Слайд 1Специфика работы психолога в детском саду
Выполнила: Москвитина Мария
Слайд 2Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко
понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельностью.
Слайд 3Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении
Связаны с охраной физического и
психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Слайд 4Одна из важнейших задач психолога - сделать все возможное, чтобы обеспечить
реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах.
Слайд 5В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого
психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6—7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости.
Слайд 6Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем,
что:
1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы;
3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызыва- I ет необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.
Слайд 7Особенности психодиагностической работы в детском саду обусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и
индивидуального развития детей дошкольного возраста:
Блок I. Психологические показатели:
· способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);
· мотивационно-потребностной сферы;
· денностной системы (нравственная позиция ребенка);
· возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
· психомоторной сферы;
· личностно-эмоциональных особенностей.
Слайд 8Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей:
· темп;
· стеничность;
· адаптивность;
· динамичность;
· лабильность
нервной системы.
Блок III. Психолого-педагогические показатели:
· обучаемость и предпосылки учебной деятельности;
· специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
· достижения (знания, умения и навыки).
· Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педколлектива дошкольного учреждения с детьми:
· стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый — ребенок);
· воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания);
· образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);
· психологическая личностно-эмоциональная стабильность педагогических кадров (членов педагогического коллектива).
Слайд 9Показатели особенностей семецных отношений:
· стиль взаимоотношений в семье;
· воспитательная стратегия родителей
(лиц, их заменяющих);
· сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной);
· психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность родителей.
Слайд 10Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.
1. Подготовительный:
·
медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
· социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
· педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;
· семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.
Слайд 112. Адаптационный:
· знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним,
анализа продуктов детского творчества.
3. Основной: тестирование.
4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.
5. Заключительный:
· констатация результатов обследования в процессе беседы;
· рекомендации родителям или воспитателям.
Слайд 12Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:
· удержание единой пространственной позиции
психолога с ребенком («глаза в глаза»);
· предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);
· чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение—конструирование—движение—рисование);
· временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка); #
· регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств;
· регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;
· дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;
· варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий.
Слайд 13Специфики психокоррекционной работы с дошкольниками.
Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра,
игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции.
Слайд 14В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:
1) он не
вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;
2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;
3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;
4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.
Слайд 15Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические
мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:
· двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;
· двигательно-организующая (регуляционная) — от 5 до 10 мин;
· имитационно-выразительная (идентификационная) — от 10 до 30 мин.
Слайд 16План работы педагога-психолога
Подготовительный этап
1. Изучение адаптации воспитанников к условиям жизни в
детском саду
Изучение программы детского сада Лзучение литературы по проблеме адаптации Беседы с педагогами и родителями Наблюдение за детьми
Рекомендации в помощь
педагогам и родителям
Слайд 172. Обеспечение благоприятных условий для психоэмоционального благополучия и общего развития детей
Психопрофилактика
Диагностика психологического микроклимата в группах Диагностика эмоциональных состояний детей Анализ жалоб родителей Исследование инструментария и средств развития детей в детском саду
Доклад и проект решения педагогического совета по проблеме
Слайд 183. Создание информационной базы здо-ровьесберсгающих технологий в работе с детьми дошкольного
возраста
Анализ литературе! по теме Изучение опыта работы детских садов Наблюдение практики детского сада Консультации с методистом, медработником, инструктором по физкультуре
Банк информации о
технологиях для методического кабинета детского сада
Слайд 194. Изучение уровня творческого потенциала педагогов
Изучение литературы по психологической экспертизе профессиональной
компстентности воспитателя и психологии педагогического творчества Подбор методик и диагностика потенциала воспитателей
Выступление на педсовете и консультации педагогов по итогам диагностики, формирование групп самои взаимопомощи
Слайд 205. Работа по формированию благоприятной психологической атмосферы в педколлективе
Исследование микроклимата в
педколлективе Разработка программы тренинга педагогического общения и личностного роста для воспитателей Психодиагностика
Консультации для администрации Реализация программ
Слайд 21Основной этап
Работа с детьми Развитие личности дошкольника Формирование психологической готовности детей
к школьному обучению
Первичная диагностика готовности детей к школьному обучению Исследование индивидуально-типологических особенностей детей Исследование личностных особенностей детей Изучение медицинских карт детей Коррекционно'-развива-ющая работа Психогимнастика для детей Развивающие занятия для детей (познавательные психические процессы) Школы для самых маленьких <'Азбука общения», «Веселая школа» Психодиагностика
Подготовка индивидуальных карт развития ребенка
Реализация и анализ эффективности программ
Слайд 22Работа с педагогами Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов
Аттестационная диагностика Диагностика личностных
особенностей Выявление психоэмоциональных проблем шдагогов
Психологическая экспертиза профессиональной компетент-юсти педагогов Психологический портрет педагогов
Оказание помощи педагогам в индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса
Анализ состояния психологического здоровья педагогов и воспитанников Психологический портрет педагога и его творческий потенциал Психологическая готовностьдетей к обучению в школе Дети «группы риска» в детском саду
-
Слайд 23Работа с родителями
Психодиагностика Семья глазами ребенка Анализ запросов родителей Психологическое просвещение
Ваш ребенок в детском саду Что такое родитель-ство? Родительское отношение Как любить ребенка Консул ьтирование Трудности вашего ребенка Ваши затруднения в семейном воспитании'
Доклад на родительском собрании
Лекции и консультации
Телефон доверия для родителей
Слайд 24Как следует из плана работы, функции психолога можно условно разделить на
два больших раздела: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду и индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка.
Слайд 25К первому относится психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников,
участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, проведение для них индивидуальных; и групповых консультаций по проблемам детской, социальной и педагогической психологии, тренингов личностного роста и педагогического общения и других форм работы.
В работе с детьми используются различные формы коррекционно-развивающей работы, основанные на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, детских игр и в свободном обшении со взрослыми и сверстниками.
Слайд 26БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. -
Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.
2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М. 1987. - 230 с.
3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.: ил.
4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы : Теория и практика / Перевод с литовского. - М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
5. Нельсон -Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.: ил.- (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
6. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях/ А.А. Осипова -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315 с. - (Справочник)
7. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования.- М.: ПЕРСЭ, 2003. - 143 с.