представлял этот феномен и как он повлиял на литературу того времени.
Слайд 3зАДАЧи
Найти научную литературу, газетные и журнальные статьи, сайты, где можно почерпнуть
информацию на данную тематику;
Выбрать высказывания и цитаты историков, общественных и культурных деятелей насчёт дуэлей и их влияния на жизнь русского общества первой половины 19 века;
Слайд 4зАДАЧИ
Проанализировать произведения писателей начала 19 века, сравнить биографии авторов с героями
их собственных сочинений;
Сопоставить высказывания литературоведов, сделать необходимые выводы для написания научно-творческой работы;
Представить свой реферат. Принять участие в дискуссии.
Слайд 5дУЭЛЬ
- это строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми,
цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.
Слайд 6Алексей Михайлович Романов
В то время русский человек даже представить себе не
мог поединок – драки боялись за последующее наказание по Уложению царя Алексея Михайловича, что порождало клановое чувство, общность, исключая всякое выражение индивидуальных качеств.
Слайд 7Пётр i
Мировоззрение по поводу дуэльных сражений остались такими же консервативными, как
и у его отца. Император боялся вольнодумных мыслей своих поданных. Дуэль находилась ещё в «младенческом возрасте».
Слайд 8Екатерина II
Официально осталась верна взглядам Петра I. Екатерина уже смотрела на
поединки совсем другими глазами. Она понимала, что дуэль – это внутренний порыв храбрости, защиты чести и достоинства. Впоследствии правление Екатерины станет отправной точкой для последующего более благосклонного взгляда на дуэли и поединки.
Слайд 9Павел I
Правитель грезил о крестовых походах, рыцарских турнирах, вызовы на которые
он пробовал посылать через Гамбургскую газету всем королям и императорам. В приступе гнева он мог сам избить дворянина. Такому примеру уподоблялись все по иерархичной лестнице, что возобновляло старую беду в новом формате – жестокость и грубость. Конечно это не могло способствовать культуре нравов и , особенно, культуре дуэли.
Слайд 10Александр I
Дрались везде, повсюду, где только можно и нельзя, защищая не
только своё мнение, но и прикрывая амурные дела. К дуэлям готовились долго и серьёзно, приходя к единому выводу – нет благороднее поступка, нежели отдать свою жизнь за собственное мнение. Царь покровительствовал поединкам и как мог пытался смягчить наказание, приписанное Екатериной и Петром.
Слайд 11Николай i
Промежуток безвластия, свободы побудил участников Тайного Общества к активным действиям
– террор, цареубийство, дуэль против государства. Несмотря на спокойную обстановку в Петербурге, царь хорошо понимал, что сидит на пороховой бочке. В мирной жизни, несмотря на тяжёлую политическую обстановку, поединки всё так же происходили. Как ни странно отношение властей к дуэлям стало ещё более либеральным.
Слайд 17Роковая Дуэль
А.С. Пушкина
Причина: ревность Пушкина к Наталье Гончаровой.
Увечье: в бедро.
Дантес не дошёл одного шага, сделав выстрел первым.
Исход: смертельный для писателя.
Слайд 18Роковая дуэль м.ю. лЕРМОНТОВА
Причина: оскорбительная шутка Лермонтова, адресованная Н.С. Мартынову.
Увечье: пуля
пробила сердце и лёгкие.
Исход: смертельный для писателя.
Слайд 19вывод
Дуэль появилась на Российской земле постепенно, не сразу. Сначала люди даже
и не понимали смысла этого слова, но со временем втянулись, развивая свой личностный рост, протест, против отработанной системы.
В литературе, как и в жизни, она тоже не спешила появляться, пока писатели и поэты не привнесли дуэль в свои произведения как наивысший символ чести и храбрости. Авторы благодаря ей хотели показать положительную сторону главных героев, людей, достойных биться за честь и достоинство до конца. А это вызывает восхищение.
Конечно, дуэль в литературу вводилась не только, чтобы кого-то показать плохим, а кого-то хорошим, но и продемонстрировать всю глубину персонажа, его собственную философию, его взгляд на мир, как в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Оказалось, поединок чести не обошёл и самих писателей. Без опыта «стоять у барьера», у них бы не получилось воссоздать такие правдоподобные картины дуэлей.
Цели
Задачи
Слайд 20Выполнила: Инякова Оксана Григорьевна
9 «Л» класс
Учитель : Хакимова Л.С.