Слайд 1Африка
Автор
Дорофеева Т.Г.
кандидат философских наук
доцент
Слайд 2К моменту колонизации
Различные ступени развития
Бушмены, пигмеи, готтентоты, находились в стадии раннего
родового общества, в котором отсутствовала внутриплеменная или межплеменная организация
Зулусы и ватсонга, вошли в фазу позднеродового строя, с развитым ремеслом и земледелием, с социальной и имущественной дифференциацией; в них формировалась знать и появлялись зачатки рабовладельческих и феодальных отношений
Ганда, йоруба, aшанти, бени имели раннеклассовые государственные образования
Слайд 3Религии Африки
С одной стороны, здесь по-прежнему широко распространены традиционные верования коренных
народов - так называемые автохтонные культы, которые сложились у исконных жителей до вторжения арабов и европейцев
С другой - не остались без последствий процессы интенсивной христианизации и исламизации континента, в результате которых приобрело также широкие масштабы распространение в Африке мировых религий
Слайд 4Религии Африки
Местами мировые религии
потеснили традиционные культы
Однако практически повсеместно наблюдаются
более или менее интенсивные
синкретические процессы
Имеет место
двоеверие – проникновение
в традиционные мифологии христианских и исламских мотивов и т. п.
Слайд 5Религии Африки
Специфически африканским явлением стали так называемые
христианско-африканские церкви и секты,
отколовшиеся от христианских церквей и сект
Это синкретические конфессии,
в вероучении которых христианские представления сочетаются с местными традиционными верованиями,
прежде всего с культом предков
Слайд 10Пигмеи
(от древне-греческого pigme - кулак)
низкорослые племена
в Центральной Африке
Общего самоназвания не имеют
Заир, Руанд, Бурунда и Уганда - тва
Габон, Конго - бинга (бабинга)
Камерун - бибайя, багиелли
пигмеи реки Итури - бамбути
Слайд 21Уровень социального развития не мог не отразиться на характере религиозных представлений,
он наложил свой отпечаток на содержание вероучения, культа и на религиозные организации
Формирование государства в первую очередь повлияло на становление и выдвижение на первый план культа правителя, его обожествление, сакрализацию власти
Слайд 24Религии Африки
Мир традиционных африканских религий весьма разнообразен и многолик
Почти каждое из
многочисленных племен, населяющих континент, создавало себе собственную систему верований, самобытную и оригинальную, которая несла в себе специфическое мировоззрение
- Однако в многообразии этом есть и известное единство, которое позволяет увидеть универсальные типические черты религиозной культуры Африки доколонизаторской эпохи
Слайд 25Религии Африки
Сохраняют в себе древнейшие пласты, характерные для религии
первобытного общества:
тотемизм
анимизм
фетишизм
культ предков
жертвоприношения
инициации
Слайд 26Мифы
Космогония
Теогония
Возникновение человека и появление в мире смерти
Боги-демиурги и пантеон
подчиненных ему богов
Культурные герои
Трикстеры
Слайд 27Космогония
Учение о происхождении или о сотворении Вселенной
Со времён Гесиода она
служила сюжетом множества философских трактатов
В настоящее время космогония является областью науки, изучающей образование и развитие всех астрономических объектов
Слайд 28Теогония
Совокупность мифов
о происхождении богов,
олицетворяющих
стихийные силы природы
Слайд 29Бог-демиург
Сливается с образом небесного Бога-Творца, отличающегося космическими масштабами деятельности
Творит элементы мироздания
путём
- изготовления
- посредством разных превращений
- словесным названием предметов
Слайд 30Культурный герой
В отличие от демиурга,
создающего космические объекты, природу,
культурный герой
созидает преимущественно культуру
Добывает большей частью предметы, ранее уже существовавшие,
но удалённые, скрытые и т.д.
Слайд 31Первопредок
Выполняет функции
демиурга
и
культурного героя
Слайд 32Трикстер
- Божество
- Дух
- Человек
-
Антропоморфное животное
совершающие
противоправные действия
не подчиняющееся
общим правилам поведения
Слайд 33Параллельные мифы
у одного народа
Слайд 38Бушмены о солнце
Солнце прежде было человеком, у которого светились подмышки
Если
он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать - все погружалось во тьму
Тогда люди «древнего народа» (этот народ населял землю до бушменов, к нему принадлежали не только люди, но и небесные светила, животные и т. п.) забросили его на небо
Слайд 39Бушмены о солнце
Когда-то жил человек-огонь, голова которого светилась
Он приносил удачу на
охоте, но требовал себе самый лучший кусок мяса
Люди убили его и каменными ножами отрезали ему голову
Один охотник насадил голову на палку и швырнул ее верх Так на небе появилось солнце
Каждый день оно проходит путь с востока на запад, но не может найти на земле свое тело
Слайд 40Бушмены о Луне
Луна же - это сандалия человека «древнего народа»
Однажды его
дочь положила мокрые сандалии отца слишком близко к огню, от одной остался лишь пепел, а другая сгорела наполовину
Рассердившись, отец кинул вверх полусгоревшyю сандалию, которая стала луной
Брошенный девушкой вверх пепел другой сандалии превратился в звезды и Млечный Путь
Слайд 41Бушмены о Луне
Согласно другому мифу солнце преследует своего соперника - луну,
отрезая у нее куски мяса
Когда луне удается вырваться, она понемногу опять обрастает мясом
Слайд 42Бушмены о звездах
Млечный путь, красные и белые звезды - это древесная
зола, зрелые и молодые коренья, которые подбросила в небо девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало кореньев
Другой же миф повествует о том, как одна девушка, обладавшая магической силой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратились в звезды
Слайд 43Догоны
Верховное божество Амма создал солнце и луну подобно тому, как гончар
делает предметы из глины. Солнце раскалено докрасна, его окружает спираль из восьми витков красной меди, а луну - такая же спираль из белой меди
Амма бросил в пространство глиняные шарики, которые превратились в звезды, и большой ком глины, который принял форму женского тела и стал Землей
Амма сделал Землю своей супругой, от этого брака родились дети - шакал Йуругу и близнецы Номмо
Из сырой глины Амма слепил первых людей
Слайд 44Догоны
По другой версии,
мир принадлежит 14-ти Амма,
которые господствуют
над 14 землями, расположенными друг над другом:
семь – наверху
семь – внизу
Слайд 45Догоны
Наша земля первая из семи низших миров, обычные люди обитают только
на ней
На шести других живут хвостатые люди
На семи верхних землях живут люди рогатые, они посылают на землю болезни и бросают камни грома и молнии
Слайд 46Догоны
Земля круглая и плоская, она окружена большим пространством соленой воды, и
все это обвивает огромная змея, которая лежит, прикусив свой хвост
В центре земли стоит железный столб, который служит опорой земле, находящейся выше
Каждая земля имеет солнце и луну
Солнце неподвижно, вращается земля
Амма нашей земли - самый старший и могущественный, он первым создал землю, а также небо, воду, животных, духов и людей.
Другие Амма последовали его примеру
Слайд 61Боги
Хотя тема бога-демиурга присутствует в мифах всех африканских народов, однако роль
его не всегда соответствует положению главы пантеона, родоначальника и первопредка богов и людей
Сделав свое дело, он «уходит на покой», и активное почитание оказывают уже другим богам, которые, как считают, могут реально повлиять на успех или неудачу охотника, земледельца, ремесленника, колдуна
Слайд 63Бушмены. Верховный бог
Кузнечик-богомол по имени Цагн
он создал все
солнце
луну
и ночь,
звезды
горы
животных
птиц
Согласно одному из мифов, бушмены ранее были антилопами,
и Цагн превратил их в людей
Слайд 65Цагн
Научил людей делать
ловушки
капканы
оружие
Он обеспечивает удачу на
охоте
Дал песни
Научил людей «танцу крови»
Установил существующие табу
Открыл людям названия местностей и т. п.
Слайд 67Цагн
В зооморфных образах выступают и другие персонажи мифа:
-
жена – даман (напоминают грызунов)
- сестра – голубой журавль
- приемная дочь – дикобраз
Однако все они, согласно мифу, до того, как стать животными, были некогда людьми «древнего народа»
Слайд 68Бушмены
у бушменов сохранились
также ритуалы,
которые имеют смысл почитания тотема:
танцы,
в которых девушки изображают
черепах или антилоп
Слайд 69Тотемы бушменов
леопард
шимпанзе
змеи
антилопы
муравьи
Слайд 71Дагомейцы. Верховное божество
Айдо-Хведо - змея-радуга - играла роль демиурга. Она появилась
первой и существовала раньше всех остальных
Передвигаясь по земле, она создала ландшафты земли. Горы - это ее экскременты, поэтому в горах находят богатства
Слайд 72Дагомейцы. Верховное божество
На ней держится Земля. Она лежит свернувшись кольцом и
закусив свой хвост. Когда она шевелится, чтобы устроиться поудобнее, происходят землетрясения
Слайд 74Айдо-Хведо
Если ей будет нечего есть, она станет кусать свой хвост, и
тогда Земля соскользнет с нее, и наступит конец мира
Когда всплывает на поверхность воды, то отражается в небе радугой
Слайд 76Вера в духов и души
Наличие души приписывалось:
небу и солнцу
радуге
и зарнице
стихийным явлениям - грому и молнии
дождю и граду
окружающей природе - морю, рекам, озерам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т. д.
Слайд 77Духи природы
Считались покровителями
отдельных семей
родов
общин и деревень
а по
мере развития общественно-политических отношений
становления государственности – покровителями
племен, племенных объединений,
царских династий
Слайд 78Духи
Все имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие -
менее важными, местными
И главным, и местным духам воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы
У многих духов были свои жрецы или жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, одержимые этими духами и выступавшие как посредники между ними и теми, кто их почитал
Слайд 79Представления о душе
Ашанти
Человеку присущи:
душа-тень – саман
душа-дыхание – кра
(или окра)
душа-кровь – могъя
душа-личность – нторо
Слайд 81Представления о душе
Ашанти
Душу могья человек получает от матери, это телесная душа,
она определяет физический облик человека, а также его положение как члена рода
Душу нторо он получает от отца – это личная сила, характер, благополучие, удача
Акт зачатия понимается как соединение материнской могъя с мужской нторо
Слайд 82Представления о душе
Ашанти
После смерти человека нторо и могъя освобождаются друг от
друга. Нторо после смерти присоединяется к своей группе нторо. Могъя сохраняет прежний облик, и после смерти человека она становится саман; саман – духи предков, которые обитают в особом мире, где ожидают реинкарнации
Словом «саман» обозначают также дух рода, понимаемый как нечто единое, составляющее основу рода
Слайд 83Представления о душе
Ашанти
Кра сопровождает саман некоторое время после смерти, но покидает
его во время похоронного ритуала
Из всех саман особым почитанием пользуются саманфо – души родовых старейшин; хотя они и умерли достаточно давно, они продолжают пристально следить за всеми событиями в жизни живых и активно вмешиваться в них
Слайд 84Йоруба
Человек наделен смертной душой оджиджи, которая умирает вместе с
физическим телом, а также бессмертными душами:
- оккан (связанной с сердцем)
- эмми (связанной с дыханием)
Слайд 85Йоруба
Душа эмми способна и при жизни на время покидaть тело человека
и подвергаться различным превращениям
Как и aшанти, йоруба верят в реинкарнацию, но считают, что возродиться вновь в человеческом теле оку (так называют душу умершего человека) может только после того, как побывает в образе какого-либо животного
Слайд 86Тсонга
Две души - мойа (дух) и хика (дыхание) присущи живому человеку
После
смерти
- душа человека получает другое название (душа умершего - шиквембу),
- ее сопровождает душа-тень (называемая нтжхути или шитжxyти)
Слайд 87Тсонга
Душам умерших предков по обеим линиям родства тсонга совершали каждодневные жеpтвоприношения
Так, заготавливая себе запас табака, тсонга ссыпал несколько ложек в горшок для отцовских предков и столько же для предков матери, пригoваривая при этом: «Вот табак. Приходите все, возьмите по щепотке и не завидуйте мне, когда я нюхаю, смотрите, я кладу вам вашу долю»
Слайд 89Бамбара
Душа ни
Душа дья
Душа тере
Душа ванзо
Слайд 90Бамбара
Душа ни проявляется в дыхании, в биении пульса, при жизни она
неотделима от тела
В отличие от нее душа дья - двойник человека - может оставлять его тело на время, пока он спит или впал в беспамятство; этот двойник - противоположного человеку пола, и брак рассматривается не только как воссоединение супругов, но и как воссоединение их дья
Слайд 91Бамбара
Душа тере - это характер, отличительные свойства данного человека, сознание
Обиталищами тере
считаются голова и кровь
Тере отделяется от человека, когда он проявляет вовне свою деятельность, особенно когда он говорит
При этом тере превращается в силу ньяма, которая, согласно верованиям, оказывает воздействие на внешний мир
Слайд 92Бамбара
Душа- ванзо - входит составляющей в природу человека: это злое начало,
элемент врожденной скверны, который расстраивает добрые начинания человека. Ритуал инициаций, который проходят все подростки, призван освободить их от ванзо
Смерть, по представлениям бамбара, означает разделение этих элементов, или расторжение единства душ. Душа дья уходит в воду, представляющую для нее изначальную стихию; когда в семье умершего родится ребенок, она возвращается и входит в этого нового члена рода
Слайд 93Бамбара
Душу ни старейшина рода, обычно присутствующий при кончине сородичей, старается «поймать»,
проводя рукой по лицу умирающего, чтобы перенести ее в семейное святилище. Эта душа также воплотится в первого же новорожденного в семье, но в святилище останется ее «оболочка» (именуемая фоло) - нечто вроде кожи, которую сбрасывает змея
Душа тере полностью превращается в нъяму и присоединяется к общей нъяме предков
Слайд 94Бушмены
верят в то, что после захоронения трупа плоть снова оживает,
и из нее возникает двойник умершего (называемый гауа),
который по образу жизни мало отличается от живого человека:
он охотится, чтобы обеспечить себя пищей,
а yтoмившись, опять возвращается в могилу
Слайд 95Гереро
Верят, что в спинном хребте человека живет тонкий червь, который, если
его не убить, становится враждебным духом после смерти человека
Поэтому трупу перед погребением ломают позвоночник
Слайд 96Гереро
Умершие колдуны и враги всегда становятся враждебными духами (их называют овируру);
они приходят к родичам либо в человеческом образе, либо в образе неких странных животных (собаки с глазами на затылке) с самыми злокозненными намерениями - принести болезнь, засуху, навести порчу на скот и т. п.
Слайд 97Гереро
Души же умерших предков (овакуру) живут под землей в своих могилах
и могут оказывать на жизнь живых как благотворное, так и враждебное влияние. Чтобы задобрить их, им приносят жертвы
Слайд 99Культ предков
Образует «центр тяжести»
в африканских традиционных верованиях
Составляющими этого
культа являются поклонение духам и останкам умерших родственников,
а также почитание первопредков - родоначальников человечества, племени, правящей семьи и т. п.
Слайд 100Культ предков
Составляющими этого культа являются поклонение духам и останкам умерших родственников,
а также почитание первопредков - родоначальников человечества, племени, правящей семьи и т.п.
Духи умерших образуют сложную иерархию, на которую сориентированы соответствующие культовые действия
Слайд 101Культ предков
Место в этой иерархии обусловлено
тем реальным статусом, который имел
человек при жизни
характером смерти:
- была ли то естественная или насильственная смерть
- в бою или от болезни и т. п.
Слайд 102Духи предков
Часто они предпочитают оставаться в родных местах, участвуют в земных
делах соплеменников, помогают им в повседневной жизни, в принятии личных и коллективных решений, предостерегают от неверных и дурных поступков и даже наказывают за них
Духи могут существовать невидимо, а могут сохранять тот облик, который имел человек при жизни, могут переселяться в тех или иных живых существ, в растения, источники, скалы
Души умерших почитали, их боялись, поскольку считалось, что от них во многом зависят благополучие и удача живущих; прогневить души умерших означало навлечь на себя беду
Слайд 103Народ джагга. Восточная Африка
Миссионер Бруно Гутман
Духи предков разделяются
по возрасту
С наибольшим усердием почитаются духи недавно умерших предков, ибо о них хорошо помнят. Получая обильные жертвы, эти духи покровительствуют семье
Духи прежде умерших не получают жертв, так как считается, что они будто бы оттеснены на задний план недавно умершими, поэтому голодны, злы и стараются мстить своим потомкам, оставляющим их без внимания
Наконец, умершие давным-давно вообще исчезают из памяти живых и их совсем не почитают
Слайд 108 В середине XVIII в. французский ученый Шарль де Бросс,
возвратившись
из путешествия в Африку, опубликовал свои впечатления,
в которых традиционные верования африканских народов были названы фетишизмом
- от португальского слова feitico
Слайд 109Фетиши
Скульптура
Барабаны
Маски
Амулеты
Талисманы
предметы естественного происхождения: камни и раковины, деревья и травы, животные и
птицы, черепа умерших предков, реки, озера и водопады, горы, скалы, пещеры и т. п.
Слайд 111Барабаны
Считаются существами, наделенными душой, личностью
Их освящают, время от времени в них
вливают новую силу путем приношения даров и жертв
Если барабан во время церемонии опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают
У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается играть на нем лишь после особого посвящения и длительного обучения
Слайд 116Маски
Материалы разнообразные:
дерево
кости
металлы
их комбинации с добавлением кожи, волос,
шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус
Слайд 117Маски
Африканцы верят, что в маске воплощается изображаемый дух
душа умершего
предка
дух какой-либо стихии, воды, леса
Слайд 118Маски
Используются во всех обрядах, которые имеют жизненно важное значение:
в колдовских церемониях вызывания дождя
в обрядах начала посева-посадки
в обрядах сбора первых плодов нового урожая
в ритуале посвящения подростков в разряд полноправных членов общины
(инициациях)
в знахарских манипуляциях
в похоронах и поминках
Слайд 121Ашанти
Одним из наиболее важных предметов в культе этого народа были деревянные
скамеечки
Считалось, что душа человека связана с его скамеечкой
Скамеечки делались из дерева
У людей победнее они были простыми, богатые украшали их резьбой, серебряной аппликацией
Слайд 122Ашанти
Обязательной деталью такой скамеечки были висевшие на ней цепи, которым придавался
вполне определенный практический смысл: они удерживали душу внутри предмета, не давали ей покинуть его
Скамеечки эти были табуированы: на них не только никогда не садились, но и держали всегда перевернутыми, чтобы на них не мог сесть злой дух - это означало бы, что он завладел душой человека; хранили их в особом помещении
Слайд 123Ашанти
Когда хозяин скамеечки умирал,
ее чернили сажей
ставили в «дом скамеек» -
святилище, игравшее огромную роль в религии племени
В нем хранились, кроме прочих, скамеечки вождей, почитаемых родовых предков
Слайд 124Ашанти
Во время всех важных церемоний скамеечки вождей, обернутые в ценные ткани,
несли впереди процессии под особыми ритуальными зонтами, также бывшими объектом фетишистского поклонения
Центральную роль играли скамеечки в церемонии аде - главном ритуале, смысл которого заключался в принесении жертв предкам
Слайд 125Ашанти
Вождь торжественно закалывал жертвенную козу или овцу, кровью которой мазали скамеечки,
затем он клал в углубления скамеечек немного каши из вареных плодов и произносил слова: «Духи предков, сегодня адэ, придите и получите это приношение, и кушайте; да благоденствует наш род, да родятся дети, да будет наш народ богатым»
Слайд 127Ашанти
Главной же святыней племен ашанти был так называемый «золотой трон» -
скамеечка, заключавшая в себе дух всего рода
Кроме деревянной резьбы, его украшали массивные золотые аппликации, золотые колокольцы и оковы, призванные «удерживать душу народа»
Считалось, что сохранность золотого трона служит залогом благополучия страны
На золотой трон также никто не мог садиться, даже сам царь ашанти - во время коронации он лишь делал вид, что садился на него
Слайд 129Ашанти
Другим разрядом фетишей, почитаемых ашанти, были так называемые суман - предметы,
которые могут защитить человека от враждебного колдовства или спасти его от гибели в случае нарушения табу
Слайд 130Ашанти
Величайший суман ашанти - Кункума представляет собой веник из волокон листьев
пальмы виниферы. Знахарь, изготовлявший этот суман, произносил перед ним запрещенные имена и другие табуированные слова
«Кункума может предохранить вас от всего плохого,- утверждает знахарь,- он принимает на себя любой вред»
Слайд 131Пальма финифера
Сахаристый сок из соцветий сбраживают для получения вина
Ствол
высотой
до 3 м
Гигантские перистые листья
до 15 м длины
Слайд 132Ашанти
Другие многочисленные суман изготовляются из когтей, зубов, хвостов, клыков,
раковин, волокна, орехов
К ним привязывают
бусы, куски железа, их обмазывают красящими веществами, кровью, яйцами и т. п.
Слайд 133Бамбара. Йоруба
Почитали найденные ими каменные топоры времен неолита -
считалось
что это окаменевшие молнии божества воды и грома
(у бамбара его называли Фаро)
Слайд 134Бамбара. Пемба
Пемба олицетворяет землю и вoплощено в обрубке дерева или
деревянном брусе, называемом пембеле
На этом брусе наносятся черточки и разные знаки, символизирующие образы космогонической мифологии.
Верхняя плоскость пембеле изображает небо, нижняя - землю,
а четыре боковых поверхности - север, юг, восток и запад.
Этот брус называют богом нгала, потому что он содержит всю силу и мощь (ньяма) божества, которое этот брус представляет
Слайд 136Тайные союзы
Первоначально в их задачу входило
- религиозное и военное обучение
молодежи
- проведение некоторых ритуалов:
инициаций
обрядов почитания предков
магия
Слайд 137Тайные союзы
Со временем
превратились
в мощные
религиозно-политические объединения, проникающие во
все сферы жизни
и располагающие:
- значительной властью
- влиянием
- средствами
Слайд 144Тайные союзы
На религиозных празднествах члены тайных союзов являются ряжеными,
в масках, с музыкальным сопровождением барабанов и трещоток;
один из них, как правило, представляет верховное божество или дух, которому посвящено тайное общество
Слайд 146Тайные союзы
Большинство тайных союзов имеют жесткую иерархизированную структуру
Собирают членские взносы, размер
которых зависит от положения в иерархии
Считается, что их руководители в наибольшей степени наделены магической силой, то есть являются наиболее сильными колдунами
Нередко руководство тайным обществом по составу совпадает с верхушкой племенной организации
Глава тайного общества, как правило, и жрец, и гадатель, и судья
Слайд 147Тайные союзы. Комо
Племя бамбара
Открытая сакральная община: в нее имеют право
вступать все юноши, прошедшие инициации, и она мыслится как религиозный союз всех живых и умерших мужчин деревни
Участники Комо собираются для отправления похоронных обрядов, посвящения новых членов Комо, празднования годовщины комо, жертвоприношений после сбора урожая и т. п.
Слайд 148Тайные союзы. Комо
Руководящая верхушка Комо решает все значимые хозяйственные
и политические вопросы:
руководит земледельческими работами и ремеслами
хранит в специальных амбарах запасы продовольствия и утварь (ими распоряжается глава комо)
решает вопросы взаимоотношений с соседями
инициирует военные столкновения
выполняет судебные функции
Слайд 149Тайные союзы. Комо
Внутреннее расслоение тайного союза обусловлено тем, что
вступление в него сопряжено с большими расходами, и сыновья богатых вступают в Комо в относительно раннем возрасте, бедным же приходится долго копить средства для вступления; иным беднякам не удается сделать это даже в течение всей жизни
Положение же в иерархии Комо зависит от времени вступления, т. е. руководящую роль играют члены самых богатых и знатных семей
Слайд 150 Многие племена имеют по нескольку тайных союзов
Так, у
племени кпелле есть религиозный союз Поро (Поро – дух леса) - одно из самых могущественных тайных обществ Тропической Африки Наряду с ним существуют еще несколько союзов, связанных с зооморфными образами
змеи
антилопы
крокодила
леопарда
Слайд 151Бамбара
Шесть тайных обществ
Ндомо
Комо
Нама
Коно
Тьивар
Коре
соответствовали шести стадиям
посвящения (поскольку существуют мифы, предназначенные лишь для посвященных, каждая последующая ступень означает приобщение к более полному знанию)
Слайд 152Тайные общества йоруба
Эгyнгyн
Оро
Огбони
Маска «Болезнь» тайного общества Эгбо
Слайд 153Эгyнгун
Тесно связан с поминальными и похоронными ритуалами
Так, заключительный акт похорон
состоял в том, что через несколько дней после погребения покойного в деревне появлялась фигyра, облаченная в костюм из травяных волокон и с фантастической деревянной маской на голове
Считалось, что это дух Эгyнгун пришел из царства смерти сообщить о прибытии туда умершего
Он подходил к дому покойного, родня встречала его приветствиями и дарами, причем он выкликал имя умершего, а издалека ему отвечал голос, как бы принадлежавший мертвецу
Слайд 160Эгунгун
В конце июня каждый год праздновалось поминовение всех, умерших в течение
года
Процессия ряженых в страшных масках и костюмах, в числе которых фигурировали скелет и смерть, двигалась по улицам под стук барабана и трещоток; один из них отгонял толпу бичом
- Считалось, что это пришельцы с того света, которые явились проверить, хорошо ли ведет себя народ, и наказать преступивших законы
Слайд 161Оро
- Зловещая власть общества Оро была связана с тем,
что ему передавались преступники, осужденные на казнь
- Осужденных после уже не видели живыми, их находили растерзанными в лесной чаще
- На своих празднествах члены Оро появлялись наряженными в длинные одеяния и маски, гyбы которых были вымазаны кровью
Слайд 162Огноби
Общество Огбони, по существу, выполняло функции тайной полиции, терроризировавшей средние и
низшие слои населения
Оно было теснейшим образом связано с государственным управлением; возглавлял его алафин - царь одного из царств Йоруба
Во всех селениях существовали «Ложи» Огбони, их участники были спаяны железной дисциплиной и круговой порукой
Слайд 164Жречество
2 основные группы
Официальные жрецы племени, состоявшие
при храмах и отвечавшие за общественный или государственный культ
Вольнопрактикующие жрецы - знахари, колдуны, гадатели, действовавшие по частным заказам
Слайд 165Жрецы
Метеорологическая магия
Военная магия
Магические приемы установления виновности или невиновности обвиненных (Судебные
разбирательства)
Слайд 167Проявления культа вождя
Выполнение вождем жреческих, или колдовских, функций
Приписывание вождю сверхъестественных
способностей и прямое поклонение ему
Культ умерших вождей