Презентация, доклад на тему Школьному психологу: Приемы воздействия на клиента

Содержание

Приемы воздействия на клиентаПо своей функции во время консультации интерпретации могут быть направлены на решение следующих задач:- установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами, событиями;- акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента;- интерпретация способов психологической защиты

Слайд 1Приемы воздействия на клиента
Приемы и техники, которые лежат в основе реализации

механизмов коррекционного воздействия:
Интерпретация. Как правило, для того, чтобы пошатнуть устоявшиеся взгляды консультируемого на имеющуюся проблемную ситуацию, используется довольно универсальный прием психологической интерпретации. Интерпретация - трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента с целью улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений.
От вариативного повторения уже сказанного (перефразирования, резюмирования) она отличается тем, что способствует возникновению в сознании клиента новых личностно значимых представлений о себе и своем поведении.

Приемы воздействия на клиентаПриемы и техники, которые лежат в основе реализации механизмов коррекционного воздействия: Интерпретация. Как правило,

Слайд 2Приемы воздействия на клиента
По своей функции во время консультации интерпретации могут

быть направлены на решение следующих задач:
- установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами, событиями;
- акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента;
- интерпретация способов психологической защиты клиента, его реакций сопротивления или переноса;
- увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым;
- предоставление клиенту новой возможности понимания чувств, поведения или проблем.
Формы интерпретации тоже могут быть различными. Наиболее используемым ее видом является интерпретация как комментарий - трактовка или подача в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения.

Приемы воздействия на клиентаПо своей функции во время консультации интерпретации могут быть направлены на решение следующих задач:-

Слайд 3Приемы воздействия на клиента
Специфика интерпретации как обобщения заключается в переходе к

другому масштабу видения ситуации или в сведении в одну логическую систему разрозненных и часто не связанных в сознании клиента деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем.
Интерпретация как вывод будет уместной тогда, когда обнаруживаются причинно-следственные связи между явлениями, т.е. варианты решения психологических проблем логически вытекают из ситуации, но это не явно для клиента.
К интерпретации как аналогии прибегают тогда, когда с помощью яркого образа, метафоры стимулируют мыслительные потенции клиента, подсказывают пути самостоятельного поиска способов решения психологической задачи.

Приемы воздействия на клиентаСпецифика интерпретации как обобщения заключается в переходе к другому масштабу видения ситуации или в

Слайд 4Приемы воздействия на клиента
Конфронтация. Конфронтацию можно определить как всякую реакцию консультанта,

противоречащую “двойственному” поведению клиента, с целью показа ему способов психологической защиты, с помощью которых он стремится избежать обсуждения важных тем, а также мешающих увидеть и решить свои насущные проблемы в реальной жизни. Двойственным поведением могут быть “игры”, хитрости, сокрытие фактов или необоснованные оправдания своих действий, извинения и т.п.
Выделяются следующие функции, которые выполняет конфронтация в процессе консультирования:
- обращение внимания клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах или между ними;
- оказание помощи клиенту в возможности увидеть ситуацию объективно, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;

Приемы воздействия на клиентаКонфронтация. Конфронтацию можно определить как всякую реакцию консультанта, противоречащую “двойственному” поведению клиента, с целью

Слайд 5Приемы воздействия на клиента
- обращение внимания клиента на его уклонение от

обсуждения некоторых проблем (в некоторых случаях – на изменение темы обсуждения в процессе повествования).
Технологически реализация приема конфронтации делится на два шага-высказывания консультанта:
- констатирует определенный аспект поведения клиента;
- репрезентируется само противоречие.

Приемы воздействия на клиента- обращение внимания клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем (в некоторых случаях

Слайд 6Приемы воздействия на клиента
Схема высказывания консультанта следующая:
“Да (я согласен, это

так)…, но (однако, вместе с тем)…”.
Необходимо помнить следующие правила для применения конфронтации:
- ее нельзя использовать как наказание за неприемлемое поведение клиента;
- она не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиента (только помочь распознать эти способы);
- нельзя использовать конфронтацию для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта;
- она не должна быть категоричной и агрессивной (начинать необходимо словами “мне кажется”, “если я не ошибаюсь”, которые выражают определенные сомнения психолога и смягчают тон высказывания).

Приемы воздействия на клиента	Схема высказывания консультанта следующая: “Да (я согласен, это так)…, но (однако, вместе с тем)…”.	Необходимо

Слайд 7Приемы воздействия на клиента
Парадоксальные вопросы. Перевести разговор в новую плоскость можно

также с помощью техники парадоксальных вопросов, позволяющей пошатнуть “абсолютные истины”, которыми оперирует клиент. Например, когда клиентка, обратившаяся по поводу разногласий с мужем, в один из моментов разговора в сердцах воскликнула: “Не могу же я сказать об этом (сексуальная дисгармония) своему мужу!”, психолог парировал: “А почему бы ему об этом и не сказать? Давайте поразмыслим, что бы из этого вышло”.
Приемы воздействия на клиентаПарадоксальные вопросы. Перевести разговор в новую плоскость можно также с помощью техники парадоксальных вопросов,

Слайд 8Особенности консультирования
Идеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и

чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда.
Особенности консультированияИдеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них

Слайд 9Особенности консультирования
Правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у

консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.
Особенности консультированияПравильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не

Слайд 10 Часы на столе или на стене
- это важный атрибут психотерапевтического кабинета,

напоминающий клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и динамично.
Часы на столе или на стене  - это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту

Слайд 11Обратите внимание:
Ранний приход (за час или больше) свидетельствует о озабоченности проблемой

и вместе с тем достаточно высоким уровнем мотивации к работе.
- Систематическое опоздание считается в классическом психоанализе одним из сопротивления проводимому «лечению».
Обратите внимание: Ранний приход (за час или больше) свидетельствует о озабоченности проблемой и вместе с тем достаточно

Слайд 12 Ошибки начинающего консультанта:
Не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом;

Очень важный

момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени;

- Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование;
Ошибки начинающего консультанта: Не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом; Очень важный момент начала беседы - знакомство

Слайд 13Нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглашения, иногда

настолько торопясь, что забывают представиться. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться;

- Если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказывать о себе репликами типа:
“Слушаю вас внимательно” ;
Нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглашения, иногда настолько торопясь, что забывают представиться. В

Слайд 14К неудачным словам, которые, встречаются в речи консультанта, относится слово “проблема”.


Употребление этого слова в начале беседы, до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию;
К неудачным словам,   которые, встречаются в речи консультанта, относится слово “проблема”. Употребление этого слова в

Слайд 15Ошибка начинающих консультантов - излишняя
фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования

репликами типа: “Не бойтесь”, “Не напрягайтесь”, “Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...”. В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться;
Ошибка начинающих  консультантов - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: “Не бойтесь”, “Не

Слайд 16Сопротивление консультированию -

распространенное явление в начале беседы, когда клиент, уже находясь

в кабинете психолога, все еще задает себе вопрос, стоило ему сюда приходить или нет;
Сопротивление консультированию - распространенное явление в начале беседы, когда клиент, уже находясь в кабинете психолога, все еще задает

Слайд 17Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает разговор с общих тем

и вопросов. Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений сопротивления, страха перед началом беседы и ее возможными последствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию, задав вопрос:
“А почему Вас волнуют эти вопросы, что привело сюда лично вас?”
Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает разговор с общих тем и вопросов.   Необходимо помнить,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть