Презентация, доклад на тему Анализ лексических средств выразительности речи

Содержание

Лексический повтор (повторение одного и того же слова, словосочетания) Мощное эмоциональное воздействие Выделение ключевого понятия«Она была

Слайд 1Анализ лексических средств выразительности речи
Подготовка к ЕГЭ по литературе

Анализ лексических средств выразительности речиПодготовка к ЕГЭ по литературе

Слайд 2Лексический повтор (повторение одного и того же слова,

словосочетания)

Мощное эмоциональное воздействие
Выделение ключевого понятия

«Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся причёски, прелестны грациозные лёгкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своём оживлении – но было что-то ужасное и жестокое в её прелести»
(Л.Толстой «Анна Каренина»)

Лексический повтор (повторение одного и того же слова,

Слайд 3Лексический повтор часто сочетается с повтором синтаксическим углубление содержания высказывания передача тонких

смысловых оттенков

Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, в туман, в туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
Б.Окуджава

Лексический повтор часто сочетается с повтором синтаксическим   углубление содержания высказывания передача тонких смысловых оттенковВы слышите:

Слайд 4Виды лексического повтора Анафора (повторение слов или группы слов в начале смежных строк

поэтического текста)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
К.Симонов

Виды лексического повтора  Анафора  (повторение слов или  группы слов в начале  смежных строк

Слайд 5Эпифора (повторение слов или словосочетаний в конце строк) Эта стилистическая фигура часто

используется в поэтической речи

Всё моё, сказало злато;
Всё моё, сказал булат.
Всё куплю, сказало злато;
Всё возьму, сказал булат.
А.С.Пушкин

Эпифора  (повторение слов или словосочетаний в конце строк)  Эта стилистическая фигура часто используется в поэтической

Слайд 6Вид лексического повтора
Повтор-подхват,
повтор-стык
(второе полустишье каждой нечётной строки повторяется
как

первое полустишье последующей чётной)

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня.
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

К.Бальмонт

Иллюстративная функция повторов:
создаётся впечатление тяжёлого переступания
со ступеньки на ступеньку башенной лестницы
Выделение главной темы: движение-преодоление

Вид лексического повтораПовтор-подхват, повтор-стык (второе полустишье каждой нечётной строки повторяется как первое полустишье последующей чётной)Я мечтою ловил

Слайд 7Какой художественный эффект придаёт тексту
лексический повтор?

Какое влияние он оказывает


на ритмику, интонацию стихотворения?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
……………….
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
……………….
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
Б.Пастернак

Какой художественный эффект придаёт тексту лексический повтор? Какое влияние он оказывает на ритмику, интонацию стихотворения?Мело, мело по

Слайд 8Приём художественной трансформации слова

Нарушение лексической
сочетаемости слов

Средство создания


комического эффекта
(Д.Хармс)
Особенность прозы
«потока сознания»
(А.Платонов)

Намеренно уродливое
словоупотребление
как рассказ о бытии
и хаосе сознания
беспомощных героев
в бездне непонимания
себя и мира

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда.»
А.Платонов

Приём художественной трансформации слова Нарушение лексической сочетаемости слов Средство создания  комического эффекта  (Д.Хармс) Особенность прозы

Слайд 9Нарушение лексической сочетаемости слов в поисках неожиданных образов, яркой экспрессии, оригинальных

метафор
в поэзии

Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
В.Высоцкий

К утру расстреляли притихшее горное эхо…
И брызнули камни, как слёзы, из раненых скал
В.Высоцкий

Нарушение лексической сочетаемости слов в поисках неожиданных образов, яркой экспрессии, оригинальных метафор в поэзииПоэты ходят пятками по

Слайд 10Нарушение лексической сочетаемости слов служит для создания поэтических тропов

Появляются новые и

неожиданные оттенки значений слов,
образность и
экспрессивность

Этот языковой приём –
основа метафор,
эпитетов,
метонимий….

Из словариков тропов школьников
(раздел «Метафоры»):

сонное озеро города (А.Блок)
взлетающий бубен метели (А.Блок)
крови снегири (В.Хлебников)
слов моих сухие листья (В.Маяковский)
костёр рябины красной (С.Есенин)
трамвай поэзии (Е.Евтушенко)
серебряная ложка луны (Ю.Мориц)

Нарушение лексической сочетаемости слов служит для создания поэтических троповПоявляются новые и неожиданные оттенки значений слов, образность иэкспрессивность

Слайд 11Работа со «Словарём
эпитетов русского языка»

(авт. К.С.Горбачевич)

К существительному ВЕТЕР
даётся более 200 соответствующих тропов

Подобрать к этому слову прилагательные –эпитеты, сравнить с эпитетами поэтов:

А.Пушкин: быстротечный, летучий, майский, ненастный,
поздний, пустынный, шумный;
А.Блок: злой, дикий, буйный, чёрный;
С.Есенин: неуёмный, резвый, жёлтый, синь-студёный;
А.Ахматова: прохладный, чёрный, лебединый, вольный.

Работа со «Словарём эпитетов русского языка»

Слайд 12Наблюдение за словом,
образное употребление которого приводит к созданию поэтических метафор


и олицетворений

Слово БЕРЁЗА
в поэзии С.Есенина

Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берёз.

Улыбнулись сонные берёзки…

О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.

Над ним берёза.
Веткой упираясь,
Говорит сквозь слёзы,
Тихо улыбаясь.

Наблюдение за словом, образное употребление которого приводит к созданию поэтических метафор и олицетворенийСлово БЕРЁЗА в поэзии С.Есенина

Слайд 13Слова-символы в поэтическом тексте

Поэтическая символика
Каждое слово связано с целым рядом образов

и эмоций (поэтические ассоциации)

Древние славянские символы

ДОЖДЬ – в народных произведениях символ печали, слёз
Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слёзы горькие льёт молодец
На свой бархатный кафтан.
А.Дельвиг
КУКУШКА – славянский символ одинокой тоскующей женщины, одиночество, тоска (Ярославна в «Слове о полку Игореве»)

Слова-символы в поэтическом текстеПоэтическая символикаКаждое слово связано с целым рядом образов и эмоций (поэтические ассоциации)Древние славянские символыДОЖДЬ

Слайд 14Поэты Х1Х-начала ХХ в. использовали не только народную символику, но и

античную, и христианскую

РАДУГА – надежда, вера и благополучие (библейская легенда)
ЗМЕЯ (змий) – христианский символ дьявола

О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечёт,
Вас непрестанно змий зовёт
К себе, к таинственному древу.
А.С.Пушкин
Имена мифических существ, героев, богов Древней Греции и Рима заменяли нарицательные существительные:
Марс – война, Феб - поэзия

Поэты Х1Х-начала ХХ в. использовали не только народную символику, но и античную, и христианскуюРАДУГА – надежда, вера

Слайд 15Образ дерева как символ,
поэтический культ

Берёза – символ России,
образ Родины


Словарики поэтической символики

Есенинская берёза «похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый сарафан или белую юбку….Берёзовая крона и ствол делают её похожей на молодую женщину, заглядевшуюся в пруд, как в зеркало….
М.Н.Эпштейн
Образ дерева как символ, поэтический культБерёза – символ России, образ Родины Словарики поэтической символикиЕсенинская берёза «похожа на

Слайд 16Тщательный отбор мастера русской речи точного и выразительного слова из синонимического

ряда

Синонимы – основа такой стилистической фигуры, как ГРАДАЦИЯ («постепенное повышение», «ступень, степень») – расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.

Определите, по степени нарастания или уменьшения производимого впечатления расположены слова, являются ли они синонимами:

Всякую национальную культуру фашизм стремится разгромить, уничтожить, стереть саму память о ней. (А.Толстой)

Тщательный отбор мастера русской речи точного и выразительного слова из синонимического рядаСинонимы – основа такой стилистической фигуры,

Слайд 17Определите, являются ли синонимами слова, составляющие градацию.

И мысли в голове волнуются

в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
А.С.Пушкин

Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями.
А.С.Пушкин

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
С.А.Есенин
Определите, являются ли синонимами слова, составляющие градацию.И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им

Слайд 18Градация может быть создана на основе антонимических противопоставлений

Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею

первою слезой.
М.Ю.Лермонтов

Антитеза – «противоположение» – стилистическая фигура контраста, противопоставления понятий, образов, состояний в художественной речи

Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней!
М.Ю.Лермонтов

Градация может быть создана на основе антонимических противопоставленийКлянусь твоим последним взглядом,Твоею первою слезой.

Слайд 19Определите, какие художественные приёмы
применяет А.Ахматова, изображая
глубину переживаний человека,
смену

чувств и эмоций,
создавая психологический портрет

И сердце то уже не отзовётся
На голос мой, ликуя и скорбя.
Всё кончено…И песнь моя несётся
В пустую ночь, где больше нет тебя.
…………………………………………

Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно – веселье и оно – страданье.
Определите, какие художественные приёмы применяет А.Ахматова, изображая глубину переживаний человека, смену чувств и эмоций, создавая психологический портретИ

Слайд 20Оксюморон – стилистическая фигура
с необычным соединением слов,
противоречащих друг другу,


находящихся в антонимических
отношениях

О как мучительно тобою счастлив я! (А.С.Пушкин)

Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья. (А.С.Пушкин)

И день настал…Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой… (А.С.Пушкин)

Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов)
Оксюморон – стилистическая фигура с необычным соединением слов, противоречащих друг другу, находящихся в антонимических отношениях О как

Слайд 21Слово – основная единица языка, самый заметный элемент его художественных средств
Слово

есть воссоздание внутри себя мира.
К.С.Аксаков
Слово – основная единица языка, самый заметный элемент его художественных средствСлово есть воссоздание внутри себя мира.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть