Презентация, доклад к уроку модуля ОПК

И.С. Аксаков ВСЕНОЩНАЯ В ДЕРЕВНЕ (Из поэмы «Бродяга»)Приди ты, немощный,Приди ты, радостный!Звонят ко всенощной,К молитве благостной…И звон смиряющийВсем в душу просится,Окрест сзывающийВ полях разносится.… … …И стар, и млад войдет:Сперва помолится,Поклон земной кладет,Кругом поклонится…И стройно клирноеНесется пение,И

Слайд 1 "СВЯТЫНИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Оренбургская область Бугурусланский район с.Аксаково пер.Дорожный,8 Учитель: Кулаева О.В.


Слайд 2И.С. Аксаков ВСЕНОЩНАЯ В ДЕРЕВНЕ (Из поэмы «Бродяга»)
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К

молитве благостной…
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.
… … …
И стар, и млад войдет:
Сперва помолится,
Поклон земной кладет,
Кругом поклонится…
И стройно клирное
Несется пение,
И диакон мирное
Твердит глашение
О благодарственном
Труде молящихся
О граде царственном,
О всех трудящихся,
О тех, кому в удел
Страданье задано…

А в церкви дым висел
Густой от ладона.
И заходящими
Лучами сильными,
И вкось блестящими
Столбами пыльными.
От солнца — Божий храм
Горит и светится,
В окно ж открытое
Несется синий дым,
И пенье слитное…
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной…
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!

И.С. Аксаков ВСЕНОЩНАЯ В ДЕРЕВНЕ (Из поэмы «Бродяга»)Приди ты, немощный,Приди ты, радостный!Звонят ко всенощной,К молитве благостной…И звон смиряющийВсем

Слайд 3 «Всему свое время, время всякой вещи под небом; время рождаться

и умирать,... время разбрасывать камни и время собирать камни...»
За многие годы после революции наш народ перестал думать о духовности. Многие святыни нашей большой Родины были разрушены безвозвратно. Об одной из них я и хочу рассказать. Это церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы в селе Аксаково.
Первое упоминание о церкви в Аксакове относится к 1799 году. В указе Его Императорского Величества из Казанской Духовной консистории в Оренбургское Духовное правление «…велено на прошение Бузулукского уезда деревни Аксаковой помещика титулярного Советника Тимофея Аксакова о дозволении в вотчине его в деревне Аксаковой построить вновь каменную церковь во имя знамения пресвятой богородицы». Слово «вновь» в XVIII веке означало «новую».
Документы свидетельствуют о том, что церковь строилась длительное время. Выше названный указ о разрешении строительства затерялся, так как вскоре в канцелярии случился пожар. На протяжении нескольких лет, ожидая разрешения, Тимофей Степанович готовил строительный материал: «нанял подрядчика, законтрактовался сделать триста тысяч кирпича и тесать камень, выложить до цоколя и произвесть всю каменную кладку, вырыть фундамент и забутить по плану, высланному от Академии художеств».
В 1800 году он писал вновь прошение: «Я желаю в деревне моей Аксаковой построить каменную церковь Во Имя Знамения Бого Матери, и для чего материал приготовлен, дикой камень натесан, кирпичи изготовляются, известка сожжена, на фундамент камень изготовлен, рабочие для кладки церкви подряжены и план из Петербургской Академии мною получен… а по выстроении содержать собственным коштом в благолепии церковную утварь, я обязуюсь под кладбище оной – под усадьбу и на содержание будущих при ней священника и церковнослужителей пахотную и сенокосную положенную по межевой инструкцией пропорцию 33 десятины законным порядком отведу…»

«Всему свое время, время всякой вещи под небом; время рождаться и умирать,... время разбрасывать камни и

Слайд 4Повторный указ о строительстве церкви Во Имя Знамения Божьей Матери «на

прочном и приличном месте» был получен Т.С.Аксаковым только в ноябре 1809 года. К тому времени церковь фактически была построена «длиною в 14, а поперечиной в 8 сажен».
25 сентября 1814 года Т.С.Аксаков писал преосвященному Августину, епископу Оренбургскому, о том, что в построенной им церкви приготовлен иконостас и отливается чугунный пол для устройства в ней придела Во Имя Сергия Радонежского, о чем просил дать разрешение.
Одно из последних описаний церкви, сделанное незадолго до ее закрытия, было обнаружено в Государственном архиве Самарской области. «Знаменская церковь с.Аксакова. Церковь каменная, имеет вид корабля, с колокольней, тремя наружными дверями, восемнадцать окон, одной нишей, крытая железом. Кресты на церкви и колокольне железные. Пол в алтаре и главном приделе чугунный, в боковых приделах асфальтовый, шесть колоколов».
Опись составлена была в сентябре 1928 года. Еще одно описание повествует: «Церковь вмещает до 1000 богомольцев. Здание каменное с таковою же колокольней. Прочная, на зиму теплая. Обнесена каменною оградой. Приделов в церкви три. Один Во Имя Знамения Божьей Матери, второй Во Имя Сергия Радонежского (1824 год), третий Во Имя Николая Чудотворца. Сторожки нет, имеется дом для священника».
Церковь располагалась напротив барского дома на площади. В 1822 году церковь была освящена, и село получило свое новое наименование – Знаменское.  В штат церкви входили священник, дьякон и псаломщик.
При церкви имелось 1120 квадратных саженей усадебной земли вместе с погостом и 33 десятины пахотной земли. Приход церкви распространялся на деревни: Кивацкую, Кипчак, Нижнюю Челеевку, Васильевку.




Повторный указ о строительстве церкви Во Имя Знамения Божьей Матери «на прочном и приличном месте» был получен

Слайд 5Снесена церковь была в 1930-х, на месте церкви построен магазин. .

Утрата этого архитектурного комплекса нанесла невосполнимый ущерб облику села. В 2010 начата реконструкция здания магазина в храм. Сохранившиеся в музее С.Т.Аксакова в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области иконы, чугунная оконная решетка и чугунная напольная плитка с датой "1814 года", оставшиеся от разрушенной каменной церкви.




В 1968 году на сельской площади, рядом с фундаментом разрушенной церкви, был установлен памятник воинам односельчанам и разбит сквер.
 В 2003 году на территории разрушенной Знаменской церкви  производились археологические раскопки. Целью исследований являлось точное установление местонахождения храма и места родовой усыпальницы Аксаковых. В результате научно-исследовательских работ было обнаружено несколько захоронений, среди них погребение М.Н.Аксаковой (матери писателя). Проведенные работы не позволили в полном объеме определить границы некрополя и выявить все погребения, а также точные контуры фундамента здания церкви. В связи с чем, раскопки должны быть продолжены, после чего станет возможным благоустройство кладбища. В 2007 году на место захоронения родственников Аксаковых  были перенесены надгробные плиты с могил матери, отца и младшего брата писателя, которые до того момента находились на территории усадьбы.
Снесена церковь была в 1930-х, на месте церкви построен магазин. . Утрата этого архитектурного комплекса нанесла невосполнимый

Слайд 6Так когда-то выглядела церковь

Так когда-то выглядела церковь

Слайд 7Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно

подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

Икона Божией Матери, именуемая

Слайд 8Икона Божией Матери Знамение
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия

тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

А. Майков КОГДА, ГОНИМ ТОСКОЙ НЕУТЕШИМОЙ…
Когда, гоним тоской неутешимой.
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души.
Невольно в ней твое потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвётся в небеса.

Икона Божией Матери ЗнамениеВ воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь

Слайд 9Порушенные Монастыри и храмы Бугурусланского уезда
При образовании Оренбургской области в ее

состав вошел бывший Бугурусланский уезд Самарской губернии с городом Бугурусланом. Шли тридцатые годы прошлого века, когда интенсивно разрушались святыни безбожниками и иноверцами. До этого в городе Бугуруслане были:
Духовное училище.
Покровский женский монастырь, при котором:
Покровская церковь, построенная в 1867 году.
Троицкая церковь, построенная в 1898 году.
Причтовые строения.
Михаило-Архангельская церковь, построенная в 1869 году.
Спасо-Вознесенский собор, построен в 1814 году
Успенская церковь
  До лихолетья в Бугурусланском уезде были:
Михаило-Архангельская церковь в селе Алпаево, построена в 1906 году.
Покровская церковь в селе Алферовка, построена в 1907 году.

Космодамиановская церковь в селе Кирюшкино, построена в 1894 году.
Молитвенный дом в деревне Ключевка, построенный в 1899 году.
Михаило-Архангельская церковь в селе Ключи, построена в 1889 году.
Николаевская церковь в селе Ключи, построена в 1894 году.
Казанско-Богородицкая церковь в селе Коптяжевка, построена в 1849 году.
Михаило-Архангельская церковь в селе Красноярка, построена в 1857 году.


Порушенные Монастыри и храмы Бугурусланского уездаПри образовании Оренбургской области в ее состав вошел бывший Бугурусланский уезд Самарской

Слайд 10Михаило-Архангельская церковь в селе Нойкино, построена в 1878 году.
Михаило-Архангельская церковь

в селе Нуштайкино, построена в 1893 году.
Покровская церковь в деревне Поникла, построена в 1910 году.
Казанско-Богородицкая церковь в селе Пономаревка, построена в 1900 году.


Казанско-Богородицкая церковь в селе Пронькино, построена в 1876 году.
Казанская церковь в селе Русские Боклы, построена в 1836 году.
Казанско-Богородицкая церковь в селе Рычково, построена в 1916 году.
Федоровская церковь в селе Савруши, построена в 1871 году.
Казанско-Богородицкая церковь в селе Сапожкино, построена в 1912 году.
Михаило-Архангельская церковь в селе Старые Узели, построена в 1902 году.

И это только малая толика перечисленных святынь.
Так хочется сказать: «Люди, надо возрождать наши святыни. Наше поколение должно знать истоки своей веры. Без веры нет будущего у нашей большой Родины.
Много сил приложил иерей Виталий Прилибко для открытия в селе церкви, куда бы смогли приходить сельчане. Открылась церковь в бывшем помещении магазина и выглядит теперь так:

Михаило-Архангельская церковь в селе Нойкино, построена в 1878 году. Михаило-Архангельская церковь в селе Нуштайкино, построена в 1893

Слайд 11С. Есенин ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ…
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу

лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
 
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
 
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
 
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
 
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
 
С. Есенин ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ…За горами, за желтыми доламиПротянулась тропа деревень.Вижу лес и вечернее полымя,И обвитый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть