Слайд 1Современные родители – кто они?
Слайд 2
В законе РФ «Об образовании» (статья 18) говориться: «Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интел-лектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Слайд 3
В настоящее время, большинство родителей, озабочено решением проблемы в
экономической сфере, а иногда - в физическом выживании. Безусловно, в современном быстро меняющемся мире, приходиться выживать в сложных со-циальных условиях, но это никак не должно влиять, а тем более взаимодействовать, на развитие ребенка. В связи с ре-шением этих проблем, родители отстранились от воспитания и развития детей. Не зная возрастные и личностные особен-ности своих детей, зачастую занимаются воспитанием на уровне собственной интуиции. Конечно же, это не приносит никаких положительных результатов и ребенок предостав-ляется «самому себе». Многие семьи считают, что есть госу-дарственные организации, которые обязаны непосредственно заниматься развитием их детей, а именно:
«Детский сад- воспитает,
школа- научит,
а армия- закалит!»
Слайд 4
Ученые придумали специальный термин:
«поколение сдавшихся» - это о тех,
кто готов купить ребенку все, что угодно, по его требованию.
1. Современные родители балуют своих детей гораздо больше и чаще, чем когда-либо в истории.
2. Исследователи провели масштабный
опрос и выяснили, что нынешние родители гораздо чаще покупают подарки, чем это делали предыдущие поколения.
Слайд 5 Это связывают, во-первых, с существенным ростом
рынка детских товаров - просто у ребенка теперь гораздо больше желаний, чем было 50 или даже 30 лет назад; гораздо шире и разнообразнее выбор игрушек.
Во-вторых, исследователи отмечают очень сильное чувство вины за время, проведенное на работе. 60% родителей покупают ребенку игрушку по первому требованию, не дожидаясь, пока тот «заслужит» подарок. Каждый пятый родитель заявил, что не хочет разочаровывать своего ребенка, если не покупает ему то, что тот захочет. Каждый третий уверен, что у его ребенка должны быть те же игрушки, что и у его сверстников – вне зависимости от достатка материальных возможностей семьи.
Слайд 6 Психологи и педиатры всего мира бьют тревогу:
последние два поколения взрослеют в разы быстрее. Причем с биологией это никак не связано – все дело в информации, которая стала доступнее. Всё бы ничего, но детский мозг не умеет анализиро-вать гигобайты информации, которые родители, няни, бабушки пытаются в него запихнуть.
Исследования показали , что 80% современных родителей с высшим образованием прибегают к новым технологиям , чтобы загрузить личное время, и чем-то полезным занять свое чадо. Благотворное влияние образовательных компьютерных прог-рамм доказать не удалось – зато стопроцентный положительный эффект имеют объятия, совместные игры, прогулки и старомод-ное «Агу-агу!», на которых строится нормальное взросление. Требования к детям тоже очень изменились. Наши мамы часто напоминали нам, что «Я- последняя буква в алфавите», что скромность – это достоинство. А наши современные родители учат свою дочь, что скромность – это порок.
Слайд 7 Мамы и папы делают из своих детей мини-копии
себя или тех, кем бы они сами хотели быть – успешных, красивых и знамени-тых. Неважно, как – главное из малыша выросла по меньшей мере кинозвезда.
Деньги – еще один вопрос, вызывающий много споров. Надо ли финансово поощрять детей, как многие делают современные родители за пятерки? Эксперимент показал на 18 000 амери-канских школьниках, что деньги не могут долго мотивировать, особенно, когда дело касается творческих способностей. Современные дети, благодаря своим современным родителям, рано начинают жить по законам взрослых. А это убирает из их фантазии очень существенное – волшебные миры, куда взрослые мысленно возвращаются в сложные периоды своей жизни. У психологов даже есть такой термин «детский ресурс». Этот ресурс формируется в играх , в воображаемых мирах. Дворовая культура 1950-70 гг безвозвратно ушла, а ведь именно она обеспечивала предыдущие поколения набором архитипи-ческих сценариев.
Слайд 8 Козаки - разбойники, дочки-матери – это
спонтанные ролевые игры включали воображение, помогали социальной адаптации ребенка.
Модная концепция современными родителями раннего развития добивается противоположного эффекта. Один из постулатов модного течения гласит: «Любите своих детей, дайте им полную свободу бытия. Они этого заслуживают. Если вы в ребенке убиваете шалуна, вы убиваете гения».
Слайд 9
Портрет современного родительства
(негативные тенденции):
характеризуются снижением числа зарегистрирован-ных браков,
повышением уровня
разводов,
растущими настроениями осознанной бездетности,
бегством от брака, родительства вообще и ответ-ственного, в особенности,
повышением возраста матери при рождении пер-вого ребенка,
женщины чаще рассматривают детей, как необхо-димость, как часть биологической программы, без реализации которой жизнь нельзя считать сложившейся,
Слайд 10
более высокая рождаемость в наименее благопо-лучных слоях населения вполне возможно является
результатом стимула, создаваемого проектом «Материнский капитал».
поиск оптимальных стратегий совмещения своих профессиональных и родительских ролей
трансформации затрагивают не только отношения между супругами/партнерами, но и родительско-детские отношения
Слайд 11
традиционное
современное родительство
Условно разделяют
Слайд 12
В отличие от традиционного современное родительство
непосредственно не связано с браком и
кровно-родственными отношениями между родителями и детьми.
Его наполняют новые ценности, такие как стремление к самореализации, взаимопониманию и доверительным отношениям между детьми и родителями.
Содержание родительских ролей перестает быть гендерно-маркированым, приобретает договорной характер, включает многообразие поведенческих и ценностных образцов, связанных с личными предпочтениями, а также с классовыми, этническими и культурными различиями.
Слайд 14
Родительство становится объединяющей идеей,
вокруг которой возникает сложное информационное поле,
где за
потребителя — ответственного родителя — конкурируют эксперты, психологи, педагоги, врачи, реклама, глянцевые журналы, товаропроизводители, специализированные издания
Слайд 15
Все эти информационные источники предписывают
как стать правильным родителем,
как заботиться о
ребенке,
как развивать и воспитывать его, учитывая его потребности
Слайд 16
Нормативное родительство
«сознательное родительство»
«осознанное родительство»
«ответственное родительство»
«компетентное родительство»
«просвещенное родительство»
«естественное родительство»
Слайд 17
Для современного ответственного родительства характерны:
рефлексия,
сознательный выбор не только потребительских товаров
и услуг, но и моделей воспитания, цен-ностей, вокруг которых формируются детско-родительские отношения.
личная ответственность родителей, как желание обеспечить ребенку максимально ком-фортную среду для физического, интеллектуаль-ного и психологического развития
Слайд 18
Современное ответственное родительство
можно рассматривать как новый тип соли-дарности, возникающий
на основе не только осознания, но и готовности принять ответст-венность за благополучие как своего, так и чужого ребенка.
Этот новый тип солидарности основан на осознании общих проблем, идей и идеоло-гий родительства.
Он носит проблемный характер, когда об-щность возникает для решения какой-то кон-кретной задачи, связанной, например, с обу-стройством детской площадки и др.
Слайд 19
Идеальные родители…
Понимают своих детей
Любят своих детей
Помогают решать проблемы
Не кричат на своих
детей
Готовы к тому, чтобы
всегда выслушать и под-держать своих детей
Не читают нотации
Не пьют
Слайд 20
В несчастливых семьях муж и жена:
Не думают одинаково по многим вопро-сам.
Плохо понимают чувства другого челове-ка.
Говорят слова, которые раздражают дру-гого человека.
Часто ощущают на себе нелюбовь друго-го человека.
Не обращают внимания на того, кто ря-дом, спохватываясь только тогда, когда его рядом нет.
Слайд 21
Чувствуют постоянную потребность в доверии, которого им не хватает.
Ощущают
потребность в человеке, которому можно выговориться.
Редко делают комплименты друг другу.
Не считаются с мнением другого.
Мечтают о большей любви, ищут ее.
Слайд 22
Правила, обеспечивающие
семейное счастье:
Как можно меньше злиться и ворчать
друг на друга по поводу и без повода.
Не пытаться переделывать никого на свой лад
Не увлекаться критикой.
Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи.
Постоянно демонстрировать внимание родным и близким.
Быть вежливым и предупредительным в обще-нии с родными и близкими.
Слайд 23Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!