Слайд 1Воронеж –колыбель российского флота
Презентацию подготовила учитель истории МКОУ «Бабяковская СОШ №2»
Кукушкина Татьяна Наумовна.
Слайд 2Воронеж – колыбель флота российского
20 октября 1696 г.
Слайд 3
История Воронежа тесно связана с деятельностью великого преобразователя российского. Все думы
молодого царя были связаны с процветанием России, сближением ее с просвещенной Европой, он мечтал о выходах к южным морям, а для этого ему нужен был сильный флот.
Слайд 5На воронежских верфях
Прибыв в Воронеж в середине марта 1696 года, Петр
сразу принялся за работу. Здесь, на луговой стороне Воронежа, его уже ждали заготовленные лесные припасы, здесь же, по чертежам самого Петра, было заложено 30 военных судов. Молодой государь без устали работал на верфи, из-под его топора вышла легкая галера «Principium». Жил Петр в крохотном домике в Успенской слободе, рядом была устроена баня и поварня.
Слайд 6Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696года
Слайд 9 Работы по постройке судов велись на Воронежской верфи. Главнокомандующим был
назначен приехавший в город в марте воевода Алексей Шеин. Фактически же всё руководство осуществлялось самим Петром. Он лично занимался строительством кораблей, работал над их оснащением и формированием экипажей. Приезд царя в Воронеж значительно ускорил темп кораблестроительных работ.
Слайд 10Руководство строительством фактически осуществлялось самим Петром.
Слайд 11
Размеры галер не превышали 38 метров в длину и 6 метров
в ширину. Вооружение состояло из 3-6 пушек, экипаж 130-170 человек. Парус служил дополнительным средством передвижения корабля. В Брянске, Козлове и других местах было приказано построить 1300 плоскодонных барж, называемых стругами, и 100 плотов для перевозки войск и снаряжения.
Слайд 12Памятник Ступинской судоверфи
Судоверфь в Павловске
Слайд 13Вскоре флот из 23 галер, 4 брандер и 2 кораблей для
похода на Азов был готов. Уже 3 мая он отправился по рекам Воронеж и Дон под Азов, который 18 июля уже был взят.
Слайд 18 Среди первых, спущенных на воду, казенных кораблей, был и двухпалубный
62-х пушечный корабль «Воронеж». Его длина составляла 37,3 м, а ширина -10,7м. Свое название он получил в память о первом Российском Адмиралтействе и главной верфи, строившей суда для Азовской флотилии. Спущен он был на воду в 1703 году.
Слайд 19В Воронеже продолжалось строительство кораблей, и государь с завидным постоянством наведывался
в город: в 1698, 1699, 1700 годах. В 1701году Петр прожил в Воронеже всю весну, - 78 дней! Он осматривает окрестности города, устье р. Воронеж и дает распоряжение об устройстве там небольшой крепости и переводе туда готовых многопушечных кораблей. В 1703 году Царь приезжает в Воронеж дважды, - на этот раз в сопровождении иностранных дипломатов, купцов и предпринимателей. Ему не терпится продемонстрировать Европе боевую мощь воронежского флота. Расчет был прост, - эти сведения должны были дойти до турок и устрашить их.
Слайд 20Последний раз, именующийся уже официально императором, Петр Великий посетил Воронеж по
возвращении из Персидского похода,
в декабре 1722 года. Пробыл он на этот раз в городе лишь сутки, был он с женой Екатериной и дал распоряжение о возобновлении здесь корабельного строительства.
Слайд 21Андреевский флаг — кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота Российской империи с
1720 по 1918 год, с 1992 года — военно-морской флаг Российской Федерации[1] и, с 2000 года, — знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации[2].
Слайд 22Этот крест и дал имя флагу. Символика Андреевского креста уходит корнями
в историю раннего христианства. Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры.
Слайд 23Корабли с гордым именем «Воронеж»
С 1892 по
1902 гг. состав Добровольного флота пополнился 8-ю грузовыми судами, носившими имена российских городов: «Ярославль», «Тамбов», «Владимир», «Киев», «Екатеринослав», «Казань», «Хабаровск»
Их называли в честь городов, где собирались пожертвования на строительство кораблей.
В 1896 году спущен на воду двухвинтовый товаро-пассажирский пароход-транспорт «Воронеж».
Слайд 24В 1896 году спущен на воду двухвинтовый товаро-пассажирский пароход-транспорт «Воронеж»
Слайд 25Командовал пароходом капитан 1-го ранга Константин Иванович Шишмарев. В его биографии
сказано, что он на службе с 1875 года, женат, имел сына. С 1890 года – капитан парохода Доброфлота «Петербург», а с 1896 года – парохода «Воронеж». Участник русско-японской войны. Капитан парохода был награжден Черногорским орденом Даниила, Орденами Святого Станислава 3-й степени и Святого Станислава 2-й степени, серебряной медалью в память царствования Императора Александра. Не принял Октябрьскую революцию. Эмигрировал в Югославию, где и умер.
Слайд 26 Еще до русско-японской войны в 1903 году пароход «Воронеж» под
его командованием совершил героический переход из Одессы во Владивосток, Шанхай, Сингапур и Порт-Саид. На пути следования парохода японцы неоднократно устраивали ему разнообразные провокации, и ловушки, преследовали миноносцами.
Но, благодаря умелым действиям капитана, предпринятой маскировке и обманным маневрам, приняв на борт заболевших матросов с кораблей нашей эскадры на Дальнем Востоке, пароход «Воронеж» благополучно вернулся в Одессу.
Слайд 27Новый пароход «Воронеж» построили по заказу СССР в 1930 году на
судоверфи Монфальконе в Италии.
Слайд 28Это было пассажирское судно, которое способно было перевести 168 пассажиров.
С
началом советско-финской войны 1939 – 1940 гг, он становится госпитальным судном (ГС-1). В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
ГС-1 в составе Беломорской военной флотили и Северного флота «Воронеж» совершал переходы с Новой Земли и Мурманска в Архангельск, доставляя туда советских раненых.
Слайд 29 Большой десантный корабль «Воронежский комсомолец» построен на судостроительном заводе «Янтарь»
в городе Калининграде. Спущен на воду
1 июля 1964 года.
Пройдя ходовые испытания, вступил в строй ВМФ в 1966году. «Воронежский комсомолец» стал родоначальником нового класса десантных кораблей.
Слайд 30Большой десантный корабль «Воронежский комсомолец»
Слайд 31 В 1993 году по просьбе правительства Грузии «Воронежский комсомолец» выполнял
миссию милосердия, эвакуировав из очага гражданской войны в Абхазии более 15 тысяч мирных жителей. Все эти годы Воронежская область шефствовала над экипажем корабля. Десятки воронежцев проходили на нем военную службу.
Корабль был награжден переходящим Красным знаменем Коминтерновского райкома ВЛКСМ. Годы перестройки и раздела Черноморского флота между Россией и Украиной у корабля отобрали имя. Он стал безымянным, в официальных сводках он именуется как БДК-65, а на бортах на месте имени появился номер 150.
Слайд 33 Атомная подводная лодка «Воронеж» (К-119) Субмарина построена в 1988 году
на «Северном машиностроительном предприятии» в городе Северодвинск.
После испытаний вошла в состав флота 29 декабря 1989 года. Оснащена крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО – «Оскар-II»), способными поражать цель на расстоянии в 625 км.
Слайд 34 Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-119 "Воронеж"
Слайд 35История продолжается…
От парусного двухпалубного корабля до современного ракетного подводного крейсера.
От грузового парохода, работающего на угле с командой более ста человек, скоростью 13 узлов в час и грузоподъемностью 5277 тонн, до современного контейнеровоза, способного перевозить 16800 тонн с командой 17 человек, на расстояние 15000 миль без дозаправки мазутом. Этот путь прошел российский флот и вместе с ним корабли, носившие и носящие имя колыбели русского военного флота города Воронежа.
Слайд 36Отрадно сознавать, что традиция присвоения имен городов кораблям, заложенная Петром-1, жива
и в наши дни. Пройдет время и на смену нынешним кораблям, носящим имя «Воронеж», будут спущены на воду другие продолжатели славных традиций.
Слайд 38В 2013 году закончилось строительство точной копии первого военного корабля российского
флота
«Гото Предистинация», он стал частью исторического парка, который планируется построить на Петровском острове, и будет курсировать по акватории водохранилища.
Слайд 40«Гото Предистинация» –корабль – музей.
Слайд 42Флоту российскому – слава!
Петру – слава!
Воронежу – слава!