Слайд 1«Мне о России надо говорить!»
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
для обучающихся 5-9 класса
http://aida.ucoz.ru
Составитель:
Локосова Светлана Валерьевна
классный руководитель
ГБОУ «СОШ №9» г. Кинеля
Слайд 2*
http://aida.ucoz.ru
Актуальность программы
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись
одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта взаимодействия школы и детей должен быть направлено на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их гражданское становление». Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Слайд 3*
Цель программы
Создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной
личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Слайд 5*
Основные принципы программы
Слайд 7*
Основные направления воспитательной деятельности
Слайд 8*
Интеллектуальная игра в детской библиотеке «Отечества достойные сыны»
Конкурс военной песни
Слайд 11*
Областной конкурс Головкинские чтения
Турнир в клубе «Эрудит»
Слайд 13*
Классный час
«МЫ ЗЕМЛЯНЕ – НАШ ДОМ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Достопримечательности Казани
Слайд 17*
Самарская Лука
Пещера Степана Разина
Слайд 18*
ОБЪЕДИНЕНИЕ «ИСТОКИ»
«Истоки» - это добровольное сообщество людей, разделяющих идею о том,
что от комплекса
национальной неполноценности,
комплекса «Ивана, не помнящего своего родства»
можно избавиться путем
приобщения юного
поколения россиян к
историческим,
духовным и культурным
источникам нашего
народа.
Слайд 19*
САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ
«ИСТОКИ»
1. Высшим органом самоуправления в объединении является:
-
Большой Совет членов объединения
2. Для решения повседневных проблем, решения значимых вопросов жизни объединения, а также для волеизъявления членов объединения практикуется проведение:
- Малых Советов членов объединения;
- Совета партнеров объединения.
3. В рамках системы самоуправления действуют следующие структуры:
● Круг нашего общения;
● Школа духовно-нравственного совершенствования Личности для членов объединения «ИСТОКИ»;
● Клуб духовного родства «Отцы и дети – круг наш неделим».
● Творческие мастерские:
- праздничных дел мастеров (Праздничное конструкторское бюро);
Слайд 20*
Взаимодействие с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения
между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Основные направления деятельности с родителями:
- познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками);
- поддержка физического здоровья учащихся;
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала;
- поддержка одаренных детей;
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Формы работы с родителями
1. Встречи за «круглым столом».
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные встречи.
4. Психолого-педагогические консультации.
5. День открытых дверей.
6. Психологические тренинги.
7. Совместные праздники.
8. Семейные конкурсы и экскурсии.
Слайд 21*
Результативность
Показатели эффективности реализации программы:
● Проявление
индивидуальности классного коллектива.
● Развитие классного и школьного самоуправления.
● Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
● Рост познавательного интереса к истории города, расширение знаний о малой Родине, о традициях родного народа; посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры города Кинеля и Самары.
● Сформированность активной гражданской позиции, развитие волонтерского движения, активное участие в жизни городского округа Кинель.
● Участие воспитанников в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
● Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
● Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в
классе и школе.
● Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
● Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
● Высокий уровень стремления к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Слайд 23*
ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Для исследований классного коллектива использовались методики:
●«Психологический климат в
коллективе»,
●«Социометрия»,
●«Групповая сплоченность» Сишора из учебного пособия «Основы социальной психологии» А.А.Илькухин , Дорофеева В.Н., г Отрадный, 1994г.;
●«Дерево» Л.П. Понамаренко,
●«Самооценка» Дембо-Рубинштейна,
●«Эмоциональное отношение к учению» Андреевой А.Д.
Слайд 24*
Определение индекса групповой сплоченности
Методика Сишора
Групповая сплоченность - чрезвычайно важный
параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое
Диаграмма 1«Как вы оценили бы свою принадлежность к классу» (в %)
где 1 – чувствую себя его членом, частью коллектива, 2- участвую в одних видах деятельности и не участвую в других, 3 – живу и существую отдельно от интересов класса, 4- не знаю
Слайд 25*
Диаграмма 2 «Перешел ли бы ты в другой класс » (в
%)
где 1- да, хотел бы, 2 -скорее перешел бы, чем остался, 3- не вижу разницы,4- хочу учиться только в этом классе
Слайд 26*
Диаграмма 3 «Каковы взаимоотношения в вашем классе» (в %)
где 1 -
лучше, чем в большинстве классов, 2- примерно такие же, как и в других классах, 3- хуже, чем в большинстве классов, 4 – не знаю
Слайд 27*
Диаграмма 4 «Взаимоотношения с классным руководителем» (в %)
где 1- лучше, чем
в большинстве классов, 2- примерно такие же, 3- хуже, 4 – не знаю
Слайд 28*
Диаграмма 5 «Каково отношение к учебе в вашем классе» (в %)
Где
1 лучше, чем в других классах, 2- примерно такое же как и в др классах, 3 хуже, 4- не знаю
Вывод: в развитии коллектива наблюдается положительная динамика по всем показателям. Учащиеся дорожат тем, что учатся в этом классе и у них доверительные отношения с классным руководителем. Уровень групповой сплоченности соответствует высокому уровню
Слайд 29*
Динамика развития межличностных отношений в ученическом коллективе.
Таблица: «Динамика иерархических позиций учащихся
в классе»
Пользуясь полученными данными проведенных исследований по социометрии (определение положения школьника в системе межличностных отношений) прогнозируется работа с целью изменения неблагополучного статуса отдельных учащихся, увеличения количества положительных взаимосвязей, что характеризует класс как группу с высокой сплоченностью.
Слайд 30*
Диаграмма «Уровни школьной мотивации» (в %)
Таким образом, по этой методике
мы видим, что сейчас в классе нет подростков с отрицательным отношением к учению, и в целом стало больше учащихся с продуктивной мотивацией и позитивным отношением к учению. Меньше стало детей, которые плохо контролируют свои эмоции на уроке и имеют высокую школьную тревожность.
где 1- подростки с продуктивным эмоциональным отношением к учению
2- подростки с общим позитивным отношением, но без выраженной познавательной активности
3 – с общим позитивным отношением при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения
4- с диффузным, неопределенным отношением
5 – с разной степенью отрицательного эмоционального отношения
6 – подростки, проявляющие на уроке чрезмерную эмоциональность.
Слайд 31*
Динамика самооценки учащихся
(Методика Дембо-Рубинштейна)
Соотношение продуктивной и непродуктивной самооценки
в 5-б
и 6-б классах
В 5-м классе самооценка у большинства была явно очень высокой, а притязания часто не служили стимулом личностного развития. У большинства учащихся 6-б класса продуктивная и гармоничная самооценка (74%). Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих учащихся в значительной степени сбалансировано. Самооценка стала более критичной и объективной, при этом сохраняя высокие свои значения.
Слайд 32*
Великий Элберт Хаббард когда-то сказал, что «…цель обучения и воспитания –
научить обходиться без учителя и воспитателя». Я шаг за
шагом иду к этой цели, выстраивая свою траекторию, единственно верную и
оптимальную. На пути еще много нерешенных задач, проблем, неосуществленных
планов.
Задач много, а цель одна – воспитание всесторонне
и гармонично
развитой личности!