Слайд 1Монастыри
Нижегородский край
Сидорова Н. Ю.
Слайд 2Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь
Монастырь был построен на берегу реки Волги в
начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.
В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.
Слайд 3Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь
Слайд 4Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород)
Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком
правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.
В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря.
Слайд 5Благовещенский мужской монастырь
(Нижний Новгород)
Слайд 6Вознесенский Печерский мужской монастырь
Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между
1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.
Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».
Слайд 7Вознесенский Печерский мужской монастырь
Слайд 8Спасо-Преображенский мужской монастырь Арзамас
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около
1555 (по другим сведениям — 1556) года.
Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой кремль-острог. Обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.
Именно после появления монастыря началось распространение христианства в Арзамасском крае. Монастырь имел значительные земельные угодья. Он был построен из дерева, в том числе и колокольня, на которой находились «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы — довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.
Слайд 9Спасо-Преображенский мужской монастырь (Арзамас)
Слайд 10Оранский Богородицкий мужской монастырь
Основан в 1634 году как пустынь дворянином П.
А. Глядковым, в честь Оранской иконы Божией Матери. С 1866 года — общежительный мужской монастырь 1-го класса.
В ночь с 17 на 18 августа 1918 года на острове Мочальном, на реке Волге вблизи от Нижнего Новгорода, были расстреляны 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский.
В 1920 году монастырь был закрыт. С 1942 по 1949 годы на территории монастыря функционировал лагерь № 74 НКВД СССР, в котором содержались военнопленные (немцы, австрийцы, румыны, итальянцы и т.д.); их количество, по некоторым данным, достигало 12 тысяч человек.
Монастырь возрожден в 1993 году.
Слайд 11Оранский Богородицкий мужской монастырь
Слайд 12Свято-Успенская Саровская мужская пустынь
Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский
инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.
Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.
Слайд 13Свято-Успенская Саровская мужская пустынь
Слайд 14Покровский мужской монастырь (Балахна)
Покровский мужской монастырь — православный мужской монастырь в
городе Балахна. Был основан в первой половине XVI века иеромонахом Пафнутием. В 1552 году Иван Грозный дал монастырю жалованную грамоту, в этом же году была построена каменная шатровая Никольская церковь. В середине XVII века вместо деревянной была построена каменная Покровская церковь. В XVIII веке из-за упадка соляного промысла монастырь оскудел. В 1783 году монастырь был упразднен.
В советский период была снесена Покровская колокольня, не сохранились до наших дней,каменная ограда монастыря с угловыми башенками и центральные ворота с шатром. С 1950-2009 годы здание было отдано под краеведческий музей, и сейчас монастырский комплекс вернули епархии.
Слайд 15Покровский мужской монастырь (Балахна)
Слайд 16Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород)
Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского
князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую.
В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью.
Слайд 17Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород)
Слайд 18Желтоводский Макариев женский монастырь
Монастырь основан в первой половине XV века преподобным
Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.
Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.
В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена.
Слайд 19Желтоводский Макариев женский монастырь
Слайд 20Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Монастырь возник во второй половине XVIII века: около
1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
Слайд 21Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Слайд 22Николаевский женский монастырь (Арзамас)
Николаевский монастырь основан при Иоанне Грозном в 1580
году. Строителем монастыря был житель Арзамаса Феофилакт Яковлев, рукоположённый позднее во священство. Первоначально был выстроен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель. Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара.
С 1764 года 3-го класса общежительный женский монастырь.
В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня. Освящена в 1813 году. В 1878 году поновлён Никольский храм.
Монастырь закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1994 году.
Слайд 23Николаевский женский монастырь (Арзамас)
Слайд 24Выксунский Иверский женский монастырь
Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский
осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской. В начале XX века в иконописной мастерской монастыря был сделан список размерами полтора на два метра. Список с иконы прославился как чудотворный, икона подаренная отцом Варнавой не сохранилась.
Колокольня была построена в 1876 году. Высота её составляла 68 метров. Всего на ней было установлено 18 колоколов общим весом более 32 тонн. Вес самого большого из них составлял 17630 кг. В верхнем ярусе помещались часы со звоном, игравшие каждые 15 минут мелодию «Кто тя может избежать, смертный час». На южном и северном фасадах первого яруса размещались три ряда икон жития Богоматери, написанных на цинковых листах.
Слайд 25Выксунский Иверский женский монастырь