Презентация, доклад на тему Анализ средств выразительности. Задание 7 ОГЭ по русскому языку (9 класс)

Содержание

Формулировка задания: Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.   1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?   2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на

Слайд 1Анализ средств выразительности. Задание 7 ОГЭ по русскому языку

Анализ средств выразительности. Задание 7 ОГЭ по русскому языку

Слайд 2 Формулировка задания: Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.   1) Как

может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?   2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.   3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.   4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.   5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Формулировка задания: Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.   1) Как может этот маленький

Слайд 3Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ
1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя,

какое именно средство выразительности необходимо найти. 2) Для выполнения задания 7 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота. 3) Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот: Метафора – скрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения. Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.
Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.

Слайд 4Тропы:
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Гипербола
Сравнительный Оборот
Сравнение
Фразеологизм
Литота

Тропы:  МетафораОлицетворениеЭпитетГиперболаСравнительный ОборотСравнениеФразеологизмЛитота

Слайд 5
Средства выразительности: теория
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного

явления на другое по принципу сходства.

«Куда ланит девались розы.
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей»
(«О, как убийственно мы любим...», Тютчев).

«...За Кремлем горит заря туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).

«...Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).

«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).
Средства выразительности: теорияМЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства.

Слайд 6«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын). «..Дыша духами

и туманами.  Она садится у окна. И веют древними поверьями  Ее упругие шелка...» («Незнакомка», Блок).
«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).  «..Дыша духами и туманами.  Она садится

Слайд 7РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА - ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.
Фет.

«Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов...» Гончаров. «...Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («Обломов», ч. 4, глава 9). Чехов. «Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).
РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА - ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую

Слайд 8«СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность.
Примеры:

ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся
«СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность.Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки,

Слайд 9 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
«Задекламирует чердак  С поклоном рамам

и зиме, К карнизам прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет» Б. Пастернак «Про эти стихи»
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления. «Задекламирует чердак  С поклоном рамам и зиме, К

Слайд 10 «Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья  В потертом, красном переплете» М. Цветаева «Книги

в красном переплете» «Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье...» А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»
«Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья  В потертом, красном переплете» М. Цветаева «Книги в

Слайд 11 ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку.

Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «...И льется чистая лазурь На отдыхающее поле...» («Есть в осени первоначальной...»). Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»). «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).
ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен

Слайд 12 «...И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил. М. Лермонтов «Мцыри» Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне. «И долго еще определено

мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7). По низменному берегу, На Волге, травы рослые, Веселая косьба» («Кому на Руси жить хорошо», ч. 2, «Последыш», глава 1).
«...И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил. М. Лермонтов «Мцыри»  Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.  «И долго еще

Слайд 13ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым,

в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»). «Индейкам и курам не было числа....» («Мертвые души», глава 3).  Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»). Островский. «Я с ума сойду от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2). Гончаров. «...Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2 Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на

Слайд 14 ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.
Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем

почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «Сократил он их так, что некуда носа высунуть...» («Дикий помещик»), Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5). «...Ни звука русского, ни русского лица Не встретил...» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о

Слайд 15СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.Сравнение может быть

выражено:
1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д. «...Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»). Булгаков. «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»). Салтыков-Щедрин. «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.Сравнение может быть выражено:1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при

Слайд 16 2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие,

вроде и др.» Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4). Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений Онегин», глава 6). Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).
2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»  Грибоедов.

Слайд 17 3) Существительным в творительном падеже:  «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на

небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6). Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»). Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).
3) Существительным в творительном падеже:   «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные

Слайд 18 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия Солженицын. «Этот черпак для него сейчас дороже воли,

дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»). Лермонтов. «...И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом...» («Мцыри»), Жуковский. «...Мертвец (Лик мрачнее ночи)...» («Светлана»), Пастернак. «...Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).
4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия  Солженицын. «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей

Слайд 19ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11). «Я

чаю, небо с овчинку показалось...» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»). Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»), Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2). «Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11). «Я чаю, небо с овчинку показалось...» (Пугачев — Гриневу в повести

Слайд 204. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:

4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:

Слайд 24ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является фразеологизм.  1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.  2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.  3) Бессилие лжи было очевидным.  4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.  5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 
Ответ: 2,5
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.   1)

Слайд 25ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является гипербола.
1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым он так гордился вчера.
2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.
3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.
4) И остаётся один на всём свете.
5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
Ответ: 1, 4
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола. 1) Ему необходимо

Слайд 26ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является сравнение.  1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.  2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.  3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.  4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!  5) Он летел стрелой.
ОТВЕТ: 1,5
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ   Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 

Слайд 27ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является эпитет.  1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.  2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.  3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.  4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.  5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. 
Ответ: 2, 4
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ   Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 

Слайд 28ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является эпитет.  1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль  2) Но царь возразил с горькой улыбкой.  3) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»  4) Что такое человеческая мысль?  5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать... 

Ответ: 2, 5
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ   Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 

Слайд 29ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является метафора.  1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!  2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?  3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.  4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.  5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал 

Ответ: 1, 5
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ   Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 

Слайд 30ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  Укажите номера предложений, в которых средством выразительности

речи является фразеологизм.  1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения.  2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его.  3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится.  4) Однажды Свирид такой номер выкинул.  5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. 
Ответ: 1, 4
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ   Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть