Слайд 1Подготовила :
Парфёнова Т.А., ВК
НАШИ ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ
Слайд 2Православие
Православие - одно из направлений христианства, обособившееся и организационно оформившееся в
XI веке в результате разделения церквей. В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь. Восточная церковь в свою очередь, раздробилась на множество церквей, где самой крупной сегодня является Православная церковь.
Православие возникло на территории Византийской империи. Изначально оно не имело церковного центра, так как церковная власть Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. По мере распада Византийской империи каждый из правящих патриархов возглавил самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные церкви возникли и в других странах, в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Слайд 3Православие и мир
Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от
125 до 180 миллионов.
Слайд 4
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета.
К ним примыкают
праздники, получившие свое начало в новозаветное время.
Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
Слайд 5
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала
их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин.
Слайд 6
Сообразно
этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные
дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
Слайд 7По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей -
неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же
число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Все «подвижные»
праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского»
календаря вместе с ней.
Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния).
Слайд 8Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так
называемые Великие
праздники и Двунадесятые праздники.
Неподвижные (не переходящие) праздники. К ним относятся девять двунадесятых праздников:
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня 27сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
Рождество Христово 7 января
Богоявление, или Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
Слайд 9Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста
(за неделю до Пасхи).
Вознесение Господне
(на 40-й день после Пасхи).
День Святой Троицы. Пятидесятница
(на 50-й день после Пасхи).
Слайд 11Дата празднования
28 августа православные христиане
отмечают праздник
Успения Пресвятой Богородицы,
который
называют в народе
и Богородичной Пасхой.
Слайд 12Чудо на третий день
Земная кончина Божией Матери
произошла на 72-м году
Ее жизни.
Как рассказывается в Священном
Писании, главное чудо произошло
на третий день после погребения.
Когда открыли пещеру, где Дева Мария была похоронена, она оказалась пустой.
Согласно церковным догматам,
воскресшее тело Богоматери было
взято на небо, где Она молится
за весь человеческий род.
Слайд 13Когда впервые начали отмечать праздник
В качестве церковного праздника Успение начинают отмечать
с IV века, о чем упоминает Григорий Турский, и свидетельствуют древние календари. Первоначально праздник совершался 18 января, но в отдельных регионах 15 августа. Массовое распространение праздника произошло во второй половине V столетия, после III Вселенского (Эфесского) собора
(431 г.), который подтвердил почитание Марии как Божией Матери, непорочно родившей Христа. Тогда же были написаны стихиры на праздник Успения константинопольским патриархом Анатолием.
Слайд 14Праздник в Восточной церкви
В Восточной Церкви праздник Успения окончательно узаконен как
всеобщий в VI веке императором Маврикием. В византийском календаре 15 августа (ст.стиль) утвердилось днем празднования с 595 года - в честь победы, одержанной в этот день византийским императором Маврикием над персами.
Слайд 16Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в 5508году от сотворения мира.
Бог послал
ангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии, обрученной с потомком царя Давида Иосифом. Ангел сказал ей: »Радуйся Благодатная! У тебя родится Сын – Сын Бога Всевышнего, Ты дашь Ему имя Иисус. Святой дух будет с тобою, Богу все возможно».
В то время Римский император Август велел сделать перепись жителей империи. Каждый пошел записаться в тот город, откуда происходил. Иосиф должен был пойти в Вифлеем вместе с Марией, ожидавшей рождения сына. В гостинице не было места, и они должны были приютиться в загоне для скота. Там Мария родила Своего Сына, спеленала Его и положила в ясли. (Евангелие от Луки)
Рождение Иисуса в Вифлееме
Икона из Великого Устюга изображает сцену Благовещения. Архангел Гавриил возвещает Марии, что ей суждено стать Богоматерью.
Слайд 17Пастухи поклоняются Иисусу
Недалеко от пещеры пастухи сторожили свои стада. Вдруг им
явился ангел Господень и сказал:»Не бойтесь. Я пришел возвестить вам великую радость: сегодня родился Спаситель, Христос Господь. Вы найдете его лежащим в яслях».
Внезапно появилось на небе множество ангелов. Они славили Бога, восклицая::»Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение».
Когда ангелы стали невидимы пастухи поспешили к пещере и нашли там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Увидев Его,они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу о явлении ангела. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что слышали и видели. (Евангелие от Луки)
Слайд 18Поклонение волхвов
Восточные мудрецы – волхвы увидели на востоке новую звезду. Они
знали, что должен родиться Сын Божий – Христос. Мудрецы направились в Вифлеем, и звезда шла перед ними до самого места, где был Младенец.
Волхвы приветствовали Марию, поклонились Младенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Их звали: Каспар, Бальтазар, Мельхиор.
Слайд 19Место рождения Иисуса Христа
Серебряная звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду, появление которой ознаменовало
рождение Христа в иудейском городе Вифлееме две тысячи лет назад. Этой звездой отмечено место Рождения Спасителя в храме Рождества Христова, построенного над пещерой, в которой по преданию родился Иисус Христос. Этот храм один из самых древних в Святой Земле.
Слайд 20Злодеяние царя Ирода
В то время правил страной царь Ирод. Он очень
боялся, что Младенец, о котором пророчествовали, станет вместо него царем. Он искал Младенца, просил волхвов вернуться и сказать, где Иисус находится. Но волхвы сне получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду, они вернулись в свою землю другим путем. (Евангелие от Матфея)
Когда Ирод понял, что его замысел найти Младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме всех мальчиков до двух лет. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец. Так было погублено 14 000 тысяч младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа. (Евангелие от Матфея)
Итальянский живописец 13-14 веков Джотто ди Бондоне. «Рождество Христа».
Слайд 21Спасение в Египте
Тициан »Святое семейство».
На картине мы видим Святое семейство, которое
остановилось на отдых по пути в Египет, куда им пришлось бежать от Ирода.
Когда волхвы ушли, ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: »Встань, возьми Младенца и Мать Его и беги с Ними в Египет. Ирод будет искать Младенца, чтобы убить Его». Иосиф сразу встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел с ними в Египет.
После же смерти Ирода Господь послал ангела сказать Иосифу: «Вернись теперь с Младенцем и Его Матерью в землю Израильскую». Иосиф вернулся с Марией и Младенцем в землю Израильскую и поселился в городе Назарете.
Слайд 22Преподнося Младенцу золото, они свидетельствовали, что признают Новорожденного за Царя.
Ладан свидетельствовал,
что Новорожденного признают за Бога, так как ладан используется при богослужении.
Смирна (благовонное масло, которым помазывают умерших) свидетельствовала, что Младенца признают за смертного человека.
Дары волхвов
Слайд 23Период с 7 по 18 января, называется Святками, продолжается 12 дней
и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января - страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах повсеместно идут богослужения.
В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считается ,что на Рождество небо раскрывается земле и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания должны быть обязательно добрыми.
Рождество – день рождения сына Божьего у Девы Марии – день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.
Праздник Рождества
Слайд 25Вербное воскресение
Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное
настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи.
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение - одаривал милостыней.
Слайд 26Название праздника
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это
происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме.
"Вербное воскресенье", "Вербная (или Пестрая) неделя", "Вербница", "Вербич", «Ваий», «Цветоносия», «Цветною»,
В Швейцарии – «оливковое», в Италии и Испании – «пальмовое».
Слайд 27Библейская история "Торжественный вход Иисуса в Иерусалим"
Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся
с учениками
из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми "ваии") и хвалебной песней: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!". На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
Слайд 28Традиции празднования
В городах допетровской России Вход Господен в Иерусалим отмечался с
особой торжественностью. В 16 - 17 вв. в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей . Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра 1 вместе с патриаршеством.
Слайд 29Традиции празднования
Праздник Вербного воскресенья совершался в Москве особенно пышно в 16
веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.) Самые великолепные деревья немецкой работы стоили несколько сот тогдашних рублей. По возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г. обряд этот был ограничен, а затем совсем прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе.
Слайд 30Вербное воскресение
в других странах
В народе с давних времен считают, что
освященные веточки являются чем-то вроде амулета, защищающего от дурного глаза. Прежде верили, что они являются оберегом от молнии. Во время непогоды их жгли, чтобы уберечь дом. Ветки дарят друг другу в знак дружбы и любви. В некоторых странах принято слегка ударять ими прохожих, говорят, что к удаче.
Слайд 31Вербное воскресение в других странах
В Австрии в церковь раньше приходили с
настоящими палками, длиной до 1 м. Их украшали мишурой, лентами, орехами, кренделями и яблоками. Во Франции, где Пальмовое воскресенье называют не иначе как «цветущая Пасха», и вовсе украшают маленькие деревца. В Испании по случаю праздника открываются так называемые «веточные рынки».
Слайд 32Вербное воскресение в других странах
Освященные ветки, как правило, хранят в доме.
Их прибивают к дверям и ставням, относят на чердак. В Венгрии верят, что после этого ритуала к дому не приблизятся змеи и лягушки. В этот же день местные жители «изгоняют кису», соломенное чучело, символизирующее конец поста.
И лишь в Румынии ветки закрепляют снаружи, приносить их в дом категорически запрещается – плохая примета.