Слайд 1 Обобщение опыта работы
Тема: Дифференцированная работа на уроках
русского языка и литературы на этапе закрепления и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся.
Учитель: Карцева О.В.
МБОУ г.Иркутска СОШ № 36
Слайд 2 Карцева О.В.
Работа над темой
была начата в 2009 – 2010 учебном году. (6 –й год).
Формы отчета: - 2011 год – обобщение опыта «Мастерская педагога» на конкурсе «Учитель года -2011»;
- 2013 -2014 г – выступление на заседании методических объединений школы с темой «Дифференциация как компонент урока»;
- Открытые уроки «День открытых дверей», Методические недели и декады учителей русского языка и литературы.
Слайд 3 Дифференциация
- это форма организации учебной
деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
- в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные формы, ступени.
Слайд 4Дифференцированное обучение
- это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на
основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее однородные группы.
- Внешняя дифференциация – классы, школы, лицеи.
- Внутренняя – группы внутри класса.
Слайд 5Внутренняя дифференциация
- основана на более полном учете индивидуальных и групповых
особенностях учащихся.
- предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя, работу на разных уровнях и разными методами.
Слайд 6Особенность внутренней дифференциации -
- Направлена не только на детей,
испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
- Применяются формы и методы обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого – педагогических особенностей ведут школьников к высокому уровню овладения программным материалом.
Слайд 7Уровневая дифференциация
- обучение учащихся одного и того же класса на
трех уровнях:
- базовый - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса.
- продвинутый уровень – некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения.
- высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания и формирующие умения выполнять задания повышенной сложности.
Слайд 8 Деление на группы:
- Дифференцированные группы от
2-7 человек:
- по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов.
- по наличию базовой подготовки.
- по склонностям к определенному виду деятельности.
Продолжительность на уроке – 5 -10 минут.
Используется на любом этапе урока.
Слайд 9Варианты дифференциации:
- 1 вариант (в комплексе с фронтальной):
Учитель излагает материал
всем;
Учащиеся со средними и низкими способностями, отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания;
учащиеся с высокими способностями, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания.
отдельных уроках целесообразно ученикам 1 уровня (высокого) давать специальные задания, а с остальными работать над единым заданием (при изучении трудного материала).
Слайд 11 3 вариант
- При изучении
легкого материала можно объяснить его всему классу, а затем работу построить дифференцированно: 1-2 уровень – дать задание для совместной работы, а с учащимися 3 уровня проработать материал вторично.
(на этапе закрепления)
- 1-2 группа- работа над источниками (отбор материала, составление таблиц, тезисных планов и т.д), а с 3 группой еще раз разбирается материал в форме беседы, выполнение заданий под руководством учителя либо по алгоритму.
Слайд 13 5 вариант
- Постепенное усложнение типов
заданий:
- по образцу (3 группа);
- упражнения, рассчитанные на репродуктивно – поисковую деятельность 2 - 3 группы);
- упражнения реконструктивно – вариативного характера (1-2 группы);
- творческие упражнения (1 группа).
Слайд 14Тема: Строение СПП.(9кл)
(на этапе повторения и контроля)
- На доске даны предложения:
- 3 предложения для уч-ся 1гр. (выполняются под руководством учителя) : найти грамматические основы, средство связи между частями СПП, определить главную часть и придаточную, построить схему.
- 3 предложения (самостоятельно) выполняют уч-ся 2гр. Задание: перестроить данные ССП в СПП, построить схемы.(реконструирование предложений).
- 3 схемы на доске даны для уч-ся 1гр. Задание:
Придумать и записать предложения по заданным схемам.(конструирование предложений).
Слайд 15Тема: Составное именное сказуемое.
(10кл) ( на этапе закрепления)
3гр.: опираясь на схему,
данную на доске, найдите в предложениях С.И.С., подчеркните его, надпишите, чем выражены его элементы: вспомогательный глагол и именную часть.
2 гр.: Употребите в качестве глагола - связки следующие слова: казаться, представляться, оставаться. Изменился ли вид сказуемого? Подчеркните, надпишите элементы.
1гр. Перестройте предложения, заменяя П.Г.С. – С.И.С. Как при этом изменился смысл предложения, подчеркните, определите элементы.
Слайд 16 Домашнее задание:
- Кроме упражнений разного уровня сложности,
используются такие виды работ как составление орфографических пятиминуток, конструирование схем предложений на этап повторения на следующий урок, разработка тестов; иллюстрации, викторины, блиц- опросы и т.д.
Слайд 17Виды дифференцированной помощи:
- Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;
-
Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция);
- Указание алгоритма решения или выполнения;
- Указание аналогичной задачи, решенной раньше;
- Расчленение сложного задания на элементарные составные части;
- Постановка наводящих вопросов;
- Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Слайд 18Условия успешности дифференциации:
Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной работы на
совместную.
Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
Дифференциация не должна быть явной.
Учитель должен быть сдержан в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.