Презентация, доклад на тему Специфика работы психолога в детском саду

Содержание

Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи

Слайд 1Специфика работы психолога в детском саду
Выполнила: Москвитина Мария

Специфика работы психолога в детском садуВыполнила: Москвитина Мария

Слайд 2Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко

понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельностью.
Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только

Слайд 3Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении
Связаны с охраной физического и

психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Основные функции психолога в детском дошкольном учрежденииСвязаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий,

Слайд 4Одна из важнейших задач психолога - сделать все возможное, чтобы обеспечить

реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах.
Одна из важнейших задач психолога - сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском

Слайд 5В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого

психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6—7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости.
В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как

Слайд 6Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем,

что:

1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы;
3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызыва- I ет необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.

Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что: 1) ребенок не способен самостоятельно

Слайд 7Особенности психодиагностической работы в детском саду обусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и

индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Блок I. Психологические показатели:
·        способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
·        мотивационно-потребностной сферы;
·        денностной системы (нравственная позиция ребенка);
·        возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
·        психомоторной сферы;
·        личностно-эмоциональных особенностей.

Особенности психодиагностической работы в детском саду обусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста: Блок

Слайд 8Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей:
·        темп;
·        стеничность;
·        адаптивность;
·        динамичность;
·        лабильность

нервной системы.
Блок III. Психолого-педагогические показатели:
·        обучаемость и предпосылки учебной деятельности;
·        специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
·        достижения (знания, умения и навыки).
·        Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педколлектива дошкольного учреждения с детьми:
·        стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ребенок);
·        воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания);
·        образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);
·        психологическая личностно-эмоциональная стабильность педагогических кадров (членов педагогического коллектива).

Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей:·        темп;·        стеничность;·        адаптивность;·        динамичность;·        лабильность нервной системы.Блок III. Психолого-педагогические показатели:·        обучаемость

Слайд 9Показатели особенностей семецных отношений:
·        стиль взаимоотношений в семье;
·        воспитательная стратегия родителей

(лиц, их заменяющих);
·        сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной);
·        психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность родителей.

Показатели особенностей семецных отношений:·        стиль взаимоотношений в семье;·        воспитательная стратегия родителей (лиц, их заменяющих);·        сформированность и активизация

Слайд 10Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.
1. Подготовительный:
·       

медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
·        социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
·        педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;
·        семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов. 1. Подготовительный:·        медицинский анамнез на основе специальной

Слайд 112. Адаптационный:
·        знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним,

анализа продуктов детского творчества.
3. Основной: тестирование.
4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.
5. Заключительный:
·        констатация результатов обследования в процессе беседы;
·        рекомендации родителям или воспитателям.

2. Адаптационный:·        знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.3. Основной: тестирование.4.

Слайд 12Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:
·        удержание единой пространственной позиции

психолога с ребенком («глаза в глаза»);
·        предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);
·        чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение—конструирование—движение—рисование);
·        временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка); #
·        регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств;
·        регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;
·        дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;
·        варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий.

Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста: ·        удержание единой пространственной позиции психолога с ребенком («глаза в

Слайд 13Специфики психокоррекционной работы с дошкольниками.
Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра,

игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции.
Специфики психокоррекционной работы с дошкольниками.Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра, игровые занятия и основанные на них

Слайд 14В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:
1) он не

вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;
2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;
3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;
4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.

В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами: 1) он не вправе определять индивидуальный ход психического

Слайд 15Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические

мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:
·        двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;
·        двигательно-организующая (регуляционная) — от 5 до 10 мин;
·        имитационно-выразительная (идентификационная) — от 10 до 30 мин.

Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа

Слайд 16План работы педагога-психолога
Подготовительный этап
 
 
1. Изучение адаптации воспитанников к условиям жизни в

детском саду
Изучение программы детского сада Лзучение литературы по проблеме адаптации Беседы с педагогами и родителями Наблюдение за детьми
Рекомендации в помощь педагогам и родителям

План работы педагога-психолога Подготовительный этап  1. Изучение адаптации воспитанников к условиям жизни в детском садуИзучение программы детского сада

Слайд 172. Обеспечение благоприятных условий для психоэмоционального благополучия и общего развития детей
Психопрофилактика

Диагностика психологического микроклимата в группах Диагностика эмоциональных состояний детей Анализ жалоб родителей Исследование инструментария и средств развития детей в детском саду
Доклад и проект решения педагогического совета по проблеме

2. Обеспечение благоприятных условий для психоэмоционального благополучия и общего развития детейПсихопрофилактика Диагностика психологического микроклимата в группах Диагностика

Слайд 183. Создание информационной базы здо-ровьесберсгающих технологий в работе с детьми дошкольного

возраста
Анализ литературе! по теме Изучение опыта работы детских садов Наблюдение практики детского сада Консультации с методистом, медработником, инструктором по физкультуре
Банк информации о технологиях для методического кабинета детского сада

3. Создание информационной базы здо-ровьесберсгающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаАнализ литературе! по теме Изучение опыта

Слайд 194. Изучение уровня творческого потенциала педагогов
Изучение литературы по психологической экспертизе профессиональной

компстентности воспитателя и психологии педагогического творчества Подбор методик и диагностика потенциала воспитателей
Выступление на педсовете и консультации педагогов по итогам диагностики, формирование групп самои взаимопомощи 

4. Изучение уровня творческого потенциала педагоговИзучение литературы по психологической экспертизе профессиональной компстентности воспитателя и психологии педагогического творчества

Слайд 205. Работа по формированию благоприятной психологической атмосферы в педколлективе
Исследование микроклимата в

педколлективе Разработка программы тренинга педагогического общения и личностного роста для воспитателей Психодиагностика
Консультации для администрации Реализация программ

5. Работа по формированию благоприятной психологической атмосферы в педколлективеИсследование микроклимата в педколлективе Разработка программы тренинга педагогического общения

Слайд 21Основной этап Работа с детьми Развитие личности дошкольника Формирование психологической готовности детей

к школьному обучению
Первичная диагностика готовности детей к школьному обучению Исследование индивидуально-типологических особенностей детей Исследование личностных особенностей детей Изучение медицинских карт детей Коррекционно'-развива-ющая работа Психогимнастика для детей Развивающие занятия для детей (познавательные психические процессы) Школы для самых маленьких <'Азбука общения», «Веселая школа» Психодиагностика
Подготовка индивидуальных карт развития ребенка Реализация и анализ эффективности программ

Основной этап Работа с детьми Развитие личности дошкольника Формирование психологической готовности детей к школьному обучениюПервичная диагностика готовности

Слайд 22Работа с педагогами Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов
Аттестационная диагностика Диагностика личностных

особенностей Выявление психоэмоциональных проблем шдагогов
Психологическая экспертиза профессиональной компетент-юсти педагогов Психологический портрет педагогов
Оказание помощи педагогам в индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса
Анализ состояния психологического здоровья педагогов и воспитанников Психологический портрет педагога и его творческий потенциал Психологическая готовностьдетей к обучению в школе Дети «группы риска» в детском саду
-

Работа с педагогами Выявление уровня профессиональной компетентности педагоговАттестационная диагностика Диагностика личностных особенностей Выявление психоэмоциональных проблем шдагоговПсихологическая экспертиза

Слайд 23Работа с родителями
Психодиагностика Семья глазами ребенка Анализ запросов родителей Психологическое просвещение

Ваш ребенок в детском саду Что такое родитель-ство? Родительское отношение Как любить ребенка Консул ьтирование Трудности вашего ребенка Ваши затруднения в семейном воспитании'
Доклад на родительском собрании Лекции и консультации Телефон доверия для родителей

Работа с родителямиПсиходиагностика Семья глазами ребенка Анализ запросов родителей Психологическое просвещение Ваш ребенок в детском саду Что

Слайд 24Как следует из плана работы, функции психолога можно условно разделить на

два больших раздела: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду и индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка.
Как следует из плана работы, функции психолога можно условно разделить на два больших раздела: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного

Слайд 25К первому относится психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников,

участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, проведение для них индивидуальных; и групповых консультаций по проблемам детской, социальной и педагогической психологии, тренингов личностного роста и педагогического общения и других форм работы.
В работе с детьми используются различные формы коррекционно-развивающей работы, основанные на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, детских игр и в свободном обшении со взрослыми и сверстниками.
К первому относится психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников, участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности

Слайд 26БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. -

Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.
2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М. 1987. - 230 с.
3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.: ил.
4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы : Теория и практика / Перевод с литовского. - М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
5. Нельсон -Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.: ил.- (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
6. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/ А.А. Осипова -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315 с. - (Справочник)
7. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования.- М.: ПЕРСЭ, 2003. - 143 с.
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп.

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть