Слайд 1Проблемные ситуации на уроках природоведения.
Составитель:
Малышева
Валентина
Николаевна.
Слайд 2Тема: «ОСЕНЬ»
проблемные вопросы.
1. Что приближает наступление осени: затяжные дожди или
изменения положения солнца на небосклоне?
2. Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовестных работников сельского хозяйства?
Слайд 3Ответ.
Вспаханная почва с насекомыми быстро промерзает.
Слайд 4Проблемные вопросы.
3. По каким признакам птичка – незнакомка, пролетая над полем
и огородом, приняла осень за весну?
(Посев озимых, моркови, петрушки, укропа, свеклы, посадка молодых деревьев.)
4. Почему у двух растущих рядом берез разная окраска листьев, а у отдельно стоящих кленок одинаковая?
Слайд 5Проблемные вопросы.
5. Можно ли сказать, что зелено -листные сосна и ольха
не готовятся к зимним холодам?
Слайд 6Проблемные вопросы.
6. Верно ли такое утверждение: если осеннее похолодание не изменяет
цвет зеленых и узких листьев ивы – значит она хвойное растение?
(В листьях присутствует только хлорофилл)
7. Почему поздней осенью кудрявая календула загрустила, а стройный одуванчик был спокоен? И стоило ли ей грустить?
(Однолетник и многолетник. Подарила жизнь многим деткам – семенам).
Слайд 7Проблемные вопросы.
8. Почему за выращенное растение, которое цветет и плодоносит. Люди
называют человека биологом, а не цветоводом?
9. Почему озеленители в городском сквере посадили вместе с розами и пионами пирамидальный дуб, ведь у него нет красивых цветов?
(Он очищает воздух, имеет красивую крону, листья и плоды.)
Слайд 8Проблемные вопросы.
10. Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь
там тепло, даже листья у трав зеленые?
11. Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи домики
12. Как вести себя, если ты попал под осенний дождь, а домой добираться еще далеко?
(Не стоять на месте, ускорить шаг, подпрыгивать, бежать).
Слайд 9Проблемные задания.
1. Рассмотри плоды : клюквы, малины, огурца, яблока, лесного ореха.
Обрати
внимание на размер, форму, цвет. Твердые или мягкие, установи, чей звук сильнее.
Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество.
Почему маленькая клюква приняла за своих родственников огромный огурец и яблоко?
А не лесной орешек?
( Сочные и сухие. Односемянные и многосемянные плоды)
Слайд 10Проблемные задания.
2. Рассмотри плоды клена и березы. Сравни их размеры. Найди
семена и крылышки, с помощью которых семена летают. Подумай, почему ранней весной на территории было больше всходов клена, а не березы, хотя семян у нее намного больше, чем у клена?
Слайд 11Проблемные задания.
3. Перед тобой два хвойных растения: лиственница и ель. Листья
– хвоинки у них очень узкие по сравнению с листопадными растениями. Определи их твердость. Одинаковы ли они по цвету? Найди отличия. Почему у лиственницы хвоя меняет окраску и опадает, а у ели нет?
( Менее тонкая, тоньше восковой слой).
Слайд 12Проблемные задания.
4. Рассмотри листья березы , клена, ольхи.
Листья какого дерева лучше
согреют растения зимой?
Быстрее перегниют и обогатят почву?
Дольше сохранят влагу?
Слайд 13Проблемные задания.
5. Рассмотри внимательно плоды клена, березы и лопуха.
Какие осенние изменения
в природе радуют эти растения?
А какие печалят?
( Солнце, ветер, увеличение шерстяного покрова у животных, появление ягодников, грибников, путешественников, длительные холодные дожди, ранние заморозки и др.)
Слайд 14Проблемные задания.
6. рассмотри осенние листья клена и дуба. Окраску, форму, мягкость,
упругость, приложи к щеке . Пройдись по опавшим листьям. Шуршат, трещат, скрипят, шелестят.
Сравни листья клена и дуба.
Почему одинаково окрашенные листья издают разный звук?
Слайд 15Проблемные задания.
7. Собери старые пожелтевшие листья клена и березы. Возьми в
одну руку лист клена, а в другую – березы. Легонько потри листья. Вдохни сначала запах листьев клена. Затем березы.
Что общего в их запахах, и в чем отличие?
УДАЧНОГО ВАМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ!
Спасибо за внимание!