Слайд 1Ханука
Ха́нука (освящение, обновление)— еврейский праздник.
В 2019 году начало приходится на вечер
22 декабря, а окончание на вечер 30 декабря.
Слайд 2Название праздника
Название этого праздника происходит, вероятно, от выражения «хануккат ха-мизбеах», которое
произошло сразу после освобождения Храма Маккавеями и его очищения от идолов.
Другое название праздника — Хаг Урим («Праздник Огней») — впервые упоминается Иосифом Флавием. В русскоязычной среде устойчивым именованием стало также «Светлый праздник Хануки».
Слайд 3Восстание Маккавеев
Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н. э.
Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н. э. Антиох Эпифан отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитую золотую Менору.
Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э.. Перед восстанием народ был расколот на эллинизированных евреев (которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и евреев-ортодоксов. По всей стране было распространено поклонение языческим богам. Верхушка еврейского руководства также была эллинизирована.
В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была прервана храмовая служба. Маккавеи очистили Храм от скверны, обновили всю его утварь и возобновили зажигание Меноры в тот самый день 25 кислева, в который за три года до этого Антиох Епифан осквернил святыню Израиля. По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они (жители Иерусалима) стали богаче — из золота», хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая Менора была золотой.
Восстание Маккавеев после этих событий продолжалось ещё более 20 лет. Тем не менее, празднование победы Маккавеев было назначено на его апогей — освобождение Иерусалима и Храма.
Слайд 4Чудо Хануки
Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины очистили Храм,
они не смогли найти ритуально чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору и освятить Храм. После продолжительных поисков всё же был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако Маккавеи всё же решили зажечь менору, поскольку Храм должен был быть освящён, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.
Слайд 5Зажигание свечей Ханукии
Главный обряд праздника - символизирует духовную стойкость и победу света над окружающей тьмой. На протяжении всех восьми дней праздника
принято зажигать свечи в ханукие в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания следующий: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми (зажигать их надо начиная с дальней от двери свечи). Ещё одна свеча, называемая шамаш , предназначена для зажигания остальных свечей и зажигается во все дни праздника перед основными свечами. Общее число свечей, используемых на Хануку, — 44.
Слайд 6Законы и обычаи праздника
Ханука входит в число праздников, празднование которых было
установлено мудрецами. По этой причине нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, исключение делается лишь для детей в школах, которые в эти дни не учатся).
В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги, готовить картофельные оладьи и играть в специальный ханукальный волчок — дрейдл.
Слайд 7Законы и обычаи праздника
Мудрецы установили дни Хануки, чтобы благодарить и славить Всевышнего
за спасение, которое Он послал Израилю. Для этого была написана вставка «За чудеса», которую читают в благословении Модим («Мы благодарим») в молитве Амида («Восемнадцать благословений»). Эту вставку также принято читать в Биркат ха-мазон («Благословении после трапезы»).
Существует также заповедь читать полный Галель с благословением в каждый из восьми дней Хануки. Ведь согласно Галахе, всякий раз, когда народ Израиля избавляется от серьезной опасности — порабощения или смерти, — он должен читать Галель.
И хотя в Хануку нет обязанности устраивать особую праздничную трапезу, всё же, по мнению многих законоучителей, есть заповедь накрывать в Хануку праздничный стол, чтобы таким образом выразить радость в связи с чудесным спасением, которое Всевышний послал Израилю «в те дни, в это время». А некоторые авторитеты утверждают, что за чудо духовного спасения мудрецы постановили читать Галель и благодарить Всевышнего, а в память об освящении Храма следует устраивать трапезы.
Слайд 8Законы и обычаи праздника
На практике принято устраивать в дни Хануки трапезы более обильные,
чем обычно. За праздничным столом произносят речи на темы, связанные с Торой, поют песнопения и читают славословия, благодаря чему, по мнению всех авторитетов, эти трапезы отвечают категории «заповеданная трапеза». Кроме того, слова Торы придают трапезам особую ханукальную атмосферу, основу которой составляет духовная радость, а трапеза является выражением этой радости.
Слайд 9Законы и обычаи праздника
Существует обычай есть в Хануку молочные блюда, в частности, из
творога и сыра, в память о чуде, связанном с ними. Речь идет о чудесном спасении, которого удостоился Израиль, когда Йеѓудит, дочь первосвященника Йоханана, накормила врага молочными яствами, а когда он заснул, убила его. И хотя эта история произошла до событий Хануки, память о мужестве Йеѓудит придала Хасмонеям силы, чтобы восстать против греков. Поэтому ее отважный поступок тоже относится к ханукальному чуду. В Хануку принято есть и блюда, жареные в масле, например, пончики (суфганиот) и оладьи (левивот).
Слайд 10Спасибо за внимание!
Выполнила:
Банина Алина, 4 «а» класс