Слайд 1
ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ
в
лирике Ф.И.Тютчева
Слайд 2Целиурока:
Доказать, что между Человеком и Вселенной существует неразрывная связь.
Выявить характер данной
связи и проявление её в философской лирике Ф. И. Тютчева.
Определить художественные приёмы и средства выразительности, с помощью которых поэт создаёт собственную философскую концепцию мира
Слайд 3
Основополагающий вопрос
Какова роль
Человека во Вселенной?
Проблемный вопрос
Человек – предмет, средство или инструмент для постижения мира?
Слайд 4
На протяжении многих веков Человечество стремилось
познать мир. Но способен ли Человек изменить мир или всё же он бессилен перед этой великой и бесконечной бездной – Вселенной?
Слайд 5 Проблема роли Человека во Вселенной затрагивается в
философской лирике Ф.И. Тютчева.
Философский смысл творчества Тютчева – это
параллели. Эти параллели жили в нем , «рвали» его на части, лишали покоя, будоражили разум.
Главное у Ф.И.Тютчева – не изображение, а осмысление мира – натурфилософская лирика .
Единство его философской лирике придает эмоциональный тон – постоянная, неясная тревога. Поэт слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон.)
Слайд 6
Человек – инструмент для постижения мира. Но!!
И мир служит Тютчеву инструментом постижения Человека. И поэтому между ними существует тесная связь. Использование метафор типа « душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественным приём философским содержанием.
Таково стихотворение « Как океан объемлет шар земной…»
Слайд 7 Как океан объемлет шар земной,
Земная
жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.
То глас её: нудит нас и просит…
Уж пристани волшебный ожил чёлн,
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, -
И плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Слайд 8 Данное стихотворение не совсем о морских путешествиях. Морское путешествие
– это только метафора. А предмет дум поэта назван во второй строке: «Земная жизнь кругом объята снами».
В первой строфе стихотворения величественный пейзаж – это не что иное, как воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нем. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружен настоящей бездной –Вселенной.
Автор изобразил пейзаж внутри и снаружи человека.
Слайд 9
Человек, таким образом, по мысли поэта,
есть место встречи двух бездн, он – граница между двумя мирами, и он – соединение этих двух миров – бездн.
Образ, найденный Ф. И. Тютчевым, не может не восхищать своей ёмкостью и выразительностью.
Слайд 10Что же такое Вселенная?
Вселенная – это живое и
одухотворённое существо, которое развивается и растёт, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии.
Ступени природы от минеральных веществ до явлений органических – органы Мировой Души, Бога.
Слайд 11Вселенная: хаос и космос.
Человек и Вселенная
находятся в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Ф. И. Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия – хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос – стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают демонические, в космосе – божественные энергии.
Слайд 12
Однако борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна
не во Вселенной, а в душе Человека.
Слайд 13
Федор Тютчев
День и ночь
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен
златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров —
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
дневная жизнь современного человечества не в состоянии утолить его тоску по иным, более свободным формам общения. Эти неудовлетворённые потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом тёмная бездна с её «страхами и мглами», с её непросветлённой, таинственно – разрушительной глубиной:
Слайд 15
Современная цивилизация непрочна и
хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются тёмными, неупорядоченными, хаотическими. Угрожающая власть их над душою человека особенно глубоко переживается в моменты ночной бури, когда разыгрываются и в самой природе дикие, стихийные силы:
Слайд 16
Трагическое звучание в лирике
Тютчева получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием «Silentium!» («Молчание»). Поэт сетует в нём на роковое бессилие слова, неспособного точно выразить живую мысль и чувство. «Приблизительность», грубость человеческих слов по сравнению с бездонной глубиною душевного мира обрекает человека на вечное одиночество:
Слайд 18 Мировая Душа постепенно формирует для себя грубую материю.
От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи.., - всюду господствует порыв к идеалу, к гармонии.
Так и Человек на протяжении всего своего существования стремится к совершенству, красоте и гармонии.
В этом и заключается единство двух миров – бездн (внутреннего мира Человека и Вселенной).
Слайд 19Выводы
1. Человек и Вселенная – это
вовсе не противоборствующие миры, а миры, постоянно взаимодействующие друг с другом и составляющие единое целое.
2.Человек как частица, составляющая мир, играет огромную роль во Вселенной.
3.Человек – инструмент для постижения мира, но и мир служит инструментом для познания человеческой души, так как между ними существует тесная и неразрывная связь
4.Соединение Человеческой Души с Мировой Душой приводит к полной гармонии во всей Вселенной.
Слайд 20Список литературы.
1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М.1957.
2.Зунделович Я.О. Этюды
о лирике Тютчева. Самарканд.1971.
3.Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева.
Русская мысль. Кн.11. 1913.
4.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И.Тютчева. В сб. Соловьев В.С.
Философия искусства и литературная критика. М. 1991
5.Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб. 1914.