Слайд 1
Адаптация
пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.
Слайд 2
Адаптация – процесс приспособления организмов
к условиям окружающей среды
Слайд 3с педагогической точки зрения
характеризуется:
- низкой организованностью;
- учебной рассеянностью и
недисциплинированностью;
- снижением интереса к учёбе и её результатам.
Слайд 4 с психологической:
снижением самооценки;
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Слайд 6
Главная цель
адаптационного периода в школе – обеспечить его естественное протекание
и благополучные результаты.
Слайд 7Цель программы:
сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей
детей в ходе специально организованной деятельности.
Слайд 8
Задачи педагогического коллектива:
1. Выявление изменений в жизни ребёнка;
2.Обеспечение преемственности в развитии
общеучебных умений и навыков;
3. Организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия;
4.Создание комфортной обстановки в классе.
Слайд 9Этапы проведения работы:
1.Выбор и формулировка темы;
2. Подбор источников информации;
3. Сбор первичной
информации;
4. Диагностика класса;
5. Обработка материалов;
6. Анализ полученных результатов.
Слайд 10Ожидаемые результаты :
- Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников;
- Повышение уровня
мотивации пятиклассников к учебной деятельности;
- Улучшение межличностных отношений между сверстниками;
- Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, школы.
Слайд 11Мероприятия:
1.Заседание круглого стола по вопросу адаптации пятиклассников.
2. Родительские собрания в классных
коллективах «Возрастные особенности пятиклассников. Трудности адаптационного периода»
3. Праздник «Посвящение в пятиклассники».
4. Анкетирование учащихся и родителей.
Слайд 12Мероприятия:
5. Знакомство и изучение учебных программ по предметам 4 класса.
6. Составление
индивидуальных карт на детей, вызывающих тревожность в обучении и поведении.
7. Линейка по итогам успеваемости за первую четверть.
Слайд 13Мероприятия:
8. Проверка техники чтения у учащихся завучем школы;
9. Посещение уроков
завучем и директором школы
10. Индивидуальная работа завуча с учителями-предметниками;
11. Индивидуальные беседы классных руководителей с родителями учащихся.
Слайд 15Анкета для родителей
1. Все дети с хорошим настроением переступают порог школы.
2.
В ученическом коллективе чувствуют себя комфортно.
3. Большая часть родителей интересуется успехами своих детей, знают друзей, одноклассников своих детей.
4. Отношения с учителями-предметниками складываются хорошо.
5. Родители считают, что данное учебное заведение даёт прочные знания.
6. Дети делятся своими впечатлениями с родителями о событиях школьной жизни, классного коллектива.
Слайд 16Анкета для родителей
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать,
не успевают конспектировать;
• возросший объем работы как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к учащимся;
Слайд 18Изучение уровня сформированности мотивации к учению показало следующее:
Самыми интересными оказались следующие
предметы: математика, рисование, музыка, литература, природоведение, русский язык.
Наряду с этим для некоторых детей вызывают трудности в обучении
иностранный язык, история, труд, русский язык.
Слайд 19 «Открытое письмо родителям»
• очень много разных учителей (их надо запомнить,
привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов;
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками.
Слайд 20Основные трудности:
Трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность.
Неумение осуществлять самоконтроль.
Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие.
Темповые характеристики учащихся не одинаковые.
Слайд 21Основные трудности:
Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует
возрастным нормам.
Память - некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые - низкие.
Слайд 22Основные трудности:
Особо необходимо отметить тех детей, которые в четвертом классе успевали
по программе, но работали на пределе своих возможностей.
Такие предметы, как иностранный язык и история, не изучались в начальной школе.
Слайд 23Рекомендации:
Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 -
ов.
Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы. умений.
Слайд 24Рекомендации:
Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе.
Проведение
срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Проведение родительского собрания.
Слайд 25Рекомендации:
Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки
).
Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.