Слайд 1
Океан
В космосе вращается
планета
Голубого-голубого цвета.
Это цвет - от синих океанов,
Настоящих водных великанов.
В телескопы инопланетяне
Смотрят – и никак не разберут:
Почему планету океанов
Жители её Землёй зовут?
Слайд 2Тема: Вода. Круговорот
воды в природе.
Подготовила: учитель биологии
высшей
категории
ГУ «Школа-лицей №8 для одарённых детей » города Павлодара
Синицына И.Ю.
Слайд 3 Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери писал:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты - самое большое богатство на свете! »
Цель и задачи:
1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе
ранее изученного свойства воды
переходить из одного состояния в другое.
2. Повышать познавательную активность детей.
3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.
Слайд 5Я и туча, и туман,
Я - ручей и океан,
Я летаю
и бегу,
И стеклянной быть
могу.
Как вы это понимаете?
Слайд 6Что объединяет эти иллюстрации?
Слайд 7 Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?
А́йсберг — очень
большой свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Васильевич Ломоносовым Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы
Слайд 9О страшной гибели шикарного лайнера Титаник в водах Атлантического океана знают
все. Сотни обезумевших от страха людей, истошные женские крики и детский плач. Пассажиры 3-го класса погребенные заживо на дне океана - это на нижней палубе и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках - на верхней, престижной палубе парохода. Но лишь избранные знали, что крушение Титаника было запланировано, а гибель сотен женщин и детей стало очередным фактом в циничной политической игре.
10 апреля 1912 года порт Саутгемптон, Англия. Тысячи людей в порту Саутгемптон собрались, чтобы провести лайнер Титаник, на борту которого 2000 счастливчиков, отправлялись в романтическое морское путешествие по Атлантике. На пассажирской палубе собрались сливки общества - горный магнат Бенджамин Гуггенхайм, миллионер Джон Астор, актриса Дороти Гибсон. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса 3300 долларов по ценам того времени или 60000 долларов по ценам нынешних дней. Пассажиры 3-го класса заплатили всего по 35 долларов (650 долларов в пересчете на наши деньги), потому и жили на третьей палубе, не имея права подниматься наверх, где разместились миллионеры.
Слайд 10 Туман — форма конденсации паров воды
в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным. Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации — жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше −20 °C, но может встречаться даже и при температурах ниже −40 °C. При температуре ниже −20 °C преобладают ледяные туманы.
Туманы в населённых пунктах бывают чаще, чем вдали от них. Этому способствует повышенное содержание гидроскопических ядер конденсации (например, продуктов сгорания) в городском воздухе.
Туманы препятствуют нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз туманов имеет большое народно-хозяйственное значение.
Искусственное создание туманов используется при научных исследованиях, в химической промышленности, теплотехнике и других областях.
Слайд 11Сказка Капли.
1.“Жила я когда-то в большом-большом океане. Но жила я
не одна, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх”.
2.“Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
3.“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу”.
Слайд 12 4.“Мы превратились в большую тяжелую каплю и
уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу”.
5.“И приземлилась я в речку, и снова встретилась там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова”.
Слайд 13 О чем сейчас нам рассказал
Капля? Что произошло с водой в жаркий день?
Какую знакомое слово вы увидели в слове “испарение”?
- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении?
- Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье?
- Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод?
описывает Капля, когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере)?
- Во что они превращаются зимой?
- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое , называется …………....
В виде чего выпала на землю капля?
Воспроизведите последовательность путешествия капли. Можно сказать,
что вода вращается по кругу.
Этот процесс называется ……………..
Слайд 17 Круговорот воды в природе происходит непрерывно:
где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный ( не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лед).
Слайд 18 Пар охлаждается в воздухе и образуется множество водяных
капелек или ледяных кристалликов. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Плотный слой облаков образуют тучи. Из туч вода снова возвращается на землю в виде дождя или снега. Часть выпавшей на землю воды стекает по ее поверхности в водоемы, а часть просачивается в землю. И постоянно с водоемов, лугов, лесов, со всей поверхности под влиянием солнечного тепла влага испаряется. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговорот. Круговорот воды в природе никогда не прекращается
Слайд 19 Подумайте, что было бы, если бы вся вода на
Земле стала грязной, а потом и вовсе исчезла?
Слайд 20 ГРУППА ЗАДАНИЙ
«ПИТЬЕВАЯ ВОДА»:
Источник воды
(водохранилище или
озеро)
(1) Решетка
(2)
Отстойник (3) Фильтр (4) Хлорирование(5)Проверка качества
воды
Подача воды в
водопроводный
кран
Слайд 21 На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается
в городские дома, становится пригодной для питья.
Вопрос 1.1
Важно иметь источник
хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами.
Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
Вопрос 1.2
Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в
себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике.
Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
A) Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
B) В воду добавляют кислород.
C) Гравий и песок оседают на дно.
D)Токсичные вещества растворяются.
Слайд 23 Вопрос 1.3
На четвертом
этапе процесса очистки вода хлорируется.
Зачем в воду добавляют хлор?
Вопрос 1.4
Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?
Вопрос 1.5
Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая. Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?
Слайд 26- Докажите, что вода – источник жизни
Вывод: Вода жизненно необходима и
является помощником. Её нужно беречь!
- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
Слайд 27Астраха́нский государственный природный биосферный запове́дник — заповедник в дельте реки Волги в
Астраханской области России. Заповедник был учреждён 11 апреля 1919 года.
Слайд 28 Первоначально площадь заповедника составляла 23 000
га. Потом, в связи с падением уровня Каспия, ростом надводной дельты в сторону моря, площадь заповедника увеличилась почти в 3 раза и достигла 67 917 га, в том числе 11 298 га — морская акватория заповедника.
Слайд 30 1.Покружилась
звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
2.Ночь спит на земле,
а утром убегает.
3. Растет она вниз головой
Растет не летом, а зимой.
Но солнце ее припечет-
Она заплачет и умрет.
4.Рассыпался горох
На семьдесят дорог
Никто его не подберет.
Слайд 315.Старик- шутник:
на улице стоять не велит,
за нос домой тянет.
6.Я
и льдинка голубая
Я и капля дождевая
Я снежинка вырезная
Я по травке разлитая
Кто же я?
7.Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная
8.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
узкий кончик в роднике,
а широкий в море.
9.Без крыльев летит
Без ног бежит
Без паруса плывет.
10.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
Тест:
1. Источник жизни.
А) хлеб
Б) сон
В) вода
2. Свойство воды:
А) прозрачная
Б) голубого цвета
В) белого цвета
3. Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием:
А) охлаждения и нагревания.
Б) сильного ветра
В) смены дня и ночи.
Слайд 33 Задача:
Рассчитай,
сколько воды содержится в твоём теле, если на каждые 10 кг тела приходится 7 кг воды?
ТЕСТ
1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
3. Прочитай текст. Какое явление природы
в нем описано?
Поверхность океанов, морей, рек, испарение воды, водяной пар, облако, капелька воды океаны, моря, реки:
Это ________________________________
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
Слайд 35Спросил на днях малыш сосед у струйки,
льющейся из крана: -
Откуда ты?
Вода в ответ: - Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот: - Знай, малыш,
И я пришла из океана. Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле. В звонкой льдинке,
И в снежинке, И в дождинке,
И в росинке Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Слайд 37
Свойства воды. Нам уже стали привычны
дождь или снег, текучие реки и озера, огромные просторы морей и океанов. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря и реки, дождь и снег, каковы свойства оводы предстающей перед нами в таком разнообразном виде. Сейчас мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. А для этого проведем опыты.
№1.Возьмем прозрачный стакан с водой и опустим в него карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? Она прозрачна, бесцветна.
№2. Давайте понюхаем её. Что вы чувствуете? Да, вода не имеет запаха.
№3. Теперь определим форму воды. Поочередно наливаем её в разные сосуды: стакан, пиала, бутылка, крышка. Что вы заметили? Вода всегда принимает форму того сосуда, в который её наливаешь, следовательно она не имеет формы.
№4. Теперь нальем воду на любую поверхность, или на блюдо. Что происходит с водой? Да, она растекается в разные стороны. Это еще одно её свойство- текучесть. По ходу проведения опытов вывешиваются таблички со свойствами воды.
Итак, в жидком состоянии вода имеет свойства:
Свойства воды:
Бесцветна
Прозрачна
Нет запаха
Нет формы
Текучесть.
Слайд 38Домашнее задание:
Карточка по теме: «Вода. Круговорот воды в природе».
1.Сколько воды в
составе костей, сухих семян, организма медуз, клеток мозга и зародыша человека?
2.Укажите температуру кипения и замерзания воды.
3.Опираясь на изученный материал, составьте таблицу, отразив в ней свойства воды.
Слайд 39 4.Напишите эссе
на тему: «Вода –
источник жизни»,
используя
дополнительный
материал и предварительно познакомившись со
структурой написания эссе. (Смотрите ниже*).
Слайд 40 *(План эссе (строгое следование этому плану сэкономит ваше время и
силы проверяющего!!!):
Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы; наша тема «Вода»): "Данное высказывание относится к разделу математики, физики, познания мира, самопознания и т.д. " 2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема ..." "Эта цитата затрагивает немаловажную проблему..." 3)Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как ....(например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации и т.д. и т.п.) "Я выбрала эту тему так как..."
Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания ..(такой-то такой-то)... пытался донести до нас мысль...." или " Автор..(такой-то такой-то)... высказывает мнение, что...." 2)Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что..." "Я разделяю точку зрения..." "Разделяю точку зрения автора лишь отчасти..." "Не могу согласиться с автором так как..."
Абзац 3: (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения.(социальной стратификации/сознания/гражданского права и т.д.)... следует..." 2)Примеры из истории и политической жизни.
3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение : "Таким образом..." "Итак, мы пришли к выводу..."
Слайд 415. Объясните, благодаря каким свойствам вода способна подняться от корней к
листьям, от поверхности земли - к верхушкам деревьев.
6. Оцените значение воды как универсального растворителя для жизни.
7. Оцените значение для живых организмов таких свойств воды, как высокая теплоёмкость и максимальная плотность.
Слайд 42 8. Выполните практические опыты и
сделайте выводы:
а) Налейте в глубокую тарелку воды и положите в неё кусочки льда. Что легче – вода или лёд? Какое значение это имеет для обитателей пресной воды?
б) Налейте немного воды в чайник и нагрейте до кипения. Сколько времени Вы потратили? Какова температура закипевшей воды? Определите, через какое время вода остынет. О каком свойстве воды можно судить по этому опыту?
в) В глубокую тарелку налейте воды (можно использовать ту, что осталась от первого опыта), на поверхность жидкости положите лист бумаги, на него монетку в 5 тенге. Что Вы наблюдаете? Какое свойство воды при этом подтверждается?
Сделайте выводы о наблюдаемых свойствах воды и их значении для организмов.
Слайд 439. Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо-
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…
О каком основном свойстве воды идёт речь в
стихотворении?
Слайд 4410. Раскройте роль воды для живых организмов, установив соответствия между левым
и правым столбцами таблицы.
Слайд 45 11. Прочитайте внимательно предложенные отрывки и вставьте пропущенные в
них слова:
Каспийское море крупнейший закрытый резервуар в мире. Воды Каспия омывают Западную часть Республики Казахстан. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате …… . ………….. ….. на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных ……., а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря.
Слайд 46Аральское море— бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана
и ………... До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. В результате обмеления резко выросла солёность Арала, что вызвало вымирание многих видов флоры и фауны, приспособленных к меньшей солёности. Море потеряло …………….. значение, закрыты порты.
Слайд 47 Балха́ш (каз. Балқаш) — бессточное полупресноводное озеро
в восточной части Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире… Существуют серьёзные опасения за экологию озера Балхаш, особенно относительно возможности повторения катастрофы, подобной Аральской.
Слайд 48Thank you
very much for your attention and good luck with
your homework!
Слайд 52Сказка Капли. “Жила я когда-то в большом-большом океане. Но жила я
не одна, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх”.