Слайд 1
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями
Подготовила материал:
практический психолог
МОУ «Средняя школа № 34»
Филатова И.Н
Слайд 2В образовании складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном
процессе - социально- психологическое сопровождение
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков,
но и связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность".
Слайд 3
Сложившаяся ситуация, связанная с высоким уровнем распространенности поведенческих факторов риска среди
детей и подростков, представляет собой важнейшую медико-социальную задачу. Наиболее перспективной мерой решения данной проблемы является широкомасштабная профилактика, предусматривающая вовлечение в неё как учителей, родителей, так и самих детей.
В нашей школе ведутся профилактические работы в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов и т.д.
Активное вовлечение родителей, а также самих детей и подростков в профилактическую работу увеличивает её эффективность.
Данная проблема существует, и разрешить её можно
только совместными усилиями педагогов и родителей.
Слайд 4
Каждый ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий
замкнут, четвертый застенчив… Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же:
«Что же делать?»
Слайд 5Сопровождение ребёнка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у
ребёнка.
Психологическое сопровождение ребёнка осуществляется совместно с педагогом.
педагог-соратник психолога в разработке
подхода сопровождению
каждого ребёнка и основной
её «реализатор».
Слайд 6Три компонента психологического сопровождения
Слайд 7
Таким образом, психолого-педагогическое
сопровождение развития ученика с особыми образовательными потребностями, проблемами в образовательном пространстве, обеспечивает его социально-личностное развитие, стимуляцию его познавательной деятельности, способствует успешной адаптации в социуме.
Слайд 8Методы, помогающие решить проблемы ребёнка
самым приятным для него способом.
Цветотерапия
Музыкотерапия
Игротерапия
Сказкотерапия
Слайд 9Цветотерапия
Метод лечения цветом, который стал сегодня
очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.
Слайд 10Музыкотерапия
Метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости
от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения. Ее можно использовать для влияния на самочувствие ребёнка.
Слайд 11Игротерапия
Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием
игры. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.
Слайд 12Сказкотерапия
Сказкотерапия - самый детский метод психологии. Зная, как сказка влияет на
жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Слайд 13Рекомендации по работе с застенчивыми детьми:
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения,
боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте –
ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.
1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3. Включать в посильные общественные дела.
4. Хвалить самостоятельность.
5. Стимулировать личную ответственность.
6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
9. Можно на время освободить от работы- дать время упокоиться.
10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Слайд 14Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми:
Этих детей характеризует
выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы ( о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей- он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».
2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.
3. Не призывать к совести, не читать морали.
4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену.
5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Слайд 15Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми:
1. Игнорируйте истерические реакции.
2. Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремитесь угодить.
5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель. 6.Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7.Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
9. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой т.к. он лжив , и
способен входить в доверие.
10. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции
бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
11.Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
12. Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть
запоминающейся.
13.Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
14. Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение.
15. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков.
Контроль не должен быть постоянным.
16. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
17. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
18. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.