Слайд 1Как различать духовенство?
Составила:
учитель МБОУ «Гимназия №2»
Нестерова Н. И.
Слайд 2По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые
Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов.
Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.
Слайд 3Церковная иерархия
Диаконы составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и
означает: служитель.
Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.
Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.
Слайд 4Чёрное духовенство
Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон —
архидиаконом.
Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом.
Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.
Архиепископы
Митрополиты
Патриарх
Диакон
Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.
Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.
Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.
Слайд 7Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности:
иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.
Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.
Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.
Слайд 8Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный
одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.
Слайд 9Подрясник, подсаккосник, подризник
Слайд 11
Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные
одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.
Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).
.
Слайд 13 Облачения епископа
Саккос —
верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.
Палица, это — четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.
Слайд 14Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи,
только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру
Слайд 16На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий
лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор — слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы.
Слайд 17На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и
панагия, что значит "Всесвятая". Это — небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.
На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
Слайд 18При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской
власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.
Слайд 19Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что,
огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Слайд 20Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная,
широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.
Слайд 21Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря
тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
Слайд 22За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть
четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения — скуфья и камилавка.
Слайд 25Игуменья и игумен – настоятели монастыря
Слайд 27Иерей, митрополит, епископ, иеромонах
Слайд 28Епископ, архиепископ, митрополит, патриарх
Слайд 29иеромонах
игумен
архимандрит
епископ