Слайд 1Самоанализ. Автор: Санатова Елена Григорьевна.
Использование ИКТ на уроках русского языка
и литературы. Красногорский колледж Истринский филиал
Слайд 2Вступление
Я, преподаватель русского языка и литературы, Санатова Елена Григорьевна, работая в
Истринском филиале Красногорского колледжа, использую на своих уроках и во внеклассной работе ИКТ. Мною созданы 3 папки для проведения уроков русского языка: Целеполагание, Игры на уроках, Таблицы для логических заданий. Целью использования этих папок я преследую следующие задачи по достижению результатов -
Слайд 3НЕОБХОДИМО:
От приобретённых умений и знаний по русскому языку зависит и
обучение по другим дисциплинам, так как умение читать и понимать – главное для процессов познания, а также развития личности в целом. Знание родного языка, владение культурой речи в значительной мере позволяют углубить свои познания в разных областях жизнедеятельности, расширить возможности овладения информацией, - а, по свидетельству древних философов, кто владеет информацией, тот владеет миром…
Слайд 4Значение языка
Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного
средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Слайд 5Основные задачи:
Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с
целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Слайд 6
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Приведу примеры некоторых уроков и мероприятий, которые предусматривают использование ИКТ. А также привожу пример некоторых презентаций, используя интернет-ресурс (Антон Павлович Чехов); по духовно-нравственному воспитанию – создан мною; фотоконкурс – студенты.
Слайд 7ВЫВОДЫ:
Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере нашей жизни, недостаточно
иметь знания только по своей специальности. В современном мире преимущество за людьми большого кругозора, высокой культуры. Культура – это не только вежливость, знание этикета, но и в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь. Ни одно предприятие, задуманное партнерами, ни одно важное дело не осуществятся, если участники не договорятся, а переговоры и соглашения, а также разногласия происходят на языке, которым люди пользуются с детства, родной он или иностранный. Чтобы задуманное дело имело успех, необходимо чётко, точно и обстоятельно обсуждать все его детали. Взаимопонимание зависит от того, насколько собеседники владеют всем богатством языка.
Слайд 8Основная часть.
Программа предусматривает подход к изучению родного языка: мы будем
говорить о русском языке с точки зрения речевой деятельности, четырёх её видов – говорения, слушания, чтения и письма. Мы будем вместе исследовать тексты – отрывки из литературных произведений – и открывать для себя тайны родного языка; вы поймёте: важно знать законы языка, чтобы правильно им пользоваться, чтобы ваша речь – устная ли, письменная ли – была понятна и приятна окружающим, чтобы вы могли адекватно понимать чужую устную или письменную речь.
Слайд 9Литература -
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Слайд 10А ТАКЖЕ :
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно
читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Слайд 11Воспитывать в образовании:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)
Слайд 14ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ЧТЕЦОВ, посвященного 135 - летию поэта Андрея Белого
«Я
не профессионал, я просто ищущий человек; я мог бы стать и ученым, и плотником. Говорить о себе как о писателе мне неловко и трудно… Стань я резчиком, вероятно, с тем же пафосом я отдался бы деталям искусства резьбы: вдохновение ведь сопутствует человеку; всё есть предмет творчества»
А. Белый
Слайд 15Духовно-нравственное воспитание в обучении
«Профессия учителя в данный момент – одна из
самых ответственных, самых благодарных. Роль и значение этой профессии будут все более и более возрастать.
Но для того, чтобы учитель мог не на словах, а на деле выполнить ту поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо упорно работать, прежде всего над собой…»
Слайд 16Видеть прекрасное в необычном и тайном!
Слайд 17СВЯЗЬ с фольклором
Народная лирическая песня выражает чувства, переживания отдельного человека. В
то же время она передавалась от одного к другому, от поколения к поколению. И каждый, кто пел её, был не просто исполнителем, а героем этой песни, тем самым «молодчиком» или «красной девицей», о которых в ней говорится. Эти песни были общими и личными одновременно: пели о себе, о Родине, о жизни, о явлениях природы. Это и колядки, масленичные песни, весенние, осенние, летние… На смену народным пришли авторские песни, в основу которых также был положен фольклор. А далее появилась необходимость петь о защитниках Отечества, важных событиях в стране, о любви, нежности, мире.
Слайд 18ВЫВОДЫ:
На завершающем этапе среднего образования в системе СПО появляется возможность сблизить
преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе.
Слайд 19ПРАКТИКУМ:
При разработке занятий учтены практическая направленность, единство обучения и воспитания, рассмотрены
особенности комплексного анализа текста, предложены образцы сочинений различного жанра, рекомендации, памятки, упражнения по стилистике и орфографии (с использованием электронных репетиторов-тренажеров); использованы интерактивные элементы и варианты дифференцированных заданий.
Предусмотрены разнообразные формы организации групповой и индивидуальной учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного типа беседы, анализ текста-образца, конкурс сочинений.
Слайд 20ЭТО НАДО ЗНАТЬ:
Предлагаемый (содержательный) материал носит ориентировочный характер, преподаватель может по
своему усмотрению вносить изменения в структуру, содержание учебного материала и в организацию деятельности учащихся на уроке, в частности по духовно-нравственному росту.
Срок настанет - Господь сына Блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?» И. Бунин 1918 г.