Слайд 1Родительское собрание по поводу свободного выбора модуля для изучения курса ОРКСЭ
в 4 классе
Слайд 2Нормативно-правовая основа разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 3Для чего же вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»
в учебный процесс? основной задачей курса ОРКСЭ является воспитание поликультурной, толерантной личности, уважающей не только собственную культуру, но и культуры и мировоззрения других.
Слайд 4Курс ОРКСЭ носит нравственный, патриотический, культурологический характер. Это своевременная «прививка» от
бескультурья, безответственности и невежества.
Слайд 5Курс ОРКСЭ подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее
нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Слайд 6Основное назначение предмета – помочь ребенку в решении его личностных, возрастных,
образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
Слайд 7Цель предмета ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд 8С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий
мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Слайд 9Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у
младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре.
Слайд 10В УМК культура - религиозная и светская, представлена в традициях, ритуалах
и обрядах древних людей и наших современников, в истории и языке, в архитектуре, искусстве, литературе, живописи, музыке, через быт людей, поскольку он и есть реальная жизнь представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность, увидеть, услышать, осязать, почувствовать эту культуру.
Слайд 11Успешное преподавание курса ОРКСЭ невозможно без взаимодействия ребенка с родителями, так
как в процессе обучения ребенок постоянно обращается за помощью к родителям. родитель остается главным воспитателем ребенка.
Слайд 12Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как
к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Слайд 13Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на
уроках.
Слайд 14Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и
детьми о духовности и нравственности.
Слайд 15Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у
него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Слайд 16Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе
не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Слайд 17При прохождении курса ОРКСЭ у некоторых родителей могут сложиться некоторые опасения,
например:
1. «В школу придут священнослужители».
Слайд 182. «Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер».
Слайд 193. «Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между
ними».
Слайд 20Структура предмета. Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
1. Духовные
ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)
2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.)
3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.)
4. Духовные традиции многонационального народа России (4ч.).
Слайд 21Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 ч.)
Первый урок называется - «Наш дом – Россия». На нем присутствует весь класс. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.
На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
Слайд 22 Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики.
Предусматривает разделение учащихся по
группам для изучения избранного модуля.
В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.
Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
Слайд 23 Блок 3.Традиционные религии и этика в России.
Продолжается раздельное обучение.
Продолжается знакомство
учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.
В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.
Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.
Слайд 24 Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.
Происходит презентация индивидуальных и
коллективных творческих проектов:
«Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира»,
«Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?»,
«Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)».
Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно-семейным мероприятием «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Слайд 25Содержание модулей курса:
- ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их
культурой;
- не включает специальных богословских вопросов;
- не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Слайд 31Основы мировых религиозных культур
Слайд 33Как результат освоения ОРКСЭ, школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая
духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Слайд 34Ссылки
«Книга для родителей» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
Слайд 35Полезные интернет-ресурсы
1.Большой энциклопедический и исторический словари.
он-лайн: http://www.edic.ru
2.Портал «Музеи России»: http://www.museum.ru
3. Православный
медиа-портал: http://tvspas.ru/opk/-
4. Сайт центра исламских исследований: www.islamica.ru
5.Электронная библиотека: http://ethicscenter.ru , http://www.filosof.historic.ru
6. Электронная гуманитарная библиотека: www.gumfak.ru
7. Государственный музей истории религии- www.gmir.ru
Слайд 36 Информация о религиозных организациях размещена на
следующих Интернет-ресурсах:
1. Специализированный портал, посвященный преподаванию ОРКСЭ: http://www.orkce.ru
2. Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): http://www.patriarchia.ru/
3. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ http://www.otdelro.ru/
4. Совет муфтиев России http://www.muslim.ru
5. Российская ассоциация буддистов: http://www.buddhism.ru
6. Федерация еврейских общин России:http://www.feor.ru/.