Слайд 1Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
Над презентацией работали:
Акиньшина Г.С.
Медведева Т.В.
Помазуновская
О.А.
Слайд 2 «Ребенок вырастает
человеком там,
где царит надежда на лучшее,
а не страх перед худшим»
С. Соловейчик
Слайд 3«Для воспитания детей
нужен не великий ум,
а большое сердце -
способность к общению и к признанию
равенства душ»
С. Соловейчик
Слайд 4Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере
важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом.
Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Слайд 5Под родительскими установками понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку,
восприятие ребенка родителями и способов поведения с ними.
Слайд 6Установка — это своеобразное «скрытое послание» родителя ребенку, поучение. Сами родители
могут не осознавать до конца глубинное содержание, которое заключено в их установке.
Слайд 7Можно выделить ряд установок, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Приведенные
ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой и А. Луньковым. В названии установки отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.
Слайд 81. «Не живи». В бытовой речи это послание может передаваться частыми
причитаниями и высказываниями следующего типа: «Глаза мои на тебя бы не смотрели», «Чтоб ты сквозь землю провалился». Расширенный вариант установки проявляется в «воспитательных» беседах родителей на следующие темы: «Сколько бед и сложностей принес ребенок своим появлением на свет», «Как тяжелы и ужасны были роды», «Воспоминания о желании прервать беременность». Ребенок может выполнять эту установку следующим способом — демонстрировать хулиганское, провокационное поведение вне дома. Ребенок специально нарывается на наказание для уменьшения тотального чувства вины. Реальное наказание служит средством для разрядки эмоционального напряжения ребенка, так как ему проще чувствовать себя виноватым перед родителями за конкретное событие, а не за факт собственного рождения.
Слайд 92. «Не будь ребенком». В бытовой речи это может проявляться, например,
следующим образом: «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и т. п. Родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную установку, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой установки связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка. Это бывает характерно для молодых инфантильных родителей.
Слайд 103. «Не расти». Такая установка часто обращена к младшим или единственным
детям в семье. В бытовом языке она проявляется в следующих высказываниях: «Не торопись взрослеть», «Ты еще мала, чтобы краситься». Подчеркивается прелесть раннего детства. Такую установку дают родители, которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей (это может быть и боязнь «пустого гнезда», в которое неизбежно превращается семья при уходе взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: «Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку». Во взрослой жизни эти дети затрудняются создавать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями. Такая установка, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.
Слайд 114. «Не думай». В обыденной жизни эта директива проявляется в следующих
фразах, обращенных к ребенку: «Не бери в голову», «Не умничай», «Не рассуждай, а делай». В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интеллектуальную деятельность. Дети, выполняющие такую установку, во взрослом состоянии либо начинают чувствовать «пустоту в голове» при решении проблем, либо у них начинает болеть голова, либо появляется стремление «размыть» эти проблемы при помощи развлечений, алкоголя и наркотиков. Скрытый смысл такой директивы состоит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх.
Слайд 125. «Не достигай успеха». Такая директива передается в ходе воспитательных рассказов
по типу: «Сами мы университетов не кончали», «У тебя ничего не получится». Родителя высмеивают планы и идеи ребенка. В итоге у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»). Скрытый смысл установки связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок (например, при завершении ответственного проекта вдруг возникает некое обстоятельство или причина, разрушающие успешное начинание). «Честно» выполняя полученную установку, такой человек, пугаясь успеха, бессознательно «находит» многочисленные способы навредить делу, опаздывает на важную встречу, случайно проливает чернила на чертежи, попадает в больницу и т. п.
Слайд 136. «Не будь лидером». Получая такую установку, ребенок часто слышит подобные
слова: «не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все». Родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Исходя из таких побуждений, они и охраняют детей. Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стремятся доминировать в семье.
Слайд 147. «Не принадлежи никому, кроме меня». Такую установку передают родители, имеющие
проблемы в общении. Они видят в ребенке единственного друга. Родители всячески подчеркивают исключительность их взаимоотношений, непохожесть их семьи на другие семьи. С возрастом самооценка такого ребенка может быть адекватной, но он в любой группе будет чувствовать себя одиночкой, испытывая большие затруднения в ситуациях, предполагающих слияние с группой. В результате человек везде чувствует себя «не как все», кроме как в родительской семье.
Слайд 158. «Не будь близким». Скрытый смысл данной директивы, передаваемой матерью ребенку,
состоит в следующем посыле: «Любая близость опасна, если это близость не со мной». В отличие от предыдущей установки, она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой. Во взрослой жизни такой человек будет испытывать трудности в сексуальной сфере, бояться близости с другим человеком.
Слайд 169. «Не делай». Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к
следующему: «Ничего не делай сам – это опасно. За тебя все буду делать я». При такой установке активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». Фактически люди не догадываются, что выполняют таким образам родительскую установку.
Слайд 1710. «Не будь собой». Такая директива может, например, базироваться на непринятии
родителями пола ребенка. В высказываниях, обращенных к ребенку, и способах общения с ним, подчеркивается значимость черт, которые не свойственны этому полу. Поскольку соответствующие его полу черты отрицаются, ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями, чтобы получить родительскую любовь. В итоге у него могут быть проблемы с формированием половой идентичности, а также трудности в контактах с противоположным полом. Данная директива может проявляться и в виде указания на то, что ребенок должен быть похож на какого-то другого. Например: «Твой друг это может, а ты — нет, делай как он». Скрытый смысл директивы состоит в следующем: родители хотят манипулировать ребенком, заставляя его стремиться к недостижимому идеалу. Став взрослым, такой человек постоянно собой недоволен и считает это недовольство моральной добродетелью, а также может испытывать зависть по отношению к другим.
Слайд 1811. «Не чувствуй себя хорошо». В этой установкее передается запрет на
хорошее здоровье. Мать может говорить другим в присутствии ребенка: «Он у меня хоть и слабенький, но сделал…». Ребенок приучает себя к мысли, что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Таким образом, ребенок в будущем получает разрешение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. Поэтому в будущем этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы получать внимание от окружающих, либо симулирует болезнь для манипулирования другими людьми. Оставаясь здоровым, такой человек будет страдать ипохондрией.
Слайд 19Путь ребенка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом вашего
дома, за пределами семьи. Но незримые узы, связывающие его с вами, «материнскую пуповину», он будет чувствовать всегда.
Не забывайте хвалить и поощрять ребенка!
А самое главное – ЛЮБИТЕ!
Слайд 20Список рекомендуемой литературы
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М:
Сфера, 2005. – 96с.
Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. - М.: Сфера, 2002. – 64 с.
Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М.: Флинта. 2002. – 128 с.
Мальханова И. Школа для трудных родителей. – М: АиФ Принт, 2004. – 248с.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин¬ститута Психотерапии. 2003. - 319 с.
Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЭНИТИ-Дана, 2001, - 277 с.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика. 1989. – 555с.
Фроман Э. Десять ошибок, которые совершает человек. - М.: Педагогика. 2000. – 170 с.
Слайд 21Информационные источники:
pravkamchatka.ru
school2.admsurgut.ru
therapeutic.ru ›